Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одни м из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.
Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.
Общие аспекты формирования различных приемов исследовательской работы учащихся на уроках математики затронуты в трудах В.Г.Болтянского, Б.В.Гнеденко, В.А.Гусева, О.Б.Епишевой, Л.Д.Кудрявцева, А.И.Маркушевича, на уроках естествознания – С.В. Пидгузовой, Е.В. Плащевой.
Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.
Все более остро обнаруживаются противоречия между:
— попытками учителей начальных классов по формированию у младшего школьника исследовательских умений и невозможностью управлять этим процессом в связи с неразработанностью критериально-уровневых характеристик их сформированности;
— необходимостью формирования исследовательских умений у обучающегося в образовательном процессе начальной школы и фрагментарностью теоретических и методических разработок.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: выявление педагогических условий для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе.
Разрешение данной проблемы обусловило тему исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе начальной школы».
Объект исследования — процесс формирования исследовательских умений.
Предмет исследования — педагогические условия формирования исследовательских умений.
Цель исследования — разработать педагогические условия формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности;
2) реализована позиция учителя , направленная на создание творческой образовательной среды для развития исследовательских умений;
3) разработан и реализован комплекс занятий по формированию исследовательских умений .
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и содержание понятия "исследовательские умения";
2) рассмотреть понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе;
3) провести диагностику степени сформированности у младших школьников исследовательских умений;
4) разработать систему занятий по формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочное время
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение, тестирование; опытно–экспериментальная работа и обработка ее результатов.
Исследование проводилось на базе МАОУ Новоселезневская СОШ.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главе, заключения, списка использованной литературы
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательское умение»
На актуальность разработки проблемы формирования исследовательских умений обращают внимание в связи с разработкой теории развивающего (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) и проблемного обучения (ИЛ.Лернер, М.И.Махмутов и др.). Все дидакты признают, что исследовательская деятельность соответствует интересам учеников, доступна им. В процессе выполнения исследования проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, к результату совпадает с интересом к процессу достижения этой цели, и учащиеся охотно работают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению учебных заданий. Вместе с тем ученые единодушны в своем заключении: необходимо знакомить школьников с элементами мыслительной деятельности.
Категория «умение» является частью терминологического аппарата как психологии, так и педагогики, и обладает многокомпонентной структурой.
Прежде всего, следует отметить, что данное понятие часто связывают с понятием «навык», в связи с чем нам представляется необходимым разграничить семантическое поле, к которому принадлежат эти два термина.
В.А. Сластенин и другие авторы [11] указывает, что умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение, и направляются четко осознаваемой целью. Для выработки навыка, понимаемого авторами как автоматизированное действие, необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях; в его основе лежит система упрочившихся связей.
Н.Д.Левитов под понятием «умение» подразумевает успешное выполнение действия или более сложной деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий. [68, с. 161]
В.В.Давыдов пишет, что умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач. [116, с. 376]
Сформированное умение, как отмечает Е.Н.Кабанова-Меллер, во-первых, представляет систему закрепленных (в упражнении) правильных и быстрых действий при решении задач; во-вторых, оно есть результат первого этапа овладения навыком. [47, с. 14]
В.А.Мижериков дает следующее определение понятия «умение»: «Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». [118, с. 446]
Более точные определения, с нашей точки зрения, дают Е.А.Милерян и В.П.Ушачев, включая в понятие «умение» умственные и практические действия, которые формируются на основе системы знаний (В.П.Ушачев), направленных на достижение ясно осознанной цели (Е.А.Милерян). [85, с. 13], [150, с. 53].
Б.П.Есипов дает определение умения в следующем виде: «Умение - возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умениями могут быть действия как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний. Знания и умения - две неотделимые, функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого- нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении сходных действий». [32] Л.В.Петровский конкретизирует вышесказанное, определяя умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. [117, с. 414]
В.Н.Савинцев включает в понятие «умение» теоретическую и практическую деятельность индивида, но определяет умение как способность пользоваться своими знаниями и навыками в процессе и теоретической, и практической деятельности. [126, с. 61]
На проблему взаимосвязи умений и навыков обращает внимание К.К.Платонов. Он определяет умение как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта и подчеркивает, что в умении всегда проявляется взаимодействие навыков, положительный их перенос, но при этом он отмечает, что умения всегда сознательны, их психологической основой является понимание взаимоотношений между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. [104, с. 101-102]
П.М. Скворцов [13] считает исследовательские умения сложными умениями, и выделяет в их составе три компонента: операционный (система умений и навыков), содержательный (система исследовательских знаний), мотивационный, проявляющегося в виде познавательного интереса. Учебными исследовательскими умениями, по мнению П.М.
Скворцова, нужно считать три:
1) Умение работать с научной и научно популярной литературой;
2) умение проведения наблюдения;
3) умение постановки эксперимента
О.В. Киреева подчеркивает, что исследовательская активность связана с освоением различных групп исследовательских умений, к которым относятся: умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования; умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании; умения, связанные с осуществлением детьми коллективного, совместного исследовательского поиска в экспериментировании; умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.
В.И. Грошев и В.В. Успенский относят к группе исследовательских умений способность самостоятельно осуществлять наблюдения, производить опыты, ставить эксперименты, разбираться в новом оборудовании и приборах, работать с научной литературой, организовывать свой труд исследователя, обрабатывать и обобщать результаты исследований.
Г.В. Мухамадиярова [14] выделяет следующие подходы к определению понятия «исследовательские умения»:
– способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;
– владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного
труда;
– умение применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания;
– система интеллектуальных и практических умений учебного труда, необходимая для самостоятельного выполнения исследования или его части.
Автором также выделено восемь групп исследовательских умений:
- умение работать с первоисточниками (навыки ориентировки в
профессиональной периодической литературе, умение видеть структуру
изложенного материала, умение систематизировать материал и т.п.);
- умение наблюдать явления и факты (умение выбрать объект наблюдения, определить цель и задачи наблюдения, точно и полно фиксировать и анализировать наблюдаемые явления и т.д.);
- умение анализировать явления и факты (умение расчленять изучаемое явление на составные элементы, умение мысленно соединять части явлений и устанавливать их взаимосвязи);
- умение выявлять проблему (задачу) и решать её (умение увидеть
и сформулировать проблему, умение находить способы решения
проблемы и др.);
- умение формулировать гипотезу;
- умение разработать и провести эксперимент, обработать и обобщить
результаты (умение разработать технологию и методику эксперимента, провести эксперимент, подвести его итоги, осуществить самоконтроль и самооценку);
- умение обобщить результаты исследования, сделать общие выводы (умение анализировать проделанную работу, оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости);
- умение использовать достижения смежных наук (умение использовать методы исследования, применяемые в смежной науке, преломлять ключевые и частные идеи смежной науки в область осуществляемого исследования и др.)
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время обучение вызывает большой интерес в обществе. В основе же успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он постоянно сопутствует учебной деятельности, если создаются условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные выводы и умозаключения. Широкими возможностями для формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников обладает учебный процесс. По словам В. С. Мухиной, развитие исследовательских умений и навыков у учащихся предполагает реализацию в учебно-воспитательном процессе следующих педагогических принципов:
- Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.
- Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
6.Принцип формирования представлений о динамичности знания, т.к. содержание исследовательского обучения должно строится таким образом, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм [21,с. 46].
Исходя из вышеизложенного, цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей, которые мы далее и раскроем.