Актуальность темы исследования. Обучение чтению важный этап в развитии каждого ребенка. Учиться читать вообще достаточно сложно даже для праворукого ребенка, которому созданы все условия для обучения, разработаны специальные программы. Для леворукого ребенка в мире праворуких людей обучение чтению становится серьезным испытанием. Учитывая, что левши воспринимают мир иначе, чем правши, то и методики обучения чтению должны учитывать эти особенности детей.
Объект курсовой работы – леворукие и праворукие дети, обучающиеся чтению.
Предмет курсовой работы – стратегии обучения чтению леворуких и праворуких детей.
Цель курсовой работы – изучить особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей.
Задачи курсовой работы:
Изучить леворукость, ее специфику и причины возникновения;
Рассмотреть подходы к обучению леворуких детей;
Определить отличия праворуких и леворуких детей;
Проанализировать особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей.
Теоретико-методологическая база исследования. С проблемой леворукости соприкасается проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Особенности функциональной ассиметрии мозга и связанные с этим проблемы леворукости поднимались в исследованиях таких ученых, как Х.Гордон, П. Брок, К. Вернике, Х.Джексон, Х.Килер, С. Спрингер, Г.Дейч; в работах отечественных ученых: М.Безруких, Т.Г. Бетелевой, Н.В.Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.Г.Князевой, Н.Н. Богданова, Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной, Э. А. Голубевой, Н.Н.Даниловой.
Структура курсовой работы. Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава посвящена особенностям леворуких детей. Вторая глава содержит данные об особенностях обучения чтению леворуких и праворуких детей.
Глава 1 Особенности леворуких детей
1.1. Леворукость, ее специфика и причины возникновения
В современном мире большая часть людей – праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне индеферентно, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему говорит о малой изученности явления леворукости.
В современных условиях как дошкольного, так и школьного образования, леворукие дети очень часто сталкиваются с множеством проблем, особенно при обучении письму. В настоящее время в образовании утверждаются гуманистические ценности, где ведущим подходом становится личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка. В современной интерпретации личность школьника становится субъектом образовательного процесса. По-иному в данном контексте, в отличие от традиционного подхода в педагогике, рассматривается вопрос обучения леворукого ребенка. Леворукость, как индивидуальная особенность, в процессе воспитания и обучения непременно должна учитываться и педагогами, и родителями. Проблема леворукости тесно связана с проблемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Безусловно, учет психофизиологических основ леворукости и совокупность мероприятий, направленных на адаптацию леворукого ребенка в процессе обучения, - это надежный фундамент для создания комфортных условий в процессе восхождения ребенка на новую ступень развития.
Причины леворукости до сих пор неизвестны, и данное явление вызывает большой интерес исследователей. Проблемы леворуких людей занимают умы ученых более ста лет. Актуальность данной проблемы порождает большое количество предположений и теорий, связанных с возникновением леворукости.
В научной литературе среди многочисленных теорий о проблемах леворукости существенное место занимают теории о процессе обработки информации «левшами» и «правшами». Одна из них указывает на существенные различия в данном процессе и выделяет два метода переработки:[13]
- одновременно-визуальный;
- линейно-последовательный.
Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейно - последовательный» метод, в котором одна мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем человек перейдет к следующей, т.е. последовательно, друг за другом. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуально- одновременный» метод, при котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.
Многочисленные исследования показывают, что в процессе мышления, в ходе решения проблемы «правши» опираются, в большей степени, на «анализ», а «левши» - на «синтез».
В настоящее время на стыке таких наук как биология, психология, физиология разрабатывается теория, положения которой утверждают, что за формирование левшества отвечает определенный ген.
Говоря о проблеме леворукости, о трудностях, которые нередко испытывают дети в образовательных учреждениях, хотелось бы рассмотреть основные характеристики левшей. Правополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Мотивацией для них могут стать стремление к самосовершенствованию, попытки завоевать лидерские позиции в коллективе, борьба с собственными комплексами. Дети, обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, «сильны» вопросами, решаемыми интуитивным путем, и очень хорошо образно мыслят. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию.
У леворуких детей чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного текста. На занятиях физкультуры плохо ориентируются в пространстве, путают левую и правую стороны.
У левшей нередко встречается нарушение или недостаточность развития зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, что в результате может приводить к возникновению следующих трудностей в:
- восприятии и запоминании сложных конфигураций букв при чтении, что влечет за собой медленный темп;
- формировании зрительного образа букв, цифр (ребенок может путать похожие по конфигурации буквы, цифры, писать лишние или не дописывать элементы букв, цифр);
- выделении и различении геометрических фигур; наблюдается замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
- работе по образцу; копировании;
- устойчивости почерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- написании букв, цифр, графических элементов; часто наблюдается зеркальность;
- темпе письма, как правило, он медленнее.
Безусловно, наличие вышеперечисленных проблем может оказывать негативное влияние на адаптационный период в начальной школе.
В связи с этим встает вопрос о своевременной диагностике состояния моторной сферы у леворуких детей и коррекции выявленных нарушений, способной предупредить трудности освоения письма. Благодаря диагностике можно проследить за развитием мелкой моторики у леворуких детей, узнать, репродуцирует ли леворукий ребенок, что было упущено в ходе работы. Диагностика проводится для определения показателя уровня развития мелкой моторики, для выбора нужного направления в работе.
1.2 Подходы к обучению леворуких детей
Многие специалисты считают, что целесообразно применять методики, определяющие ведущую руку, в возрасте 4-5 лет. С 2 до 4-5 лет руки у ребенка еще практически равноценны и достаточно активны, и большую часть действий он делает обеими руками. Только в 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Первоначальное обследование состояния ручного праксиса может осуществляться с использованием методик: «Домик» (Н.И.Гуткиной); «Дорожки» (Л.А.Венгер); рисование простых узоров с целью определения уровня готовности руки к овладению письмом и т.д. ( Хорсанд Д.В).
Эти методики дополняются и адаптируются с учетом особенностей леворуких детей. В дальнейшем, следует провести диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, используя тесты, разработанные С.Е.Гавриной; Н.Л.Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В.Щербининой и др.
В результате ряда проведенных методик можно получить информацию, касающуюся следующих параметров:[18]
- навык владения карандашом;
- графические навыки на уровне возрастных требований;
- ориентировка на листе бумаги;
- ориентировка в пространстве.