Введение
1 Теоретические основы регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
1.1 Конфликты в социально-трудовой сфере: сущность и значение
1.2 Типология конфликтов в социально-трудовой сфере
1.3 Методы регулирования социально-трудовых конфликтов в социально-трудовой сфере
2 Анализ социально-трудовых конфликтов в России
2.1 Конфликты в социально-трудовой сфере в России
2.2 Отечественный и зарубежный опыт регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
2.3 Совершенствование регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
Заключение
Список использованных источников
Конфликт - это неотделимый аспект в жизни людей и организации, которые встречаются почти на любом предприятии. Конфликты возникают в организациях в результате конкуренции за превосходство, не соответствия стиля руководства, дефицита общих ресурсов. Они существуют как в крупных холдингах, так и в малых организациях. Организации без конфликтов встречаются очень редко, поэтому своевременное выявление и разрешение его играет очень важную роль в менеджменте организации. Сегодня есть отдельное специальное научное направление в современном менеджменте, называемое конфликтологией.
Актуальность темы работы в том, что в процессе осуществления трудовой деятельности сотрудники организации оказываются в определенной совокупности организационных условий, которые, в свою очередь, диктуют свои правила их взаимодействия между собой. При коммуникации работников друг с другом часто выявляются всевозможные противоречия по различным вопросам. В случае, когда данные разногласия принимают острую форму, они становятся факторами, препятствующими эффективной работе сотрудников, что уменьшает результативность деятельности организации в целом. По этой причине любой организации следует обращать особое внимание на возникающие трудовые конфликты.
Для любого государства защита прав и свобод человека в сфере труда является одной из наиболее значимых и при этом сложных задач. Разрешение трудовых споров — это главный способ защиты трудовых прав. Проблемы, которые накопились в стране за последние годы, такие как нестабильное состояние экономики, недостаток новых рабочих мест, увеличение безработицы, невыплата заработной платы и наличие не совпадающих интересов сторон трудовых правоотношений создают своего рода основу для возникновения трудовых конфликтов.
Целью данной работы является изучение процесса регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
- изучить сущность и значение конфликтов в социально-трудовой сфере;
- описать методы регулирования социально-трудовых конфликтов в социально-трудовой сфере;
- проанализировать ситуацию по конфликтам в социально-трудовой сфере в России;
- изучить отечественный и зарубежный опыт регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере;
- предложить направления совершенствования регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере.
Объект исследования – конфликты в социально-трудовой сфере. Предмет исследования – организационные, экономические и социальные отношения, возникающие в процессе регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере.
Методы научного исследования составляют монографии и материалы периодических изданий отечественных ученых, общеметодологические принципы управления персоналом, методы структурно-логического анализа, а также впервые предлагаемые методики структурного анализа.
1 Теоретические основы регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
1.1 Конфликты в социально-трудовой сфере: сущность и значение
Понятие, которое несет слово «конфликт», окрашено в оттенки негатива такие как: агрессия, спор, выяснение отношении, ссора, ярость, злость и угрозы. В результате появляется мнение, что конфликт - это всегда нежелательное явление, которое надо всегда избегать. Что касается даже при появлении спорных ситуаций. Но у каждого конфликта есть две стороны: хорошая и плохая. Хорошей стороной в конфликтах является то, что с его помощью можно извлечь пользу и опыт из случившейся ситуации, определить главную проблему и в результате спора найти способы и их решения. В зависимости от ситуации конфликт бывает полезен, обычно говоря о конфликте, можно отметить, что это конкуренция за удовлетворение своих потребностей, противоречие во взглядах, идеях, целях, мнений, возникающих при взаимодействии и столкновении людей, сопровождающихся отрицательными эмоциями, которые выходят за рамки общепринятых стандартов [7, с.10].
Понятие «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) не имеет однозначного толкования ни в научной, ни в публицистической литературе. По подсчетам существует более 70 определений конфликта, что не облегчает, а затрудняет понимание вопроса, «ведь всякое научное понятие - и понятие «конфликт» не составляет здесь исключения - должно иметь не только объём, вмещающий все охватываемые им явления, но и содержание, отражающее их существенные признаки» [7, с. 8].
Социально-трудовой конфликт - это особый вид социального конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправленных сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения [19, с. 139].
Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников [20, с. 109].
Социально-трудовой конфликт — это борьба различных социальных групп за экономические (материальные) ресурсы, в основе которой лежит понятие «справедливость», определяемое как соотношение вложенного труда и полученного вознаграждения. Большинство противоречий, лежащих в основе социально-трудовых конфликтов, обусловлены экономическими отношениями, существующими в обществе[22, с. 227].
Социально-трудовой конфликт - это особый вид социального конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправленных сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения[13, с. 31].
Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.
Иначе говоря, это стадия максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью областях и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов ценностей или нехватки ресурсов .
Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Социально-трудовой конфликт возникает в случае, если:
1) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
2) степень противоречий достаточно высока;
3) противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия, или, напротив, они непонятны;
4) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт [13, с. 31].
Реализация социально-трудового конфликта зависит от множества определенных субъективных факторов. Индивиды и группы должны, с одной стороны, испытывать довольно сильную потребность в преодолении взаимных сложностей для того, чтобы решиться на конфронтацию. С другой стороны индивиды и их группы должны обладать достаточной способностью для вступления в такую конфронтацию.
Важно учитывать типы социально-трудовых конфликтов выделяемых в зависимости от степени их проявления, это закрытые и открытые социально-трудовые конфликты. Основными параметрами, определяющими данное деление, являются: уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив; наличие или отсутствие реального конфликтного поведения и активности по урегулированию; известность конфликтной ситуации для окружающих и их влияние на нее. Известно, что закрытый конфликт является более неблагоприятным, так как он характеризуется большим социальным дискомфортом, деструктивным влиянием на организацию и организационно-трудовые отношения, возможность его разрешения очень мала.
Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Социально-трудовой конфликт возникает в случае, если [8, с. 87]:
- противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
- степень противоречий достаточно высока;
- противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия, или, напротив, они непонятны;
- противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.
Реализация трудового конфликта зависит от таких субъективных человеческих факторов, как потребности и способности. Индивиды и группы должны, с одной стороны, испытывают довольно сильную потребность в преодолении взаимных сложностей, для того, чтобы согласиться или решиться на конфронтацию, с другой – обладать достаточной способностью к вступлению в такую конфронтацию, иметь шанс посредством ее решить свою проблему. Способность к конфликту имеет конкретные составляющие: личные качества, деньги, связи, авторитет, наличие сторонников и т.д. Отсутствие способности к конфликту – одна из причин того, что трудовой конфликт либо не происходит при достаточных предпосылках, либо ничем конструктивным не завершается. Это достаточно обыденное и часто встречающееся явление, хотя на сегодняшний день в мире существует статистика и криминальных форм его разрешения, что говорит о потенциальной возможности связи трудовых конфликтов и преступности. [8, с. 92]