Курсовая работа|Педагогика

Стратегии обучения чтению леворуких и праворуких детей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2008 | Страниц: 32

Введение

Глава 1 Особенности леворуких детей

1.1. Леворукость, ее специфика и причины возникновения

1.2 Подходы к обучению леворуких детей

Выводы по первой главе

Глава 2 Особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей

2.1. Отличия праворуких и леворуких детей

2.2. Особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы  

Актуальность темы исследования. Обучение чтению важный этап в развитии каждого ребенка. Учиться читать вообще достаточно сложно даже для праворукого ребенка, которому созданы все условия для обучения, разработаны специальные программы. Для леворукого ребенка в мире праворуких людей обучение чтению становится серьезным испытанием. Учитывая, что левши воспринимают мир  иначе, чем правши, то и методики обучения чтению должны учитывать эти особенности детей.

Объект курсовой работы – леворукие и праворукие дети, обучающиеся чтению.

Предмет курсовой работы – стратегии обучения чтению леворуких и праворуких детей.

Цель курсовой работы – изучить особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей.

Задачи курсовой работы:

Изучить леворукость, ее специфику и причины возникновения;

Рассмотреть подходы к обучению леворуких детей;

Определить отличия праворуких и леворуких детей;

Проанализировать особенности обучения чтению леворуких и праворуких детей.

Теоретико-методологическая база исследования. С проблемой леворукости соприкасается проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Особенности функциональной ассиметрии мозга и связанные с этим проблемы леворукости поднимались в исследованиях таких ученых, как Х.Гордон, П. Брок, К. Вернике, Х.Джексон, Х.Килер, С. Спрингер, Г.Дейч; в работах отечественных ученых: М.Безруких, Т.Г. Бетелевой, Н.В.Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.Г.Князевой, Н.Н. Богданова, Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной, Э. А. Голубевой, Н.Н.Даниловой.

Структура курсовой работы. Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава посвящена особенностям леворуких детей. Вторая глава содержит данные об особенностях обучения чтению леворуких и праворуких детей.

 

Глава 1 Особенности леворуких детей

1.1. Леворукость, ее специфика и причины возникновения

В современном мире большая часть людей – праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне индеферентно, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему говорит  о малой изученности  явления леворукости.   

В современных условиях как дошкольного, так и школьного образования, леворукие дети очень часто сталкиваются с множеством проблем, особенно при обучении письму. В настоящее время в образовании утверждаются гуманистические ценности, где ведущим подходом становится личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка. В современной интерпретации личность школьника становится субъектом образовательного процесса. По-иному в данном контексте, в отличие от традиционного подхода в педагогике, рассматривается вопрос обучения леворукого ребенка. Леворукость, как индивидуальная особенность, в процессе воспитания и обучения непременно должна учитываться и педагогами, и родителями.  Проблема леворукости тесно связана с проблемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Безусловно, учет психофизиологических основ леворукости и совокупность мероприятий, направленных на адаптацию леворукого ребенка в процессе обучения, - это надежный фундамент для создания комфортных условий в процессе восхождения ребенка на новую ступень развития.

Причины леворукости до сих пор неизвестны, и данное явление вызывает большой интерес исследователей. Проблемы леворуких людей занимают умы ученых более ста лет. Актуальность данной проблемы порождает большое количество предположений и теорий, связанных с возникновением леворукости.

В научной литературе среди многочисленных теорий о проблемах леворукости существенное место занимают теории о процессе обработки информации «левшами» и «правшами». Одна  из них указывает на существенные различия в данном процессе и выделяет два метода переработки:[13]

- одновременно-визуальный;

- линейно-последовательный.

Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейно - последовательный» метод, в котором одна мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем человек  перейдет к следующей, т.е. последовательно, друг за другом. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуально- одновременный» метод, при котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.  

Многочисленные исследования показывают, что в процессе мышления, в ходе решения проблемы «правши» опираются, в большей степени, на «анализ», а «левши» -  на «синтез».  

В настоящее время на стыке таких наук как биология, психология, физиология разрабатывается теория, положения которой  утверждают, что за формирование левшества отвечает определенный ген.

Говоря о проблеме леворукости, о трудностях, которые нередко испытывают дети в образовательных учреждениях, хотелось бы рассмотреть основные характеристики левшей. Правополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Мотивацией для них могут стать  стремление к самосовершенствованию, попытки завоевать лидерские позиции в коллективе, борьба с собственными комплексами. Дети, обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, «сильны» вопросами, решаемыми интуитивным путем, и очень хорошо образно мыслят. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию.

У леворуких детей чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного текста. На занятиях физкультуры плохо ориентируются в пространстве, путают левую и правую стороны.

У левшей нередко встречается нарушение или недостаточность развития зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, что в результате может приводить к возникновению следующих трудностей в:

     - восприятии и запоминании сложных конфигураций букв при чтении, что влечет за собой медленный темп;

     - формировании зрительного образа букв, цифр (ребенок может путать похожие по конфигурации буквы, цифры, писать лишние или не дописывать элементы букв, цифр);

     - выделении  и различении геометрических фигур; наблюдается замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);

     - работе по образцу; копировании;

     - устойчивости почерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

     - написании букв, цифр, графических элементов; часто наблюдается зеркальность;

     - темпе письма, как правило, он медленнее.

Безусловно, наличие вышеперечисленных проблем может оказывать негативное влияние на  адаптационный период в начальной школе.

В связи с этим встает вопрос о своевременной диагностике состояния моторной сферы у леворуких детей и коррекции выявленных нарушений, способной предупредить трудности освоения письма. Благодаря диагностике можно проследить за развитием мелкой моторики у леворуких детей, узнать, репродуцирует ли леворукий ребенок, что было упущено в ходе работы. Диагностика проводится для определения показателя уровня развития мелкой моторики, для выбора нужного направления в работе.

1.2 Подходы к обучению леворуких детей

Многие специалисты считают, что целесообразно применять методики, определяющие ведущую руку, в возрасте 4-5 лет. С 2 до 4-5 лет руки  у ребенка еще практически равноценны и достаточно активны,  и большую часть действий он делает обеими руками. Только в 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Первоначальное обследование состояния ручного праксиса может осуществляться с использованием методик: «Домик» (Н.И.Гуткиной); «Дорожки» (Л.А.Венгер); рисование простых узоров с целью определения уровня готовности руки к овладению письмом и т.д. ( Хорсанд Д.В).

Эти методики дополняются и адаптируются с учетом особенностей леворуких детей. В дальнейшем,  следует провести диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, используя тесты, разработанные С.Е.Гавриной; Н.Л.Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В.Щербининой и др.

В результате ряда проведенных методик можно получить информацию, касающуюся следующих параметров:[18]

- навык владения карандашом;

- графические навыки на уровне возрастных требований;

- ориентировка на листе бумаги;

- ориентировка в пространстве.

  1. Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.
  2. Андреева О. В. Особенности эмоционального реагирования леворуких детей старшего дошкольного возраста / Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы 60-й научной конференции молодых ученых и студентов УГМА (Екатеринбург, 20 – 21 апреля 2005 г.). – Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2005. – С. 265-267.
  3. Андреева О. В., Лупандин В. И. Изучение особенностей психо-эмоциональной сферы у леворуких детей // Психологический вестник Урал. гос. ун-та. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. Вып. 4. – С. 209-212.
  4. Андреева О. В., Лупандин В. И. Особенности психоэмоциональной сферы леворуких детей. // Объединенный научный журнал. – 2005. № 21. – С. 52-56.
  5. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] /. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина С.Н.// Издательство "Ось-89", 1997. – 224 с.
  6. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. – С. 124.
  7. Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" – М.: Наука, 2008.- С. 128.
  8. Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – С. 160
  9. Доброхотова Т. Л., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. - 1980, № 1.
  10. Дубинина И.Ф., Зенченко Т.И. Проблемы леворуких детей в общеобразовательной школе. – Радужный, 2005. – 29с.
  11. Записки левой руки. Детская болезнь левизны / Н. Ефремова // Народное образование.- 2002.- № 9.- С. 47-51.
  12. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М. А. Шумкина // Начальная школа. -2006. - №9. – С. 14-17.
  13. Майская А.А. Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005.- С. 176.
  14. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
  15. Николаева Н. Леворукий ребенок: обучение и воспитание // Школьный психолог. – 2008. - №5
  16. О феномене леворукости / Н. Юдин, А. Муталимова // Воспитание школьников. – 2002.- № 10. – С. 75-77.
  17. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2007. С. 250.
  18. Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга и речевых процессах // Функциональная ассиметрия и адаптация человека. — М.: Московский НИИ психиатрии, 1976.
  19. Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 36 с.
  20. Федоровская Е. Левши и будущее человечества /Е. Федоровская //Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 1.
  21. Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.- С. 228.
  22. Шапарь В.Б. В лабиринтах психологической личности /В.Б. Шапарь. - Ростов – на – Дону: ФЕНИКС,2004.-С.39-44.- 509с.
  23. Юдин Н. О феномене леворукости /Н. Юдин, А.О. Муталимова //Воспитание школьников.-2002.-№ 10.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское