Курсовая работа|Педагогика

Педагогические условия формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 51

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

1.1.    Сущность и содержание понятия «исследовательское умение»

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста

1.3 Педагогические условия формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСИТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников

2.2. Система занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одни м из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.

Общие аспекты формирования различных приемов исследовательской работы учащихся на уроках математики затронуты в трудах В.Г.Болтянского, Б.В.Гнеденко, В.А.Гусева, О.Б.Епишевой, Л.Д.Кудрявцева, А.И.Маркушевича, на уроках естествознания – С.В. Пидгузовой, Е.В. Плащевой.

Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.

Все более остро обнаруживаются противоречия между:

— попытками учителей начальных классов по формированию у младшего школьника исследовательских умений и невозможностью управлять этим процессом в связи с неразработанностью критериально-уровневых характеристик их сформированности;

— необходимостью формирования исследовательских умений у обучающегося в образовательном процессе начальной школы и фрагментарностью теоретических и методических разработок.

Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: выявление педагогических  условий для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе.

Разрешение данной проблемы обусловило тему исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

Объект исследования — процесс формирования исследовательских умений.

Предмет исследования — педагогические условия формирования исследовательских умений.

Цель исследования — разработать педагогические условия  формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности;

2) реализована позиция учителя , направленная на создание творческой образовательной среды для развития исследовательских умений;

3) разработан и реализован комплекс занятий по формированию исследовательских умений .

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и содержание понятия "исследовательские умения";

2) рассмотреть понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе;

3) провести диагностику степени сформированности у младших школьников исследовательских умений;

4) разработать систему занятий по  формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочное время

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение, тестирование; опытно–экспериментальная работа и обработка ее результатов.

Исследование проводилось на базе МАОУ Новоселезневская СОШ.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главе, заключения, списка использованной литературы.

 

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

1.1.    Сущность и содержание понятия «исследовательское умение»

На актуальность разработки проблемы формирования исследовательских умений обращают внимание в связи с разработкой теории развивающего (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) и проблемного обучения (ИЛ.Лернер, М.И.Махмутов и др.). Все дидакты признают, что исследовательская деятельность соответствует интересам учеников, доступна им. В процессе выполнения исследования проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, к результату совпадает с интересом к процессу достижения этой цели, и учащиеся охотно работают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению учебных заданий. Вместе с тем ученые единодушны в своем заключении: необходимо знакомить школьников с элементами мыслительной деятельности.

Категория «умение» является частью терминологического аппарата как психологии, так и педагогики, и обладает многокомпонентной структурой.

Прежде всего, следует отметить, что данное понятие часто связывают с понятием «навык», в связи с чем нам представляется необходимым разграничить семантическое поле, к которому принадлежат эти два термина.

В.А. Сластенин и другие авторы [11] указывает, что умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение, и направляются четко осознаваемой целью. Для выработки навыка, понимаемого авторами как автоматизированное действие, необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях; в его основе лежит система упрочившихся связей.

Н.Д.Левитов под понятием «умение» подразумевает успешное выполнение действия или более сложной деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий. [68, с. 161]

В.В.Давыдов пишет, что умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач. [116, с. 376]

Сформированное умение, как отмечает Е.Н.Кабанова-Меллер, во-первых, представляет систему закрепленных (в упражнении) правильных и быстрых действий при решении задач; во-вторых, оно есть результат первого этапа овладения навыком. [47, с. 14]

В.А.Мижериков дает следующее определение понятия «умение»: «Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». [118, с. 446]

Более точные определения, с нашей точки зрения, дают Е.А.Милерян и В.П.Ушачев, включая в понятие «умение» умственные и практические действия, которые формируются на основе системы знаний (В.П.Ушачев), направленных на достижение ясно осознанной цели (Е.А.Милерян). [85, с. 13], [150, с. 53].

Б.П.Есипов дает определение умения в следующем виде: «Умение - возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умениями могут быть действия как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний. Знания и умения - две неотделимые, функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого- нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении сходных действий». [32] Л.В.Петровский конкретизирует вышесказанное, определяя умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. [117, с. 414]

В.Н.Савинцев включает в понятие «умение» теоретическую и практическую деятельность индивида, но определяет умение как способность пользоваться своими знаниями и навыками в процессе и теоретической, и практической деятельности. [126, с. 61]

На проблему взаимосвязи умений и навыков обращает внимание К.К.Платонов. Он определяет умение как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта и подчеркивает, что в умении всегда проявляется взаимодействие навыков, положительный их перенос, но при этом он отмечает, что умения всегда сознательны, их психологической основой является понимание взаимоотношений между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. [104, с. 101-102]

П.М. Скворцов [13] считает исследовательские умения сложными умениями, и выделяет в их составе три компонента: операционный (система умений и навыков), содержательный (система исследовательских знаний), мотивационный, проявляющегося в виде познавательного интереса. Учебными исследовательскими умениями, по мнению П.М.

Скворцова, нужно считать три:

1) Умение работать с научной и научно популярной литературой;

2) умение проведения наблюдения;

3) умение постановки эксперимента

О.В. Киреева подчеркивает, что исследовательская активность связана с освоением различных групп исследовательских умений, к которым относятся: умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования; умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании; умения, связанные с осуществлением детьми коллективного, совместного исследовательского поиска в экспериментировании; умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.

В.И. Грошев и В.В. Успенский относят к группе исследовательских умений способность самостоятельно осуществлять наблюдения, производить опыты, ставить эксперименты, разбираться в новом оборудовании и приборах, работать с научной литературой, организовывать свой труд исследователя, обрабатывать и обобщать результаты исследований.

Г.В. Мухамадиярова [14] выделяет следующие подходы к определению понятия «исследовательские умения»:

– способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;

– владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного

труда;

– умение применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания;

– система интеллектуальных и практических умений учебного труда, необходимая для самостоятельного выполнения исследования или его части.

  1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68.
  2. Алексеев Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст]// Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.
  3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. [Текст] – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
  4. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // [Текст] Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2010. – С. 40 – 50.
  5. Ванциян, А.Г., Нечаева, Н.В. Реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. [Текст] – Самара: "Федоров", 2012. – 224с.
  6. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство "Просвещение". [Текст]
  7. Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. [Текст]- Комсомольск-на -Амуре, 2009. -21 с.
  8. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]– М.: Просвещение, 1991.– С.214.
  9. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -[Текст] М.: МГУ, 1985.- 82с.
  10. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии / [Текст] В.В. Гузеев. – М.:Сентябрь, 1999. – 112 с.
  11. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. [Текст] Томск: "Пеленг", 2010.-114с.
  12. Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение [Текст]/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2000. 28 с.
  13. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. [Текст]– СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2009. – 385с.
  14. Леонтович, А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. [Текст] – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116.
  15. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии.[Текст] // Народное образование.– №10.– 2001.– С. 152-158.
  16. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. [Текст]– М.: Изд-во МПСИ, 2004. – 174с.
  17. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. [Текст]– М.: Вентана-Граф, 2005. – 112 с.
  18. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1998. – 291с.
  19. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков. [Текст]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  20. Мошер, Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. [Текст]– М.: Педагогика, 1971. – 193 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское