Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения были и остаются заметным генератором и испытальным полигоном новых педагогических идей. Выполняя такую функцию, подобные учреждения сыграли заметную созидательную роль в реформировании общеобразовательной школы США.
Актуальность исследования. Школьно-педагогический опыт США как одной из ведущих стран мира представляет особый научный и практический интерес. В этой связи изучение принципиально существенного направления развития американской школы, чем является деятельность экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, является весьма актуальным.
Актуальность изучения экспериментальных школ США состоит также в том, что оно способствует формированию открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в мировом школьном воспитании и образовании.
При всей национальной специфичности экспериментальных школ США они отразили злободневные и глобальные подходы к содержанию, формам, методам воспитания и обучения. Исследование позволяет приобщаться к ценностям воспитания и образования, лежащим вне узко корпоративных, социальных и национальных интересов.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная литература по вопросам генезиса американских экспериментальных школ, к сожалению, фрагментарна и невелика.
Объектом исследования явились теория и практика общего образования в США на протяжении XX столетия.
Предметом исследования послужила модернизации начального и среднего образования в США.
Тема исследования - Экспериментальные общеобразовательные школы США.
Объект, предмет и тема исследования междисциплинарны. Они тесно связаны с философией образования, историей педагогики, теорией воспитания и образования, школоведением и т.д. В поле исследования оказались настоящее и прошлое экспериментальных школ США. Проблема исследования - выявление на основе комплексного р анализа тенденций развития теории и практики эксперименталь ных учебно-воспитательных учреждений в США XX в. Цель исследования состояла в решении данной проблемы. Предмет и цель исследования определили его задачи: - выделить и научно охарактеризовать основные этапы генезиса современных экспериментальных общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений в США;
- систематизировать и проанализировать научные идеи, положенные в основу экспериментирования в общеобразовательной школе США;
- выявить основные тенденции развития и проанализировать практику пилотных учреждений начального и среднего образования США;
- изучить "технологии" обучения и воспитания в американских экспериментальных школах.
При реализации указанных задач особое внимание обращалось на те вопросы теории и практики экспериментальных школ США, которые представляют научный и практический интерес для отечественной школы и педагогики.
Методологической основой исследования явились исторический подход к генезису американской школы, диалектическое рассмотрение теории и практики образования США как взаимосвязанной системы научного, законодательного и практического уровней, как структуры подпитывающих друг друга пилотных и обычных учебных заведений. Мы опирались также на методологию компаративизма, сформулированную педагогической наукой.
Исторический и современный опыт экспериментальных учебно -воспитательных учреждений США рассматривается сквозь призму и приоритеты отечественной школы и педагогики.
Источники ижтвные методы исследования . Стремясь восполнить пробелы в научных представлениях об американских экспериментальных школах, автор использовал значительный круг источников, в том числе новые и малоизученные документы. Осуществлены систематизация и объективный сравнительный анализ различных источников: законодательных актов по народному образованию, документов Департамента образования и Конгресса США, учебных планов и программ, учебников и учебно-методических пособий, статистических справочников, педагогической прессы, трудов российских и американских авторов.
Глава 1. Тенденции развития американской общеобразовательной школы
1.1. Этапы реформирования и характеристика школьной системы
Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.
Дошкольное образование в США [1,c.22]
Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.
Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы». На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.
Однако детский сад и дошкольные классы – это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.
В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы [2,c.44].
Школьное образование в США делится на три этапа:
- начальное (1-5 классы) – дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
- среднее: Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) – помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
- старшие классы: High School (9-12) или Senior High School (11-12) – сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).
В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.
Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.
В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.
С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий: от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране [3,c.34].
По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие – материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.
Частные школы – это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.
Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки [3,c.55].
В систему высшего образования США входят колледжи и университеты – частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год, на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.
Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.
Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major – основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий [7].