Экология как наука и образ мышления в наше время находится в центре внимания всего мирового сообщества. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества.
В нашей стране педагогической наукой в последние годы уделяется значительное место разработке системы непрерывного экологического образования. Однако очевидно, что даже хорошо поставленное обучение экологической грамотности не решает проблем подготовленности людей к решению экологических проблем. Важнейшее место должно занять экологическое воспитание. Закон РФ «Об образовании» определяет новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно-ориентированный подход, в котором ведущая роль принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся.
Признано, что демократическое общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни и воспитания личности, владеющей системой истинных ценностных ориентации, нравственными установками в отношениях и поведении. Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире.
Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
Между тем актуальность экологического воспитания усиливается благодаря его особой общественно значимой направленности и педагогической ценности. Его первостепенное значение требует разработки эффективных способов воспитательного воздействия, которые адекватны возможностям учреждений дополнительного образования в силу специфики используемых там методов и технологий.
Изучение состояния экологического воспитания школьников в этих учреждениях позволило выявить ряд противоречий общеметодологического и педагогического характера между:
- традиционным содержанием экологического образования и его несоответствием потребностям населения в связи с обострением экологической ситуации в стране;
- целями, формами и средствами деятельности учреждения, и необходимостью разработки технологий экологического воспитания, соответствующих современным требованиям образования;
- стремлением школьника к самовыражению, реализации собственной личностной позиции и крайне ограниченными возможностями включения его в творческую, общественно полезную деятельность;
- необходимостью внедрения новых педагогических технологий, стимулирующих процесс экологического воспитания, и пассивным уровнем их разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс.
Объект исследования – экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования – экологическое воспитание учащихся при изучении темы: «Городской пейзаж».
Цель исследования – проанализировать состояние экологического воспитания учащихся в общеобразовательной школе, разработать урок по изобразительному искусству на тему «Городской пейзаж».
Задачи исследования:
- Выявить сущность и концептуальные основы содержания экологического воспитания.
- Определить и охарактеризовать показатели и уровни экологической воспитанности школьников.
- Определить особенности процесса экологического воспитания при изучении темы: «Городской пейзаж».
- Разработать урок по теме «Городской пейзаж».
Для повышения эффективности экологического воспитания необходимо, решить следующие задачи:
- развивать умение воспринимать окружающий мир цельным;
- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе;
- формировать представления о природе и о социальном окружении, как среде жизни трудового человек.
Методы исследования: анализ литературных данных, обобщение, тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Теоретической базой исследования являются: основополагающие идеи по экологической психологии, раскрывающей основы взаимодействия человека с природой (А.А. Алдашева, А.В. Гагарин, С.Д. Дерябо, В.В. Калита, А.А. Калмыков, В.И. Медведев, В.И. Панов, Е.В. Левин); современная психологическая теория восприятия (Дж. Брунер, Дж. Гибсон, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); психолого- педагогические исследования отношения школьников с природой (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, Н.Н. Вересов, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, Е.В. Левин); концепция экологического образования и воспитания школьников (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина); концепция воспитания экологической культуры (С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачев, И.В. Цветкова).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1 Теория экологического воспитания
Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Таким образом, успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
1.1 Понятие и сущность экологического воспитания
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
А. И. Пискунова считает, что экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе. Экология пронизывает любые темы биологической программы. Совершенно невозможно описывать растительный и животный мир и их отдельных представителей вне связи со средой обитания. Точно так же невозможно говорить о здоровье человека без учёта его жизнеобеспечения, создаваемого факторами природного и антропогенного происхождения [10].
По мнению Н. А. Исакуловой, человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром [9].
Дежникова Н.С. считает, что экологическое образование должно быть последовательным, то есть необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:
1) выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
2) определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
3) выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
4) выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;
5) характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
6) практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе [10, 11].
Зверев И.Д. считает, что Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемной организации природы Земли, т.е. совокупности организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ [13].
По мнению Ердакова Л.Н. структурированное содержание экологического образования осуществляется на основе экосистемного подхода, который предполагает рассмотрение экологических вопросов по уровням организации живых систем (организм, популяция, экосистема элементарная, биосфера как глобальная экосистема) [9].
В трудах И.Д. Зверева, содержание экологического образования представлено следующими линиями:
1) биосфера - глобальная экосистема;
2) экосистемы элементарные;
3) человек и человечество в экосистемах Земли [13].
Дежникова Н.С. считает, что в содержании экологического образования следует различать два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения [8].
По мнению Дерябо С.Д. природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека [1].
Экологическое сознание, считает Дзятковская Е. Н. включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды [8].
По мнению Бобылева Л.Д. экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе [3].
Зверев И.Д. считает, что чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав – все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны [13].
По мнению Игнатьева О. прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.