ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация констатирующего эксперимента
2.2.Описание и сравнительный анализ полученных результатов исследования
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
3.1. Содержание формирующего эксперимента
3.2. Динамика развития лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация констатирующего эксперимента
Анализ теоретических исследований по обозначенной нами проблеме, позволил определить цель констатирующего эксперимента, которая заключается в выявлении исходного уровня сформированности лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- Подобрать диагностические методики для исследования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
- Провести анализ результатов эксперимента.
Данное исследование проходило в 3 этапа:
Первый этап включал изучение специальной литературы, анализ и обработку теоретического материала; подбор методик для определения исходного состояния лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР, выбор групп испытуемых.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента. В нем приняли участие 32 воспитанника МБДОУ «Детский сад № 303» г. Нижнего Новгорода, из них 16 старших дошкольников с ОНР (экспериментальная группа) и 16 старших дошкольников с нормативным речевым развитием (контрольная группа). Возраст детей 6-7 лет.
Третий этап включал разработку и проведение формирующего эксперимента, оценку эффективности использования компьютерных игр в логопедической коррекции лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
На первом этапе экспериментального исследования проводилось логопедическое обследование старших дошкольников участвующих в эксперименте, которое в своей основе опиралось на следующие принципы:
- Принцип комплексности. Данный принцип помогает обеспечить полную и всестороннюю оценку особенностей развития обследуемого. Реализация указанного принципа проводилась в следующих направлениях:
- изучение первичной документации, содержащей данные об условиях воспитания ребенка в ДОУ и в семье, особенностях его раннего психического и речевого развития; анализ медицинской документации, в которой отражены сведения о неврологическом статусе детей с ОНР, их психическом и соматическом развитии;
- психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР;
- тщательное логопедическое обследование, заключавшееся в определении состояния всех компонентов лексического строя речи.
- Принцип обязательного учета возрастных особенностей детей. Данный принцип ориентирует на выбор и использование в ходе обследования таких приемов, методов и форм работы и лексического материала, которые соответствуют возрастным критериям, а также возрастным возможностям старших дошкольников с ОНР.
- Принцип исследования детей в динамике. Данный принцип дает возможность оценивать не разрозненные, отдельные патологические проявления, а общие тенденции нарушения лексического строя речи.
- Принцип качественного комплексного анализа результатов исследования. Помогает установить характер нарушений лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР и в соответствии с этим определить необходимые мероприятия и механизмы коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все компоненты лексического строя речи.
Для исследования особенностей лексического строя речи старших дошкольников с ОНР необходимо было установить первоначальный контакт с детьми, познакомиться с имеющейся документацией. Все дошкольники экспериментальной группы имели в своем анамнезе негрубое поражение центральной нервной системы. Предварительно дети были обследованы специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и имели диагноз «общее недоразвитие речи III уровня». Исследование проводилось на групповых и индивидуальных занятиях в привычных для детей условиях.
Уровень речевого развития старших дошкольников был определен согласно классификации Р.Е. Левиной и характеризуется наличием недоразвития следующих компонентов речи: лексико-грамматический, структурно-семантической и фонетико-фонематической. Отбор участников экспериментальной группы осуществлялся в соответствие с логопедическим заключением об уровне речевого развития дошкольников. Все дошкольники, участвовавшие в эксперименте, имели сохранный интеллект и слух.
При исследовании и оценке психолого-педагогической и медицинской документации на каждого ребенка, сборе анамнестических данных посредством проведения беседы с педагогами ДОУ, а также в процессе непосредственного наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что в сравнении с контрольными группами старших дошкольников с нормативным речевым развитием, речь детей экспериментальных групп имела существенные отличия:
В речи старших дошкольников с ОНР было выявлено множество дефектов. Сама речь, в особенности у мальчиков была трудно разборчивой и очень громкой (во многих словах пропускались и искажались звуки). У части детей наблюдалась неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности. У других же напротив, преобладала гипервозбудимость, проявляющаяся в общем двигательном и эмоциональном беспокойстве.
