Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.[1]
Человеку, как личности, от рождения принадлежат личные права, которые еще называют индивидуальными или естественными правами.
Человеку его личные или естественные права принадлежат от рождения, а не дарованы ему государством. Конституция РФ рассматривает уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности всех государственных органов и должностных лиц. Отсюда, деятельность органов государства, осуществляющих уголовно-процессуальные функции обвинения (или преследования), а также суда, должна быть соразмерной с правами и свободами человека.
Личность категория социальная. Использование термина "личность" всегда связано с подчеркиванием общественной (социальной) сущности человека. Иными словами, понятие "личность" указывает на социальную значимость человека, подчеркивает его общественную сущность. Поэтому обращение к проблеме личности обвиняемого оправдано задачами уголовного судопроизводства, поскольку оно в соответствии с уголовным законом должно осуждать и подвергать справедливому наказанию лишь виновных лиц, ограждать невиновного от привлечения к уголовной ответственности и осуждения. В случае, когда такое случается, обеспечить его своевременную и полную реабилитацию.
Понятие "личность" - многогранно. При обращении к данной категории представители различных наук определяют это понятие исходя из интереса своей научной дисциплины (отрасли). Наука уголовного процесса так же не лишена данного подхода. Понятие личности подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного рассматривается под углом зрения тех задач, которые интересуют исследователя.
Личность обвиняемого, является категорией социально- правовой. Как и любая иная личность, она проявляется через поведение обвиняемого, его поступки и действия, происходящие среди общества. Именно поэтому, изучение личности обвиняемого в уголовном процессе происходит через изучение действий (или бездействий) лица, совершившего преступление, по поводу которого проводится расследование или разбирательство по уголовному делу. Поскольку преступление есть разновидность социальной практики, то личность обвиняемого выступает как объект изучения его практики, объект уголовно-процессуальных отношений.
На основе установленных данных, характеризующих личность обвиняемого, государственные органы и другие участники уголовного процесса решают вопросы, связанные с наличием или отсутствием оснований уголовной ответственности, возвращением дела для дополнительного расследования, приостановлением или прекращением дела при наличии предусмотренных законом обстоятельств.
Степень разработанности темы. Изучение личности обвиняемого постоянно осуществлялось в криминалистике. Еще родоначальник криминалистики Г. Гросс в конце XIX в. заложил основы изучения личности, раскрыл роль допроса в выявлении психологических и иных особенностей лица, указал на неразрывную связь следов преступления и обвиняемого, отметил последствия игнорирования познания личности.
В 20-х гг. XX в. сформировались предпосылки научного решения идентификационных задач криминалистики применительно к обвиняемому. На протяжении четверти века изучение личности обвиняемого проводилось в рамках учений о дактилоскопии (П. С. Семеновский, Н. П. Макаренко), уголовной регистрации (И. Н. Якимов), «словесного» портрета (Р.-А. Рейсе, Н. Бокариус, С. М. Потапов).
Начиная с 1930-х гг. вопрос об изучении личности рассматривался в основном в связи с решением иных проблем, возникающих перед криминалистикой. Предлагаемые работы (В. У. Громов, С. А. Голунский, Б. М. Шавер) содержали только отдельные указания на необходимость использования данных об обвиняемом в процессе расследования преступлений для повышения его эффективности.
Однако уже с 1960-х гг. личность обвиняемого предстала как самостоятельный объект криминалистического познания. Вместе с тем проводимые исследования (Н. Т. Ведерников, И. А. Матусевич, А. С. Кривошеев, Г. Н. Курашвили, Ф. В. Глазырин) были направлены на анализ исключительно тактической составляющей проблемы. С одной стороны, следственные действия являются важными средствами получения сведений о личности, а с другой – для повышения эффективности проведения действий используются данные о личности.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с личностью подозреваемого и обвиняемого как объект криминалистического изучения при расследовании экономических преступлений.
Предмет исследования - личность подозреваемого и обвиняемого как объект криминалистического изучения при расследовании экономических преступлений.
Цель исследования - охарактеризовать с позиции комплексного анализа личность подозреваемого и обвиняемого как объект криминалистического изучения при расследовании экономических преступлений.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью последовательного решения следующих задач:
1) изучить сущность и особенности субъекта преступной деятельности;
2) рассмотреть элементы криминалистической характеристики экономических преступлений;
3) охарактеризовать источники сведений о личности субъекта экономического преступления;
4) проанализировать тактику проверочных действий;
5) охарактеризовать тактику задержания с учетом свойств личности;
6) рассмотреть способы противодействия доказыванию при расследовании экономических преступлений.
Методология и методика исследования. Для раскрытия объекта и предмета исследования в процессе исследования планируется использовать совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них главное место занимает диалектический метод, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, учитывая имеющиеся противоречия и последствия их разрешения. А также аналитический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы, методы наблюдения, исследования документов, интервьюирования и экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуются некоторые проблемы личности подозреваемого и обвиняемого как объекта криминалистического изучения при расследовании экономических преступлений.
Теоретическая значимость результатов магистерского исследования предопределяется их общей направленностью на совершенствование правовых, организационных и методических основ деятельности органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений, совершаемых в экономической сфере.
Практическая значимость исследования выражена в разработке конкретных рекомендаций по изучению личности преступника при расследовании преступлений, совершаемых в экономической сфере.
Структура исследования обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. План работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Подозреваемый и обвиняемый как элемент криминалистической характеристики экономических преступлений.
1.1. Сущность и особенности субъекта преступной деятельности
Личность подозреваемого и обвиняемого составляет традиционный объект изучения отечественной криминологии и криминалистики. Обладая общественной сущностью, каждый человек вместе с тем сугубо индивидуален, причём его индивидуальность - это не только комплекс его индивидуальных особенностей, но и зависимое от них своеобразие восприятия воздействия социальной среды, проявляющееся в формировании, содержании и деятельности личности.
Дефиниция личности должна включать в себя несколько групп социальных концептов.
Для первой группы концептов, используемых чаще всего в психологии, характерно понимание личности как цельного конкретного человека при элиминировании его отдельных психических свойств.
Аналогичным образом подходят к пониманию личности ряд отечественных криминологов. В частности, А.А. Саркисян придерживается мнения, что из среды воспринимаются и входят во внешнюю структуру личности «лишь те общественные отношения, которые больше всего соответствуют её биологической природе и психофизическим особенностям». [2]
Однако, вызывает сомнение тот факт, что индивидуальные особенности влияют не на выбор и содержание воздействий объективно существующей среды, а на процесс их восприятия, в ходе которого реальное содержание может восприниматься искаженно.
Вторая группа концептов, формирующих понятие личности, подразумевает под последней лишь социальное качество (комплекс качеств) человека. Такая трактовка чаще всего встречается в работах по социальной психологии. Так, В.П. Тугаринов разграничивает понятия «личность» и «человек» следующим образом:
1) человек есть ценность, а личность - его часть (компонент);
2) человек - всегда понятие биосоциальное, а личность есть общественная сторона человека;
3) человек - материальный носитель личность, причём последняя выражает совокупность общественных свойств человека.[3]
В отдельных случаях советские обществоведы представляли личность как интеграцию социально значимых черт, относящихся к сущности данного общества. Отметим, что ряд советских криминологов предпочитал использовать именно это определение личности.
К третьей группе можно отнести те определения, в которых личность связывается с соответствующим функциональным проявлением человека как носителем сознания, субъектом социальных функций, ролей, деятельности. Объяснение личности через деятельность приводит некоторых авторов к отождествлению этих двух понятий.
Деятельность, конечно, имеет большое значение для формирования и проявления личности. Без таковой личность не может существовать как субъект общественных отношений. В деятельности, таким образом, проявляется сущность личности, но последняя не исчерпывается только деятельностью и не сводиться к только к ней. К тому же деятельность в большей мере зависит от уровня сознания, в целом от содержания личности, которые трансформируют внешние воздействия и превращают их в наблюдения, непосредственно предопределяющие действия.
Некоторые определения личности в силу их «комбинированного» характера нельзя отнести к какой-либо одной рассмотренной выше группе. В них понятие личности толкуется многозначно: и в качестве конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; и в виде лишь социального свойства последнего, совокупности интегрированных в нем социально значимых черт, делающих его субъектом труда, познания и общения.
Социальную сущность личности, как известно, составляет совокупность всех общественных отношений, которые формируют её и участником которых она является. Вместе с тем отдельные грани (социальные сферы) личности связаны лишь с определенным видом или комплексом общественных отношений, соответственно которым сформирована как бы «своя» социальная сущность личности, а в совокупности - их «множественность», или «множество» личностей в одном человеке.
Содержание одной из граней личности не даёт цельного представления о ней, т.е. является узким. Поэтому, например, когда личность правонарушителя в государстве определяется как антиобщественная, а совокупность образующих её признаков ограничивается только теми, которые отражают её антиобщественную направленность налицо употребление этого понятия в узком смысле. Такое значение понятия личности, конечно, является условным и не даёт полного объективного представления о ней, об иных её гранях в том числе положительных. Действительно, ведь совершение правонарушения не перечеркивает всей остальной социальной характеристики человека: например как в прошлом защитника Родины, филантропа, заботливого семьянина и т.п. Безусловно, таких характеристик может и не быть. Вместо них могут быть иные. Но какими бы они не были, только вся их совокупность способна дать полное представление о рассматриваемой личности, создаёт основу для определения её понятия в широком смысле.[4]
Изложенное позволяет иметь собственное представление о понятии личности применительно к разным уровням и широте её рассмотрения.
В общем значении личность - это типичное отражение, социальный отпечаток конкретно-исторического общества, совокупности его основных черт и общественных отношений, оказывающих решающее влияние нна её формирование и жизнедеятельность.
На групповом уровне понятие личности отражает то социально-типическое, что является качественным атрибутом данной группы и основанием выделения её на общем социальном фоне.
На индивидуальном уровне личность образует комплекс социально значимых качеств конкретного человека, практически неотделимых от него самого, т.е. сам человек реальной социальной действительности.
Суммируя изложенное, а также выделяя основное, интегративно значимое для понятия личности, независимо от уровня рассмотрения последней, можно утверждать, что оно отражает социальный облик человека, то типическое, которым он представляется в социальном отношении.
Однако на каждом рассматриваемом уровне это общее понятие имеет различное содержание и проявление. Важнейшую доминирующую роль в человеке играет общие качества, проявления жизни, поскольку индивидуальные качества есть лишь конкретное проявление, модификация его общих социальных качеств.
Вместе с тем хорошо известно, что личность, одного и того же типа у различных людей, даже принадлежащих к одному обществу, одним и тем же социальным группам, не одинакова по содержанию, степени отражения типичного, их проявления в поведении.