Курсовая работа|Логопедия

Экспериментальное исследование особенностей лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 52

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

2.1. Организация констатирующего эксперимента

2.2.Описание и сравнительный анализ полученных результатов исследования

ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

3.1. Содержание формирующего эксперимента

3.2. Динамика развития лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

2.1. Организация констатирующего эксперимента

Анализ теоретических исследований по обозначенной нами проблеме, позволил определить  цель констатирующего эксперимента, которая заключается  в выявлении исходного уровня  сформированности лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

  1. Подобрать диагностические методики для исследования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
  2. Определить особенности лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
  3. Провести анализ результатов эксперимента.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

Первый этап включал изучение специальной литературы, анализ и обработку теоретического материала; подбор методик для определения исходного состояния лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР, выбор групп испытуемых.

Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента. В нем приняли участие 32 воспитанника МБДОУ «Детский сад № 303» г. Нижнего Новгорода, из них 16 старших дошкольников с ОНР (экспериментальная группа) и 16 старших дошкольников с нормативным речевым развитием (контрольная группа). Возраст детей 6-7 лет. 

Третий этап включал разработку и проведение формирующего эксперимента, оценку эффективности использования компьютерных игр в логопедической коррекции лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.  

На первом этапе экспериментального исследования проводилось логопедическое обследование старших дошкольников участвующих в эксперименте, которое в своей основе опиралось на   следующие принципы:

  1. Принцип комплексности. Данный принцип помогает обеспечить полную и всестороннюю оценку особенностей развития обследуемого. Реализация указанного принципа проводилась в следующих направлениях:

- изучение первичной документации, содержащей данные об условиях воспитания ребенка  в ДОУ и в семье, особенностях его раннего психического и речевого развития; анализ  медицинской документации, в которой отражены сведения о неврологическом статусе детей с ОНР, их психическом и соматическом развитии;

- психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР;

- тщательное логопедическое обследование, заключавшееся в определении  состояния всех компонентов лексического строя речи.

  1. Принцип обязательного учета возрастных особенностей детей. Данный принцип ориентирует на выбор и использование в ходе обследования таких приемов, методов и форм работы и лексического материала, которые соответствуют возрастным критериям, а также возрастным возможностям старших дошкольников с ОНР.
  2. Принцип исследования детей в динамике. Данный принцип дает возможность оценивать не разрозненные, отдельные патологические проявления, а общие тенденции нарушения лексического строя речи.
  3. Принцип качественного комплексного анализа результатов исследования. Помогает установить характер нарушений лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР и в соответствии с этим определить необходимые мероприятия и механизмы  коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все компоненты лексического строя речи.

Для исследования особенностей лексического строя речи старших дошкольников с ОНР необходимо было установить первоначальный контакт с детьми, познакомиться с имеющейся документацией. Все дошкольники экспериментальной группы имели в своем анамнезе негрубое поражение центральной нервной системы. Предварительно дети были обследованы специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и имели диагноз «общее недоразвитие речи  III уровня». Исследование проводилось на групповых и индивидуальных занятиях в привычных для детей условиях.

Уровень речевого развития старших дошкольников был определен согласно классификации Р.Е. Левиной  и характеризуется наличием недоразвития следующих компонентов речи: лексико-грамматический, структурно-семантической и фонетико-фонематической. Отбор участников экспериментальной группы осуществлялся в соответствие с  логопедическим заключением об уровне речевого развития дошкольников. Все дошкольники, участвовавшие в эксперименте, имели сохранный интеллект и слух.

При исследовании и оценке психолого-педагогической и медицинской документации на каждого ребенка, сборе анамнестических данных посредством проведения  беседы с педагогами ДОУ, а также в процессе непосредственного наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что в сравнении с контрольными группами старших дошкольников с нормативным речевым развитием, речь детей экспериментальных групп имела существенные отличия:

В речи старших дошкольников с ОНР было выявлено множество дефектов. Сама речь, в особенности у мальчиков была трудно разборчивой и очень громкой (во многих словах пропускались и искажались звуки). У части детей наблюдалась неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности. У других же напротив, преобладала гипервозбудимость, проявляющаяся в общем двигательном и эмоциональном беспокойстве.

В характеристиках у большинства детей с ОНР  отмечалась низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нарушения памяти и внимания,  неспособность регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая мелкая и общая моторика. Подробно изучив речевые карты детей экспериментальных групп, мы пришли к выводу,  что почти у всех детей нарушен лексический строй речи, что выражается в следующем: 

- не сформирован словарный запас, наблюдается существенный «количественный разрыв» между активным и пассивным словарем;

- неспособность точно подобрать синонимы и антонимы к слову;

- неумение объяснить значение слова;

- низкий уровень владения грамматическими конструкциями, неумение самостоятельно образовывать слова, замены слов дефиницией.

Для проведения констатирующего эксперимента, нами были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению старшими дошкольниками с ОНР лексическим строем речи, выделив при этом их качественные характеристики как показатели, опираясь на исследования таких авторов, как Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева. К таким критериям мы отнесли следующие:

- состояние активного и пассивного словаря;

- умение детей быстро находить, подбирать синонимы и антонимы;

- уровень осознания лексического значения слова;

- уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

По каждому критерию нами были подобраны соответствующие диагностические методики.  Для исследования лексического строя речи старших дошкольников с ОНР была использована  методика  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой [1]. Учитывая особенности развития детей, данная методика была адаптирована для старших дошкольников, был сокращен объем и наполняемость заданий, применялись игровые приемы и наглядный материал. Используемая методика позволила решить следующие задачи:

- выявить особенности развития лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР;

- проследить  индивидуальные особенности исходного состояния лексического строя речи  у каждого ребёнка;

- использовать результаты проведенного диагностического исследования и для дальнейшего проведения  коррекционной работы.

При проведении экспериментального исследования были использованы следующие методы:

- метод опроса, в основном в форме беседы (т.е. вопросно-ответный метод исследования), для изучения состояния навыка словоизменения дошкольников, в ходе которого они должны были дать конкретный ответ на задаваемый вопрос по каждому заданию;

- объяснение (т.е. истолкование определенных явлений и понятий, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также некоторых терминов). Данный метод использовался с целью  разъяснения заданий в процессе проведения эксперимента;

- наглядный метод (т.е. на определенное задание детям предлагалось рассмотреть опорные картинки);

- игровой метод (все задания выполнялись в игровой форме для поддержания интереса у дошкольников, к примеру, при подборе синонимов и антонимов -  мы использовали  команды «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»).

  1. Исследование пассивного и активного словаря.

Задание № 1. Исследование пассивного словаря. Для исследования особенностей пассивного словаря дошкольников используется методика с выбором картинки, которую называет логопед, из предлагаемого набора. Общее количество существительных, глаголов и прилагательных не одинаковы. В список включены слова, без знания и правильного использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими существенно затруднено.

Дошкольникам были показаны  картинки с изображениями:

  1. овощей: картофель, огурец, морковь, редис, репа, лук, капуста, помидор;
  2. ягод: малина, смородина, вишня, крыжовник, слива.
  3. одежды: рубашка, брюки, пальто, шарф, шапка, юбка, платье, кофта, платок, шуба;
  4. обуви: туфли, сапоги, ботинки;
  5. предметов мебели: кровать, диван, стул, кресло, шкаф, комод.
  6. предметов домашнего обихода: утюг, лейка, метла, стиральная машина, швейная машина, телевизор, холодильник, пылесос;
  7. посуды: блюдце, тарелка, половник, ложка, чашка, кружка.
  8. домашних и диких птицы: сорока, воробей, снегирь, синица, петух, гусь, курица, павлин.
  9. транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси, теплоход, вертолет, самолет, легковой автомобиль, поезд, грузовик;
  10. профессии: шофер, учитель, продавец, строитель, повар, врач, космонавт, парикмахер;
  11. тематических групп: транспорт, одежда, обувь, овощи;
  12. эмоциональных состояний: сердитый, грустный, веселый;
  13. величины: большой, маленький, одинаковые (грибы), широкая, узкая (полоски);тонкий, короткий.
  14. качеств: чистые, грязные;
  15. конфигурации: кривая, прямая (линии);
  16. движений и занятий: читает, рисует, пишет, идет, играет, едет, везет, ведет, несет;
  17. бытовых действий: стирает, поливает, шьет, подметает, гладит, чистит, варит, режет, покупает, помогает, жарит;
  18. профессиональных действий: продает, строит, лечит, учит, бреет, стрижет.

В процессе обследования детям показывают  картинки. Дается следующая инструкция: «Покажи мне картинку, которую я назову». Записываются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Далее оценивается число правильных и неверных показов, а также отказов от ответа.

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское