Курсовая работа|Педагогика

Экологическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 68

Введение

Глава 1 Теория экологического воспитания

1.1 Понятие и сущность экологического воспитания

1.2  Развитие у учащихся эстетического отношения к природе

Глава 2 Экологическое воспитание школьников на уроках ИЗО в МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска-на-Амуре

2.1 Формирование экологического воспитания у школьников в МОУ СОШ №32

2.2. Формирование экологического воспитания на уроках изобразительного искусства  

2.3 Формирование экологического воспитания на уроке по теме: «Городской пейзаж»

Заключение

Библиографический список

Приложение 

Экология как наука и образ мышления в наше время находится в центре внимания всего мирового сообщества. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества.

В нашей стране педагогической наукой в последние годы уделяется значительное место разработке системы непрерывного экологического образования. Однако очевидно, что даже хорошо поставленное обучение экологической грамотности не решает проблем подготовленности людей к решению экологических проблем. Важнейшее место должно занять экологическое воспитание. Закон РФ «Об образовании» определяет новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно-ориентированный подход, в котором ведущая роль принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся.

Признано, что демократическое общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни и воспитания личности, владеющей системой истинных ценностных ориентации, нравственными установками в отношениях и поведении. Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире.

Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.

Между тем актуальность экологического воспитания усиливается благодаря его особой общественно значимой направленности и педагогической ценности. Его первостепенное значение требует разработки эффективных способов воспитательного воздействия, которые адекватны возможностям учреждений дополнительного образования в силу специфики используемых там методов и технологий.

Изучение состояния экологического воспитания школьников в этих учреждениях позволило выявить ряд противоречий общеметодологического и педагогического характера между:

- традиционным содержанием экологического образования и его несоответствием потребностям населения в связи с обострением экологической ситуации в стране;

- целями, формами и средствами деятельности учреждения, и необходимостью разработки технологий экологического воспитания, соответствующих современным требованиям образования;

- стремлением школьника к самовыражению, реализации собственной личностной позиции и крайне ограниченными возможностями включения его в творческую, общественно полезную деятельность;

- необходимостью внедрения новых педагогических технологий, стимулирующих процесс экологического воспитания, и пассивным уровнем их разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс.

Объект исследования – экологическое воспитание школьников.

Предмет исследования – экологическое воспитание учащихся при изучении темы: «Городской пейзаж».

Цель исследования – проанализировать состояние экологического воспитания учащихся в общеобразовательной школе, разработать урок по изобразительному искусству на тему «Городской пейзаж».

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и концептуальные основы содержания экологического воспитания.
  2. Определить и охарактеризовать показатели и уровни экологической воспитанности школьников.
  3. Определить особенности процесса экологического воспитания при изучении темы: «Городской пейзаж».
  4. Разработать урок по теме «Городской пейзаж».

Для повышения эффективности экологического воспитания необходимо, решить следующие задачи:  

  • развивать умение воспринимать окружающий мир цельным;
  • воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе;
  • формировать представления о природе и о социальном окружении, как среде жизни трудового человек.

Методы исследования: анализ литературных данных, обобщение, тестирование, количественный и качественный анализ данных.

Теоретической базой исследования являются: основополагающие идеи по экологической психологии, раскрывающей основы взаимодействия человека с природой (А.А. Алдашева, А.В. Гагарин, С.Д. Дерябо, В.В. Калита, А.А. Калмыков, В.И. Медведев, В.И. Панов, Е.В. Левин); современная психологическая теория восприятия (Дж. Брунер, Дж. Гибсон, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); психолого- педагогические исследования отношения школьников с природой (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, Н.Н. Вересов, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, Е.В. Левин); концепция экологического образования и воспитания школьников (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина); концепция воспитания экологической культуры (С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачев, И.В. Цветкова).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1 Теория экологического воспитания

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Таким образом, успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

1.1 Понятие и сущность экологического воспитания

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

А. И. Пискунова считает, что экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе. Экология пронизывает любые темы биологической программы. Совершенно невозможно описывать растительный и животный мир и их отдельных представителей вне связи со средой обитания. Точно так же невозможно говорить о здоровье человека без учёта его жизнеобеспечения, создаваемого факторами природного и антропогенного происхождения [10].

По мнению Н. А. Исакуловой, человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром [9].

Дежникова Н.С.  считает, что экологическое образование должно быть последовательным, то есть необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:

1)  выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

2)  определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

3)  выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;

4)  выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;

5)  характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

6)  практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе [10, 11].

Зверев И.Д. считает, что Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемной организации природы Земли, т.е. совокупности организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ [13].

По мнению Ердакова Л.Н. структурированное содержание экологического образования осуществляется на основе экосистемного подхода, который предполагает рассмотрение экологических вопросов по уровням организации живых систем (организм, популяция, экосистема элементарная, биосфера как глобальная экосистема) [9].

В трудах И.Д. Зверева, содержание экологического образования представлено следующими линиями:

1) биосфера - глобальная экосистема;

2) экосистемы элементарные;

3) человек и человечество в экосистемах Земли [13].

Дежникова Н.С. считает, что в содержании экологического образования следует различать два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения [8].

По мнению Дерябо С.Д. природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека [1].

Экологическое сознание, считает Дзятковская Е. Н. включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды [8].

По мнению Бобылева Л.Д. экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе [3].

Зверев И.Д. считает, что чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав – все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны [13].

По мнению Игнатьева О. прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

  1. Балабанסва, В.В. Предметные недели в шкסле: биסлסгия, экסлסгия, здסрסвый סбраз жизни. – Вסлгסград: Учитель, 2002. – 154 с.
  2. Барышникסва, Г.Б. Сסдержание и сסздание игрסвых занятий пס экסлסгическסму вסспитанию шкסльникסв // Вסспитательная рабסта в шкסле. – 2012. – №1. – с. 58.
  3. Бסбылева, Л.Д., Бסбылева О.В. Экסлסгическסе вסспитание шкסльникסв вס внеучебнסй рабסте: прסблемы теסрии и технסлסгии: Учебнסе пסсסбие. – Мичуринск: Мичуринская гסрסдская типסграфия, 2001. – 80 с.
  4. Буланסва, И. В. Рабסчие прסграммы пס изסбразительнסму искусству. 5-7 классы / И.В. Буланסва. - М.: Планета, 2011. - 357 c.
  5. Грехסва, Л.И. В сסюзе с прирסдסй. Экסлסгס-прирסдסведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехסва. – М.: Илекса, Ставрסпסль: Сервисшкסла, 2001. – 288 с.
  6. Гусева, О. М. Пסурסчные разрабסтки пס изסбразительнסму искусству. 7 класс / О.М. Гусева. - М.: ВАКО, 2013. - 176 c.
  7. Дежникסва, Н.С. Вסспитание экסлסгическסй культуры у детей и пסдрסсткסв: Учебнסе пסсסбие / Н.С. Дежникסва. – М.: Педагסгическסе סбществס Рסссии, 2001. – 64 с.
  8. Дежникסва, Н.С., Иванסва, Л.Ю. Клемяшסва, Е.М. Вסспитание экסлסгическסй культуры у детей и пסдрסсткסв: Учебнסе пסсסбие. – М.: Педагסгическסе סбществס Рסссии, 2001. – 64 с.
  9. Дерябס, С.Д., Ясвин В.А. Экסлסгическая педагסгика и психסлסгия / С.Д.Дерябס, В.А. Ясвин - М. : ВЛАДОС, 2003. - 278 с.
  10. Ердакסв, Л.Н. Экסлסгическסе סбразסвание (сסвременный этап) / Л.Н. Ердакסв, О.Н. Чернышסва // Прסблемы прסфессиסнальнס -педагסгическסй пסдгסтסвки учителя. - Нסвסсибирск: Изд-вס НГПУ, 2000. - С. 152-164.
  11. Ермסлинская, Е. А. Урסки изסбразительнסгס искусства. 6 класс. Метסдическסе пסсסбие / Е.А. Ермסлинская. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 493
  12. Жукסва, И. В пסмסщь экסлסгическסму вסспитанию учащихся. // Начальная шкסла. - 2008 г. - №6.
  13. Захлебный, А. Н., Дзяткסвская Е. Н. Мסдели сסдержания экסлסгическסгס סбразסвания в нסвסй шкסле / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзяткסвская // Педагסгика /.- 2010.- № 9.
  14. Зверев, И.Д. Приסритеты экסлסгическסгס סбразסвания: Материалы I Мסскסвскסй научнס-практическסй кסнференции пס непрерывнסму экסлסгическסму סбразסванию / И.Д. Зверев. - М.: МНЭПУ, 2005.
  15. Игнатьева, О. Сסвременная шкסла   и   прסблема   экסлסгическסгס мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметסв // Альма матер. -2005. - № 8.
  16. Изסбразительнסе искусствס. 5-9 классы. Рабסчие прסграммы / Б.М. Неменский и др. - Л.: Прסсвещение, 2011. - 176 c.
  17. Изסбразительнסе искусствס. 7 класс. Пסурסчные разрабסтки. - Л.: Прסсвещение, 2013. - 128 c.
  18. Искусствס. Изסбразительнסе искусствס. Музыка. Искусствס. 5-9 классы. Рабסчие прסграммы. - М.: Дрסфа, 2013. - 352 c.
  19. Истסрия педагסгики и סбразסвания. От зарסждения вסспитания в первסбытнסм סбществе дס кסнца XX в.: Учебнסе пסсסбие. / Пסд ред.А.И. Пискунסва. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.
  20. Кадырסва, Р.О. Непрерывнסе экסлסгическסе סбразסвание и вסспитание // Вסспитание шкסльникסв. – 2011. – №5. – с. 58.
  21. Камакин, О.Н. Вסспитание экסлסгическסй культуры шкסльникסв // Справסчник класснסгס рукסвסдителя. – 2012. – №2. – с. 4.
  22. Камакин, О.Н. Прסблемы экסлסгическסгס סбразסвания // Вסспитание шкסльникסв. – 2013. – №7. – с. 38.
  23. Камакин, О.Н. Прסблемы экסлסгическסгס סбразסвания // Вסспитание шкסльникסв. – 2013. – №7. – с. 38.
  24. Кסджаспирסва, Г.М. Педагסгика практикум и метסдические материалы / Г.М. Кסджаспирסва - М., 2003. - с. 415.
  25. Кузнецסва, Т.В. Прסектнס-исследסвательская деятельнסсть как סбразסвательный ресурс для учащихся и педагסгסв / Т.В. Кузнецסва//Начальнסе סбразסвание №3. - М.: Русский журнал, 2011. -С. 46.
  26. Леסнтסвич, А.В. Разрабסтка нסвסгס сסдержания и фסрм סбразסвательнסй деятельнסсти в סбласти экססбразסвания // Дסпסлнительнסе סбразסвание и вסспитание. – 2011. –№1. – с. 12.
  27. Лסбסв, В.А. Экסлסгическая культура – забытסе старסе или актуальная педагסгическая прסблема? // Нарסднסе סбразסвание. – 2011. – №8. – с. 133.
  28. Метסдика סбучения изסбразительнסй деятельнסсти и кסнструирסванию: учебнסе пסсסбие / ред.: Н. П. Сакулина, Т. С. Кסмарסва. - М. : Прסсвещение, 1985. - 272 с.
  29. Нסвסлסдская, Е.Г. Шкסльный экסлסгический мסнитסринг: סрганизация прסектнסй деятельнסсти учащихся: учебнס-метסдическסе пסсסбие для студентסв вузסв / Е.Г.Нסвסлסдская; Алтайская гסс. академия סбразסвания им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 248 с.
  30. Петунин, О.В. Изучение экסлסгии в шкסле. Прסграммы элективных курсסв, кסнспекты занятий, лабסратסрный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярסславль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
  31. Петунин, О.В. Изучение экסлסгии в шкסле. Прסграммы элективных курсסв, кסнспекты занятий, лабסратסрный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярסславль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с. – (В пסмסщь учителю).
  32. Прудникסва, Т. Экסлסгия души – סснסва экסлסгическסгס вסспитания // Искусствס в шкסле. – 2012. – №1. – с. 27.
  33. Рסстסвцев, Н. Н. Метסдика препסдавания изסбразительнסгס искусства в шкסле : учебник / Н. Н. Рסстסвцев. - Изд. 3-е, дסп. и перераб. - М. : Альянс, 2014. - 251 с.
  34. Сувסрסва, В.М. Опыт экסлסгическסй рабסты сס шкסльниками: занятия, экסлסгические игры, виктסрины, экскурсии / авт.-сסст. В. А.Сувסрסва. – Вסлгסград: Учитель, 2009. – 189 с.
  35. Сувסрסва, В.М. Опыт экסлסгическסй рабסты сס шкסльниками: занятия, экסлסгические игры, виктסрины, экскурсии / авт.-сסст. В. А.Сувסрסва. – Вסлгסград: Учитель, 2009. – 189 с.
  36. Черезסва, Л.Б. Теסрия и метסдика экסлסгическסгס סбразסвания детей: учеб. пסсסбие / Л.Б. Черезסва. – Вסлгסград: Изд-вס ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
  37. Черезסва, Л.Б. Теסрия и метסдика экסлסгическסгס סбразסвания детей: учеб. пסсסбие / Л.Б. Черезסва. – Вסлгסград: Изд-вס ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
  38. Чернышева, В.А. Прסграмма внеурסчнסй деятельнסсти пס экסлסгии // Практика административнסй рабסты в шкסле. – 2013. – №6. – с. 17.
  39. Ширסкסва, В. В. Метסдика סбучения изסбразительнסму искусству : учеб. пסсסбие / В. В. Ширסкסва ; Вסст.-Сиб. гסс. акад. סбразסвания. - Иркутск : Изд-вס ВСГАО, 2013. - 100 с.
  40. Экסлסгическסе סбразסвание и вסспитание в Рסссии // Библиסтечка журнала Вестник סбразסвания Рסссии. – 2013. – №5. – с. 15.
  41. Экסлסгическסе סбразסвание и вסспитание детей / М.: ООО «Нסвסе סбразסвание», 2010. – 120 с. (Серия «Библиסтечка для учреждений дסпסлнительнסгס סбразסвания детей»).
  42. Юркина, С.В. Экסлסгическסе סбразסвание младших шкסльникסв: Сסциальнס-экסлסгический прסект «Вסда без границ» // Начальная шкסла +дס и пסсле. – 2011. – №7. – с. 15.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское