ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации технико-тактической подготовки волейболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды
Принципы организации технико-тактической подготовки волейболистов
Особенности технико-тактической подготовки волейболистов в предсоревновательный период
Особенности технико-тактической подготовки волейболистов в соревновательный период
Глава 2. Практические аспекты организации технико-тактической подготовки волейболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды
2.1. Материалы и методы
2.2. Организация исследования
Комплексная программа специальной, общей физической и технико-тактической подготовки волейболистов
2.3. Результаты и обсуждения
Глава 3. Практические рекомендации по организации технико-тактической подготовки волейболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды тренировочного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей школьного возраста [1].
В результате анализа ФГОС установили, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения [2].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [1].
Одним из наиболее эффективных средств физического развития и воспитания ребенка является волейбол. Волейбол является коллективным подвижным видом спорта. Он способствует не только комплексному физическому развитию организма, но и психическому развитию, социализации ребенка. Особенно эффективная в этом смысле соревновательная деятельность.
Гипотеза исследования. Соревновательная деятельность является важной характеристикой волейбола как вида спорта и является его важнейшей характеристикой. Соревновательная деятельность требует тщательного подхода, серьезной подготовки. Подготовка ведется круглогодично, состоит из предсоревновательного и соревновательного периода. Важнейшим компонентом предсоревновательной и соревновательной подготовки волейболистов является технико-тактическая подготовка.
Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – методические особенности организации технико-тактической подготовки в предсоревновательный и соревновательный периоды.
Объект исследования – технико-тактическая подготовка волейболистов.
Предмет исследования – технико-тактическая подготовка волейболистов в соревновательный и предсоревновательный периоды.
Цель работы: разработать педагогическую систему технико-тактической подготовки волейболистов в соревновательный и предсоревновательный периоды.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Систематизировать существующие способы, средства комплексного развития физических качеств и двигательных навыков у детей.
3. Осуществить подбор специальных средств и методов для организации технико-тактической подготовки в предсоревновательный и соревновательный периоды.
4. Проанализировать действующую программу подготовки волейболистов и разработать методику, направленную на повышение качества технико-тактической подготовки волейболистов.
5. Апробировать предложенную методику в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); эмпирические (педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов).
Научная новизна. На основе учебной программы подготовки волейболистов разработали комплексную методику общей, специальной и технико-тактической подготовки.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по волейболу.
Практическая значимость. Могут быть использованы преподавателями физической культуры для подготовки волейболистов к ведению соревновательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации технико-тактической подготовки волейболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды
1.1. Принципы организации технико-тактической подготовки волейболистов
Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.
Известно, что совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной техники [4, 5, 8].
В работе Э.Ю. Дорошенко 2006г. отмечается, что в структуре контроля соревновательной деятельности основными функциями является оценка выполнения освоенных движений, овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями в нападении и защите, эффективность применения изученного в процессе соревновательной деятельности волейболистов. Не менее важными составляющими является анализ и интерпретация количественных и качественных показателей, полученных в процессе соревновательной деятельности [12].
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.
4. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
6. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
9. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с
10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.
11. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.
12. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
13. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
14. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления школьников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11.
15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.
16. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и школе / М.Маханева. - М.: АРКТИ, 2013. – 263 с.
17. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. - 183 с.
18. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
20. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга, 2002. - 233 с.
21. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов. Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.33.
22. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2011. - 421 с.
23. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
25. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.