Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одни м из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.
Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.
Общие аспекты формирования различных приемов исследовательской работы учащихся на уроках математики затронуты в трудах В.Г.Болтянского, Б.В.Гнеденко, В.А.Гусева, О.Б.Епишевой, Л.Д.Кудрявцева, А.И.Маркушевича, на уроках естествознания – С.В. Пидгузовой, Е.В. Плащевой.
Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.
Все более остро обнаруживаются противоречия между:
— попытками учителей начальных классов по формированию у младшего школьника исследовательских умений и невозможностью управлять этим процессом в связи с неразработанностью критериально-уровневых характеристик их сформированности;
— необходимостью формирования исследовательских умений у обучающегося в образовательном процессе начальной школы и фрагментарностью теоретических и методических разработок.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: выявление педагогических условий для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе.
Разрешение данной проблемы обусловило тему исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников в образовательном процессе начальной школы».
Объект исследования — процесс формирования исследовательских умений.
Предмет исследования — педагогические условия формирования исследовательских умений.
Цель исследования — разработать педагогические условия формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности;
2) реализована позиция учителя , направленная на создание творческой образовательной среды для развития исследовательских умений;
3) разработан и реализован комплекс занятий по формированию исследовательских умений .
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и содержание понятия "исследовательские умения";
2) рассмотреть понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе;
3) провести диагностику степени сформированности у младших школьников исследовательских умений;
4) разработать систему занятий по формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочное время
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение, тестирование; опытно–экспериментальная работа и обработка ее результатов.
Исследование проводилось на базе МАОУ Новоселезневская СОШ.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главе, заключения, списка использованной литературы.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательское умение»
На актуальность разработки проблемы формирования исследовательских умений обращают внимание в связи с разработкой теории развивающего (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) и проблемного обучения (ИЛ.Лернер, М.И.Махмутов и др.). Все дидакты признают, что исследовательская деятельность соответствует интересам учеников, доступна им. В процессе выполнения исследования проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, к результату совпадает с интересом к процессу достижения этой цели, и учащиеся охотно работают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению учебных заданий. Вместе с тем ученые единодушны в своем заключении: необходимо знакомить школьников с элементами мыслительной деятельности.
Категория «умение» является частью терминологического аппарата как психологии, так и педагогики, и обладает многокомпонентной структурой.
Прежде всего, следует отметить, что данное понятие часто связывают с понятием «навык», в связи с чем нам представляется необходимым разграничить семантическое поле, к которому принадлежат эти два термина.
В.А. Сластенин и другие авторы [11] указывает, что умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение, и направляются четко осознаваемой целью. Для выработки навыка, понимаемого авторами как автоматизированное действие, необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях; в его основе лежит система упрочившихся связей.
Н.Д.Левитов под понятием «умение» подразумевает успешное выполнение действия или более сложной деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий. [68, с. 161]
В.В.Давыдов пишет, что умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач. [116, с. 376]
Сформированное умение, как отмечает Е.Н.Кабанова-Меллер, во-первых, представляет систему закрепленных (в упражнении) правильных и быстрых действий при решении задач; во-вторых, оно есть результат первого этапа овладения навыком. [47, с. 14]
В.А.Мижериков дает следующее определение понятия «умение»: «Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». [118, с. 446]
Более точные определения, с нашей точки зрения, дают Е.А.Милерян и В.П.Ушачев, включая в понятие «умение» умственные и практические действия, которые формируются на основе системы знаний (В.П.Ушачев), направленных на достижение ясно осознанной цели (Е.А.Милерян). [85, с. 13], [150, с. 53].
Б.П.Есипов дает определение умения в следующем виде: «Умение - возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умениями могут быть действия как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний. Знания и умения - две неотделимые, функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого- нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении сходных действий». [32] Л.В.Петровский конкретизирует вышесказанное, определяя умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. [117, с. 414]
В.Н.Савинцев включает в понятие «умение» теоретическую и практическую деятельность индивида, но определяет умение как способность пользоваться своими знаниями и навыками в процессе и теоретической, и практической деятельности. [126, с. 61]
На проблему взаимосвязи умений и навыков обращает внимание К.К.Платонов. Он определяет умение как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта и подчеркивает, что в умении всегда проявляется взаимодействие навыков, положительный их перенос, но при этом он отмечает, что умения всегда сознательны, их психологической основой является понимание взаимоотношений между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. [104, с. 101-102]
П.М. Скворцов [13] считает исследовательские умения сложными умениями, и выделяет в их составе три компонента: операционный (система умений и навыков), содержательный (система исследовательских знаний), мотивационный, проявляющегося в виде познавательного интереса. Учебными исследовательскими умениями, по мнению П.М.
Скворцова, нужно считать три:
1) Умение работать с научной и научно популярной литературой;
2) умение проведения наблюдения;
3) умение постановки эксперимента
О.В. Киреева подчеркивает, что исследовательская активность связана с освоением различных групп исследовательских умений, к которым относятся: умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования; умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании; умения, связанные с осуществлением детьми коллективного, совместного исследовательского поиска в экспериментировании; умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.
В.И. Грошев и В.В. Успенский относят к группе исследовательских умений способность самостоятельно осуществлять наблюдения, производить опыты, ставить эксперименты, разбираться в новом оборудовании и приборах, работать с научной литературой, организовывать свой труд исследователя, обрабатывать и обобщать результаты исследований.
Г.В. Мухамадиярова [14] выделяет следующие подходы к определению понятия «исследовательские умения»:
– способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;
– владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного
труда;
– умение применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания;
– система интеллектуальных и практических умений учебного труда, необходимая для самостоятельного выполнения исследования или его части.