Введение
Глава 1. Нетрадиционные технологии обучения в современной школе: их роль и критерии отбора
1.1. Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
1.2. Критерии отбора технологий обучения
Глава 2. Игровые технологии в современной школе
2.1. Понятие об игровых технологиях
2.2. Разновидности и возможности использования деловых игр на уроках
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования связана с тем, что современный ритм жизни предъявляет к школе все новые требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения.
Цель исследования - изучить игровые методы в обучении в современной школе.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе и критерии их отбора.
- Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
- Определить цели, задачи, теоретико-методические основы и особенности организации игровых технологий.
Объект исследования - процесс обучения в современной школе.
Предмет исследования - игровые технологии обучения в школе.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Нетрадиционные технологии обучения в современной школе: их роль и критерии отбора
1.1. Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Наряду с отдельными нетрадиционными уроками в школьной практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:
- наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
- наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
- наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
- гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.
Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в школе (к уроку), обусловлена рядом проблем и противоречий практики:
- недостаточной «знаниевой» подготовкой многих выпускников школ. Об этом свидетельствуют контрольные работы, вступительные экзамены и др.;
- неудовлетворительной социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
- недейственной мотивациошюй основой учебно-познавательной деятельности школьников. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
- психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др[1].
Таким образом, для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционного обучения и технологиями обучения.
1.2. Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.
Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.
Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в классе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения).