ВВЕДЕНИЕ
- Проектирование организаций. Современные тенденции в развитии организаций
1.1. Понятие и этапы проектирования организаций
1.2. Главные цели организационного проектирования
1.3. Обоснование необходимости разработки нового проекта
- Характеристика проектирования организации в условиях индивидуального предпринимательства
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Проектирование организации на примере торговой организации
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию структуры организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления что, сколько, какого качества и к какому времени производить товар, с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; формы и методы организации производства, эффективность структуры управления и т.д. В условиях рыночной системы диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.
Прежде всего, опыт многих преуспевающих компаний показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией анализ внутренней и внешней среды является важнейшим условием выживаемости, экономического роста и процветания. Важнейшей составляющей успешного достижения поставленных целей и задач предприятия является оптимальное организационное строение организации и эффективное управление последней. От организации управления предприятием вне зависимости от направления его деятельности и отрасли, организационно-правовой формы, зависит возможность дальнейшего его стабильного существования и дальнейшего развития, а также избежание кризисных ситуаций. Поэтому выбор оптимальной структуры управления является важнейшей задачей руководства организацией на всех его уровнях.
Объектом исследования является торговое предприятие ИП «Бойко».
Цель работы – рассмотреть проект организации на примере ИП «Бойко» и предложить мероприятия по совершенствованию его структуры.
Задачи курсовой работы:
- Дать понятие термину «проектирование организации».
- Определить цели и задачи организационного проектирования.
- Обосновать необходимость разработки нового проекта.
- Дать характеристику проектированию организации на примере ИП «Бойко».
- Разработать мероприятия по совершенствованию структуры организации на примере ИП «Бойко».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих в себя по 3 параграфа, заключения и списка литературы.
1 Проектирование организаций. Современные тенденции в развитии организаций
1.1 Понятие и этапы проектирования организаций
Организационное проектирование – важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, ее систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. Такое проектирование базируется на стратегических планах организации. Как правило, ранее структура управления компаний складывалась исключительно под воздействием времени. Сегодня же это результат целенаправленных действий по ее совершенствованию. Разработка проектных решений для перспективного устройства бизнес-организации и по ее переходу к перспективному целевому состоянию, в этом заключается организационное проектирование[1].
Проектирование организации осуществляется в четыре этапа.
- Определяются цели и результаты деятельности – представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии.
- Определяются связи с внешней средой – выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.).
- Разделяются процессы – по стадиям, по уровням иерархии.
- Группируются функции. Между разделенными процессами устанавливается общее – основание для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности[2].
Организационная система представляет собой совокупность двух частей:
1) механизма внутреннего функционирования, который включает элементы, необходимые для процесса управленческой и производственной деятельности (функциональные и организационные структуры, организационные документы, положения об отделах и службах, должностные инструкции, производственное оборудование, компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи и систему документооборота);
2) механизма отношений с внешней средой, который содержит элементы, необходимые для формирования благоприятного делового поля внешних отношений организации (законодательные акты, договоренности, контракты, соглашения и т.п.).
Системы, выступая объектами проектирования, придают ему черты комплексности и системной целостности. С точки зрения определения места этого этапа в системе организационной деятельности проектирование может рассматриваться как подготовка действия или продукта, т.е. подготовительное действие, представляющее собой осмысление того, что подготавливается.
В связи с этим в процессе проектирования должны быть определены необходимые пропорции между элементами системы, осуществлено их пространственное размещение, регламентировано функционирование во времени, установлены наиболее рациональные варианты связей и отношений.
В современных условиях при проектировании организационных структур широко используется системный подход. Он предполагает учет внешних и внутренних факторов окружения организации. Как показывают исследования, эти факторы носят ситуационный характер и делятся на следующие группы:
1) состояние внешней среды;
2) технология работы в организации;
3) стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;
4) поведение работников;
5) размер организации.
Внешнюю среду характеризуют сложность и динамизм. Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на проектирование организации. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на проектирование организации.
Под технологией понимаются действия работника, материалы, оборудование, а также способы, которые он использует для преобразования объекта своих действий. Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям:
1) разделение труда;
2) группировка работ, т.е. создание подразделений. Англичанка Д. Вудворт одной из первых установила взаимосвязь между технологией и организационным проектированием[3]. В зависимости от типа технологии организационные структуры разделяются на несколько типов. С увеличением технологической сложности возрастают число уровней управления и организационная пирамида, увеличивается интервал контроля высшего звена управления. При технологии средней степени сложности интервал контроля менеджеров низших уровней становится наибольшим. Организации, характеризующиеся наибольшей сложностью и наименьшей сложностью технологий, имеют тенденцию к органическим проектам, а организации, использующие технологии средней степени сложности, предпочитают механистические проекты.
А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Им был сделан вывод о том, что со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектированием новой организационной системы для фирмы. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что фирма оказывается не в состоянии достичь принятых ею целей[4].