Актуальность работы. В настоящее время важно изучать роль междисциплинарных связей в активизации познавательной деятельности учащихся (Максимова, 1989; Алексеева, 2004).
Биология связана со многими науками и с деятельностью человека, она помогает описать биологические процессы.
Вторую половину XX века часто называют «веком биологии», так как в это время биология выходит на передний план естествознания и становится
производительной силой общества (Астауров, Гайсинович, Нейфах 1969; Зверева, 2001).
Актуальность междисциплинарных отношений заключается в том, что с их помощью решаются проблемы обучения, развития и воспитания учащихся.
Также с их помощью закладывается фундамент профессионального самоопределения учащихся средних школ, поэтому междисциплинарные связи – это важное условие и результат комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Значительную помощь в преподавании биологии, развитии и воспитании школьников могут оказать учителю литературные произведения. Использование литературных произведений дополняет традиционные методы академической работы, способствует усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы.
Использование таких материалов способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии и чтению. Также в обучение вводится, элемент занимательности, который позволяет избежать однообразия уроков.
Формируется эмоционально окрашенное, личное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению: дети участвуют в работе с литературными материалами, выбирают отрывки из произведений искусства с описаниями биологических явлений (Жук, 2004; Еремина, 2005).
Художественная литература представляет собой творческий труд, в котором описана реальность с помощью художественных образов. Каждый создаваемый художественный образ, несмотря на его реалистичность, является вторичным, однако, его сила проявляется в реальном описании событий, сопровождающих его по жизни. В этом случае можно говорить о реальном и объективном отражении действительности (Литвинов, Литвинова, 2012).
Однако метод художественной репрезентации природного объекта практически не используется на уроках биологии, что может сделать язык этой науки сухим.
Использование фрагментов произведений искусства на уроках биологии предоставляет широкие возможности учителю и ученикам составлять биологические задачи и задания.
Целью работы явилось: изучение роли художественных произведений в развитии познавательного интереса к биологии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу, посвященную методам развития познавательного интереса;
- Ознакомиться с опытом работы учителей биологии школы № 8 г. Махачкалы по использованию художественных произведений на уроках биологии;
3.Подготовить модель урока с применением литературных произведений;
- Экспериментально проверить эффективность подготовленной модели урока по разделу «Человек и его здоровье» с использованием разработанных творческих заданий.
Объект исследования: учебная деятельность восьмиклассников на уроках биологии.
Предмет исследования: литературные произведения как активатор повышения интереса к биологии, развития мышления и улучшения усвоения учебного материала.
Гипотеза: Реализация этих задач будет способствовать развитию стремления учащихся к самообразованию, содействовать развитию интереса школьников к чтению, поможет создать условия для развития творческого потенциала личности учащегося.
Практическая значимость. Приведенные примеры литературных произведений могут быть использованы студентами в период педпрактики и учителями школ.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- Методы развития познавательного интереса
Идея формирования в учебном процессе познавательных интересов помогает найти средства, которые привлекут ученика и спровоцируют у него интерес к изучению и совместной деятельности с учителем.
Совместная деятельность с учителем поможет совершенствовать учебный процесс (Бычков, 2005; Еремина, 2005; Селиванова, 2012).
Интерес – это избирательная направленность человека: его внимания, мыслей и помыслов (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин). Интерес – это проявление умственной и эмоциональной активности (Е.К. Стронг, С.Л. Рубинштейн), а также – это своеобразная чувствительность ребёнка (Д. Фрейер).
Согласно мнению Л.А. Гордона: «Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека».
Интерес – это избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, потребность человека заниматься деятельностью, которая приносит удовлетворение.
Под влиянием интереса все психические процессы протекают интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной (Леках, 2002; Ежова, 2005).
Познавательный интерес выступает в качестве педагогического инструмента учителя и вызывает начальные элементы любознательности.
Предметом познавательного интереса является познание окружающей среды, со стороны биологической и социальной ориентировки.
Также познание окружающей среды помогает понимать причинно-следственные связи и закономерности окружающей среды, изучать истины и раздвигать рамки познания.
Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес выступает источником обеспечения воспитательных задач обучения, с другой - результатом воспитательных воздействий.
Познавательный интерес обогащает и активирует процесс всех деятельностей человека, так как в них имеется познавательное начало.
В школьные годы, когда учебная деятельность становится главной, проблемы, связанные с познавательными интересами, играют значительную роль в формировании личности ученика.
Согласно Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения» (Щукина, 1988).
Г.И. Щукина считает, что в школьные годы познавательный интерес приобретает особую важность, так как в это время: «учение становится фундаментальной основой жизни».
Согласно исследованиям, существуют различные модификации познавательного интереса в учебном процессе: средство обучения, мотив учебной деятельности, свойство личности ученика (Дьяченко, 1988; Мохина, 2008; Далингер, 2011).
1.2. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Стоит отметить, что учебная деятельность совершается ради познания, удовлетворения познавательного интереса и является стимулом получать новые знания.
Для понимания термина «познавательный интерес как мотив учебной деятельности», необходимо остановиться на характеристике мотивационной сферы обучения (Демидова, 2005; Махмутов, 2007; Зиновкина, 2008).
Мотив – это то, что выражает предметную направленность действий, характеризует психическое состояние человека, связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Для успешности деятельности необходимо сформулировать мотивационную сферу.
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» (Климов, 2007). Направленности мотива:
-познавательный мотив выражается в стремлении к усвоению знаний, к рефлексии своей деятельности.
-социальный мотив выражается в направленности ученика на другого человека в ходе учения (Комиссаров, 1991; Кукушкин, 2000; Карпенко, 2001).
Чтобы возник интерес необходимо создать мотив, а затем найти цель (систему целей). Согласно Г.И. Щукиной:
-познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником.
-познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;
-познавательный интерес доступен для наблюдения.
-познавательный интерес - это мотив, который влияет на учебную активность, познавательную деятельность и успеваемость. Мотив не может возникнуть сам по себе - необходим внешний стимул.
Рис. 1. Классификация основных видов стимуляции интереса
В отечественной педагогике разработаны три вида стимуляции познавательного интереса учащихся (рис 1), где под понятием «стимул» понимают «побудительную причину к действию, заинтересованность в совершении чего-нибудь (Ожегов, Шведова, 1997; Клименко, 2000; Кропотова, 2001; Кукушкин, 2006).
Для развития познавательно интереса используют учебный материал и организацию учебно процесса, каждый из этих методов обладает возможностью влияния на развитие познавательного интереса.