В характеристиках у большинства детей с ОНР отмечалась низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нарушения памяти и внимания, неспособность регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая мелкая и общая моторика. Подробно изучив речевые карты детей экспериментальных групп, мы пришли к выводу, что почти у всех детей нарушен лексический строй речи, что выражается в следующем:
- не сформирован словарный запас, наблюдается существенный «количественный разрыв» между активным и пассивным словарем;
- неспособность точно подобрать синонимы и антонимы к слову;
- неумение объяснить значение слова;
- низкий уровень владения грамматическими конструкциями, неумение самостоятельно образовывать слова, замены слов дефиницией.
Для проведения констатирующего эксперимента, нами были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению старшими дошкольниками с ОНР лексическим строем речи, выделив при этом их качественные характеристики как показатели, опираясь на исследования таких авторов, как Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева. К таким критериям мы отнесли следующие:
- состояние активного и пассивного словаря;
- умение детей быстро находить, подбирать синонимы и антонимы;
- уровень осознания лексического значения слова;
- уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.
По каждому критерию нами были подобраны соответствующие диагностические методики. Для исследования лексического строя речи старших дошкольников с ОНР была использована методика Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой [1]. Учитывая особенности развития детей, данная методика была адаптирована для старших дошкольников, был сокращен объем и наполняемость заданий, применялись игровые приемы и наглядный материал. Используемая методика позволила решить следующие задачи:
- выявить особенности развития лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР;
- проследить индивидуальные особенности исходного состояния лексического строя речи у каждого ребёнка;
- использовать результаты проведенного диагностического исследования и для дальнейшего проведения коррекционной работы.
При проведении экспериментального исследования были использованы следующие методы:
- метод опроса, в основном в форме беседы (т.е. вопросно-ответный метод исследования), для изучения состояния навыка словоизменения дошкольников, в ходе которого они должны были дать конкретный ответ на задаваемый вопрос по каждому заданию;
- объяснение (т.е. истолкование определенных явлений и понятий, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также некоторых терминов). Данный метод использовался с целью разъяснения заданий в процессе проведения эксперимента;
- наглядный метод (т.е. на определенное задание детям предлагалось рассмотреть опорные картинки);
- игровой метод (все задания выполнялись в игровой форме для поддержания интереса у дошкольников, к примеру, при подборе синонимов и антонимов - мы использовали команды «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»).
- Исследование пассивного и активного словаря.
Задание № 1. Исследование пассивного словаря. Для исследования особенностей пассивного словаря дошкольников используется методика с выбором картинки, которую называет логопед, из предлагаемого набора. Общее количество существительных, глаголов и прилагательных не одинаковы. В список включены слова, без знания и правильного использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими существенно затруднено.
Дошкольникам были показаны картинки с изображениями:
- овощей: картофель, огурец, морковь, редис, репа, лук, капуста, помидор;
- ягод: малина, смородина, вишня, крыжовник, слива.
- одежды: рубашка, брюки, пальто, шарф, шапка, юбка, платье, кофта, платок, шуба;
- обуви: туфли, сапоги, ботинки;
- предметов мебели: кровать, диван, стул, кресло, шкаф, комод.
- предметов домашнего обихода: утюг, лейка, метла, стиральная машина, швейная машина, телевизор, холодильник, пылесос;
- посуды: блюдце, тарелка, половник, ложка, чашка, кружка.
- домашних и диких птицы: сорока, воробей, снегирь, синица, петух, гусь, курица, павлин.
- транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси, теплоход, вертолет, самолет, легковой автомобиль, поезд, грузовик;
- профессии: шофер, учитель, продавец, строитель, повар, врач, космонавт, парикмахер;
- тематических групп: транспорт, одежда, обувь, овощи;
- эмоциональных состояний: сердитый, грустный, веселый;
- величины: большой, маленький, одинаковые (грибы), широкая, узкая (полоски);тонкий, короткий.
- качеств: чистые, грязные;
- конфигурации: кривая, прямая (линии);
- движений и занятий: читает, рисует, пишет, идет, играет, едет, везет, ведет, несет;
- бытовых действий: стирает, поливает, шьет, подметает, гладит, чистит, варит, режет, покупает, помогает, жарит;
- профессиональных действий: продает, строит, лечит, учит, бреет, стрижет.
В процессе обследования детям показывают картинки. Дается следующая инструкция: «Покажи мне картинку, которую я назову». Записываются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Далее оценивается число правильных и неверных показов, а также отказов от ответа.