Курсовая работа|Русский язык

Актуализация деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 52

ВВЕДЕНИЕ

  1. Психолого-педагогические основы активизации деятельности школьников через проблемные ситуации

1.1 Понятие об активизации деятельности обучающихся

1.2 Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

  1. Опытно-экспериментальное исследование по активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка

2.1 Особенности изучения имени существительного

2.2. Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики в начальной школе

2.3 Сравнительная характеристика результатов исследования

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса. Новые цели образования требуют обновления его содержания, поиска таких форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Обилие предметных знаний при отсутствии интереса и осмысленности изучения у обучающихся может осваиваться ими только за счет эксплуатации их памяти и послушания.

Актуальность нашей работы обусловлена тем , что в последнее время проблемному обучению уделяется  весьма пристальное внимание, и это не случайно. Если школа  ставит перед собой задачи развития мышления учащихся, их  творческих способностей, то педагогически правильно  организованное обучение не может не быть проблемным.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила.

Поэтому мы и выбрали для своей курсовой работы следующую тему: «Активизация деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.».

Цель исследования - определить степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Объектом нашей работы является процесс обучения школьников.

Предмет  – проблемные ситуации как фактор  активизации деятельности учащихся на уроках русского языка

Гипотеза исследования: проблемная ситуация становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:

- она создаётся систематически;

- учитывает индивидуальные особенности обучающихся;

- ведёт к развитию мотивации учения и познавательных интересов младших школьников.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. Анализ психолого-педагогической литературы, организация целенаправленной опытно-поисковой работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности учащихся, проведение уроков.

Новизна исследования состоит в разработке и апробации экспериментальных заданий по обучению русскому языку с использованием проблемных ситуаций.

Теоретической базой исследования являются классические труды по педагогике М.И. Махмутова , И.Ф. Харламова , а также современные методические работы Е.Г. Кайдаш.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Психолого-педагогические основы активизации деятельности школьников через проблемные ситуации

1.1 Понятие об активизации деятельности обучающихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [6, 217].

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному [2, 327]. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [9, 324].

Отношение обучающих к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности [18, 421].

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие [3, 494].

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающим без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности [13, 187].

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [10, 357].

Активизация (от лат. Activus- деятельный): усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям; педагогическая мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил обучающихся.

Активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности; осуществляется по 3-м направлениям: педагогическому, социально - психологическому и социально - экономическому[18, 425].

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся [14, 117].

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [4, 138].

Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и обучающихся, а во втором - о деятельности обучающихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся [11, 328].

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней [16, 173].

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса [19, 323].

Поэтому активизация деятельности обучающихся составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения) [12,  с. 29].

 

1.2 Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться, прежде всего, психологами в связи с задачами активизации мыслительной деятельности учащихся.

Так, например, Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская утверждали: «Для пробуждения мысли важно возникновение проблемной ситуации, т. к. без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление» [12, с.118]. Проблемная ситуация является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний.

Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их творческих способностей.

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2015. - 150 с.
  2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015. - 53 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2017. - 341 с.
  4. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2016. - 45 с.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
  6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2013. - 423 с.
  7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемного обучения / А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 2013. - 467 с.
  8. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев. - Казань: Изд-во КГУ, 2016. - 209 с.
  9. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 1983. - 178 с.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - 236 с.
  11. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2013. - 104 с.
  12. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - М., 2013. - 122 с.
  13. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 354 с.
  14. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 2014. - 257 с.
  15. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. - М.: Просвещение, 2002. - 374 с.
  16. Занков, Л.В. О начальном обучении / Л.В. Занков. - М.: АПН РСФСР, 20033. - 251 с.
  17. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей / Н.В. Зубкова. - СПб.: Речь, 2016. - 48-50 с.
  18. Иванов С.В. Русский язык в школе: Проблемы предмета / С.В. Иванов // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 109-117.
  19. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка / Е.И. Игнатьев. - М.: Омега,2018. - 24 с.
  20. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильицкая. - М., 2005. - 251-253 с.
  21. Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 16
  22. Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации / В.А. Климчук. - СПб.: Речь, 2015. - 166 с.
  23. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В. Коротаева. - М., 2013. - 167-168.
  24. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения / Е.В.Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. - 44-45 с.
  25. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. Пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогич. общ-во России, 2011. - 30 с.
  26. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2013. - 375 с.
  27. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М.: ИПП, 2000. - 259 с.
  28. Леонтьев, А.Г. Педагогические ситуация. Как учить? / А. Г. Леонтьев // Знание - сила. - 2000. - № 2. - С. 86
  29. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2001. - 102 с.
  30. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 5-е изд., стереотип. - М., 2018. - 464 с.
  31. Матюнин, Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. - М.: Школа - Пресс, 2004. - 143 с.
  32. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. - М.: Педагогика, 2004. - 177 с.
  33. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика,2009. - 296 с.
  34. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань: Таткнигоиздат, 2007. - 322 с.
  35. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2009. - 178 с.
  36. Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н.М. Мочалова. - Казань: Изд-во Казанского унив-та, 2009. - 405 с.
  37. Напольникова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку / Т.В. Напольникова // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 10.
  38. Перова, Т.Ю. В лабиринте знаний: создание проблемных ситуаций на уроках русского языка / Т.Ю. Перова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 7. - С. 44-48.
  39. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г.К. Селевко. - М.: НИИ «Школа технологий», 2015. - 111 с.
  40. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2008. - 214 с.
  41. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2013. - 321 с.
  42. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах / М.С. Соловейчик. - М., 2004. - 219 с.
  43. Тихомирова, Л.Ф. Упражнение на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 202 с.
  44. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.
  45. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. - М., 1984. - 253 с.
  46. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 244 с.
  47. Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении / Н.И. Чуприкова. - М., 1995. - 274 с.
  48. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 341-343 с.
  49. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 162-164 с.
  50. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 412 с.
  51. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2015. - 323 с.
  52. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М.Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 26 стр.
Территориальная дифференциация русского языка
Solnze

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское