Курсовая работа|Маркетинг

Товарная политика предприятия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты товарной политики предприятия

1.1 Сущность и содержание товарной политики

1.2 Инструменты  и методы разработки товарной политики

Глава 2. Анализ и диагностика АО НПП «Радуга»

2.1 Общая характеристика АО НПП «Радуга»

2.2 Анализ основных экономических показателей

2.3 Анализ товарной политики предприятия

Глава 3. Совершенствование товарной политики в АО НПП «Радуга»

3.1 Рекомендации по совершенствованию товарной политики

3.2 Экономическая эффективность разработанных мероприятий

Заключение

Библиографический список

Маркетинговая политика организации является важным элементом её деятельности. Такая политика включает в себя такие мероприятия, как: маркетинговые исследования, товарную политику, сегментацию и конъюнктуру рынка, ценовую политику, политику продвижения товара (брендинг, интернет-маркетинг) и многое другое.

Для того чтобы данный товар или услуга были конкурентоспособными, предпринимателю необходимо решать задачи в нескольких направлениях, а именно - разработать ценовую, товарную, сбытовую политики.

Товарная политика — это маркетинговая деятельность, в которой осуществляются различные мероприятия по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его привлекательным для потребителя, удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая прибыль производителю [15].

В традиционном понимании товарная политика касалась лишь мероприятий относительного самого товара и его свойств. Особенно важным считалась именно ценовая политика. Среди авторов, писавших о товарной политике в таком ключе, были Ф. Котлер, Е. Голубков, В. Багиев, С. Беляев и другие. Аксиома «чем дешевле, тем больше покупателей» работала в данных классических теориях.

Современные авторы: А. Попова, Н. Маслова, Е. Белоусова, Е. Гайденко, Т. Калужская – отмечают о расширении направленности товарной политики – от акцентированного внимания к товару до маркетинговой политики вокруг него. По такую программу попадают и сами потребители, и сама организация. Сегодня модным стала политика брендинга, мерчандайзинга, интернет-маркетинг, пиар-технологии и многое другое. Как таковая ценовая политика ушла на задний план. Сегодня реклама и маркетинговая политика вышли вперёд и стали основами товарной политики.

Целью данной работы является разработка товарной политики на примере предприятия ОКБ «Радуга».

Объектом работы выступает: предприятие ОКБ «Радуга», выпускающее корабельное вооружение.

Предметом работы является товарная политика на примере ОКБ «Радуга».

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить особенности и условия товарной политики в современном маркетинге.
  2. Определить основные инструменты товарной политики.
  3. Описать содержание товарной политики в ОКБ «Радуга».
  4. Разработать комплекс мероприятий товарной и маркетинговой политики в отношении товаров ОКБ «Радуга».
  5. Оценить эффективность предложенных мероприятий.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и заключения.

В рамках написания работы автор использует методы: сравнительный анализ, аналитические методы, интерпретация данных, структурный функционализм, факторный анализ.

 

глава 1. Теоретические аспекты товарной политики предприятия

1.1 Сущность и содержание товарной политики

Товарная политика предприятия - это система решений и действий предприятия, связанных с разработкой и управлением его товарами. Наличие у предприятия продуманной товарной политики позволяет правильно формировать ассортимент, поддерживать удачные товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары. Основная цель товарной политики состоит в том, чтобы товары, выпускаемые (или продаваемые) предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы. На основе этой общей цели предприятие может ставить конкретные цели товарной политики по отдельным товарам и для определенных ситуаций на рынке, например, «повышение статуса товара» или «расширение ассортимента продукции для охвата новых сегментов рынка»[19].

В традиционном понимании товарная политика касалась лишь мероприятий относительного самого товара и его свойств. Особенно важным считалась именно ценовая политика.

Современные авторы отмечают о расширении направленности товарной политики – от акцентированного внимания к товару до маркетинговой политики вокруг него. По такую программу попадают и сами потребители, и сама организация. Сегодня модным стала политика брендинга, мерчандайзинга, интернет-маркетинг, пиар-технологии и многое другое. Как таковая ценовая политика ушла на задний план. Сегодня реклама и маркетинговая политика вышли вперёд и стали основами товарной политики [13,c.152].

Надо отметить, что товарная политика влияет в том числе и на прибыль, а также на эластичность и конкурентоспособность товара и всей организации. Именно поэтому и следует анализировать не только сами товары, но и оценивать работу всего предприятия с товарами и услугами, то есть всю товарную политику в данной организации. И тогда задачами анализа товарной политики будут выступать:

  • оценка соответствия товарной политики вышеизложенным целям;
  • выявление недостатков и возможных направлений его улучшения, совершенствования.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителями, наличие из него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров [7].

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Товарная политика, хотя и очень важная, но, тем не менее, лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары [15,c.34].

Товарная политика соединяет в себе и ряд других мероприятий маркетинговой деятельности:

Рисунок 1 – Составляющие товарной политики современных предприятий

Как видно по рисунку 1, в товарную политику входят:

  1. Ассортиментная политика
  2. Ценовая политика
  3. Сбытовая политика
  4. Сегментирование товара
  5. Упаковка и дизайн товара
  6. Сервис, дополнительные услуги

Согласно другой классификации, составляющими товарной политики являются:

- сегментирование;

- позиционирование;

- определение ассортимента;

- товарная номенклатура;

- управление жизненным циклом товара;

- принятие решений по товарному знаку;

- изготовление упаковки;

- обеспечение качества и конкурентоспособности товаров [18,c.24].

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия хорошего знания рынка и характера его требований; данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте), требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику [12].

Поскольку рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

1.2 Инструменты  и методы разработки товарной политики

Товарную политику можно рассматривать как целую систему мероприятий. Поэтому, требуется чётко определить составляющие товарной политики:

1.Сегментирование - выделение части из целого по определенным признакам. Сегментируется товар, потребитель, рынок, конкурент.

2.Позиционирование товаров - расположение, размещение товаров на рынке, а также создание в сознании покупателей предпочтительных стимулов к приобретению товара, обеспечивающих его прибыльность и конкурентоспособность.

Позиционирование:

А) по отношению к потребителю:

- местоположение (например, СТО на шоссе);

- в сознании (например, имидж фирмы, товара);

- б) по отношению к другим товарам:

- субституты - товары-заменители (например, чай, кофе);

- комплиментарные  товары-дополнители (например, хлеб, масло);

- нейтральные товары [13,c.151].

  1. Создание ассортимента товаров - это формирование группы товаров, объединенных характером, назначением или отношением потребителя к данным товарам.

Управление товарными запасами – один из инструментов товарной политики.

Товарные запасы рассматриваются в качестве материальных потоков, которым, как правило, соответствует статичная форма. Товарные запасы находятся на хранении в соответствующих структурах, которые относятся к сфере производства и сфере обращения.

Анализ состояния и структуры товарных запасов по ассортиментным группам должен дополняться анализом товарооборачиваемости, т.е. скорости оборота (в днях и разах) средних товарных запасов за определенный период времени (квартал, Под товарооборачиваемостью понимают время, в течение которого реализуются товарные запасы в размере их средней величины за отчетный период.

Товарооборачиваемость характеризует скорость оборота или время обращения товаров и выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Ускорение оборачиваемости товаров свидетельствует об улучшении работы организации, замедление – об ухудшении. Чем быстрее движутся товары, тем меньше размер товарных запасов (в днях), и наоборот. В течение года товарооборот меняется, следовательно, меняются и товарные запасы. Поэтому для расчетов используют показатель – средний товарный запас [24,c. 1471].

  1. Байкалова А. И. Бизнес-планирование : учеб. пособие /А. И. Байкалова; ТУСУР, Центр профессиональной подготовки. —Томск : ТМЦДО, 2008. — 89 с.
  2. Бекетова О. Н. Бизнес-план: теория и практика : учеб. пособие для вузов / О. Н. Бекетова, В. И. Найденков. — М. : Приор-издат, 2009. — 284 с.
  3. Белявский И.К., Данченок Л.А., Коротков А.В., Романов А.А. Маркетинг: Учебно практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2014. – 221 с.
  4. Веселов А. И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки(Текст)// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - N 1. - С.103-114.
  5. Ворожцов С.Н., Миронова Н.А. Формирование и управление товарным ассортиментом на предприятии(Текст) // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. ЭЛТОН.- 2012. – Т.1
  6. Голубков Е.П.: Основы маркетинга. - М.: Финпресс, 2008.-300 с.
  7. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии : учебник /В. А. Горемыкин. — М. : Высшее образование, 2008. — 368 с.
  8. Горемыкин В. А. Энциклопедия бизнес-планов. Методика разработки 75 образцов бизнес-планов / В. А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2009. — 1120 с.
  9. Давлетбаева Л.Ф. Жизненный цикл товара//Вестник ОГУ №13(119) Декабрь, 2010. С. 26-30.
  10. Данченок Л.А. Маркетинг/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2011. - 88с.
  11. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии /И. А. Дубровин. — М. : Дашков и Ко, 2011. — 432 с.
  12. Завьялов П. С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. - М.:, Инфра-М, 2015. - 115 c.
  13. Задорожная О.А. Современные подходы к управлению товарной политикой торгового предприятия//В сборнике: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО: ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2018. -С. 151-154.
  14. Ильин А. П. Планирование на предприятии : учебник для вузов / А. П. Ильин. — 6-е изд., стереотип. — Минск: Новое знание, 2008. — 634 с.
  15. Копец Р.Н. Ассортиментная политика компании и система взаимосвязей между ее элементами // Развитие России в условиях глобализации мировой экономики: Материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2015 г.) / Под ред. Осипова Ю.М., Архипова А.Ю. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ.- 2015.
  16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : учебник / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 814 с.
  17. Коротков А.В. Маркетинговые исследования : учеб. пособие для вузов / А. В. Коротков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. —426 с.
  18. Корнеева И. В. Хруцкий В. Е Современный маркетинг: Учебное пособие - Финансы и статистика, М, 2016. - 205 c.
  19. Нечай Ю.П. Особенности современного книжного рынка России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. №3 (182) – С. 119-125
  20. Официальный сайт АО НПП «Радуга» [Электронный ресурс]. URL: http://npp-raduga.ru (дата обращения: 08.12.18)
  21. Пивоваров К. В. Планирование на предприятии /К. В.Пивоваров. — М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. —219 с.
  22. Разумова С.В. Стратегический маркетинг(Текст)/ С.В.Р азумова. - Минск: БГЭУ,2015.-375 с.
  23. Сотничек А.А. Проблемы формирования товарной политики предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19551 (дата обращения: 23.09.2018)
  24. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Е. А. Байков, А. Д. Евменов, Н. А. Морщагина. – СПб. : СПбГИКиТ, 2015. – 271 с.
  25. Тараканова К. Л., Тараканов С. И. Товарная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1471-1473. — URL https://moluch.ru/archive/116/31219/ (дата обращения: 08.12.2018).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Маркетинг
2013 год 40 стр.
Курсовая Рекламная деятельность предприятия
diplomstud
Курсовая работа Маркетинг
2017 год 38 стр.
Курсовая Разработка программы продвижения предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское