Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка
1.1. Сущность понятия «техника речи» и ее развитие и онтогенезе
1.2. Особенности формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка
Глава 2. Экспериментальное исследование ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию техники речи младших школьников на уроках русского языка
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования определяется противоречием между недостаточной изученностью условий развития техники речи у младших школьников и потребностью современной практики школьного обучения в решении этой задачи, заданной ФГОС НОО.
Во ФГОС НОО развитие техники речи выступает одной из основных задач, а также может выступать одним из направлений формирования звуковой аналитико-синтетической активности. В различных УМК по русскому языку и литературному чтению предложены традиционные игры, упражнения, задания для развития техники речи, которые многие годы используются в практической работе педагогов. Анализ методических и практических пособий по развитию техники речи показал, что многие методы, приемы, техники развития техники речи, несмотря на свою известность и практическую разработанность, могут быть обогащены, адаптированы к требованиям ФГОС НОО, условиям современного образования.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование техники речи младших школьников на уроках русского языка».
Объект исследования: техника речи у младших школьников.
Предмет исследования: формирование техники речи младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: определить возможности формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «техника речи»
2. Выявить особенности техники речи у младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по формированию техники речи у младших школьников на уроках русского языка.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Глава 1. Теоретические основы формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка
1.1. Сущность понятия «техника речи» и ее развитие и онтогенезе
Владеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение.
Недостатки техники речи заключаются в следующем: слабый голос, не соответствующий содержанию речи; тусклый, незвучный, ограниченный в своем диапазоне голос педагога; речевая монотонность, тогда как все содержание речи обусловливает необходимость различения голосовых интонаций (например, в ситуации оценки ответов учащихся, одобрения, похвалы и др.); «пулеметный» темп речи, мешающий восприятию и пониманию материала, или слишком замедленный темп речи, способствующий ее монотонности; отсутствие пауз и т. д.
В своих исследованиях техники речи ученые (Т.А. Ладыженская, О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, И.А. Стернин и др.) выделяют такие ее компоненты, как речевое дыхание, голос, дикция, орфоэпическое произношение.
Для устной речи, прежде всего, большое значение имеет правильная организация речевого дыхания. Как показывают данные наблюдений, прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, препятствует свободному речевому продуцированию говорящих. Однако дыхание является лишь «энергетической базой» речи.
Следующий компонент техники речи – дикция – широкое понятие, которое включает в себя три базовых показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произношения. Важнейшими условиями хорошей дикции являются правильность и отчетливость артикуляции. Важно сформировать навыки точного и отчетливого произношения слов, что способствует доступности его речи, облегчает ее восприятие и понимание окружающими, создает благоприятные условия для эффективного общения. Хорошая дикция также свидетельствует о грамотности личности, уверенности в содержании речи, имеет эстетическую ценность будучи одним из наиболее ярких показателей культуры устной звучащей речи. Манера произношения включает в себя присущий темп речи, продление или редукцию гласных звуков ударных слогов и т. п. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в педагогическом общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи
Важнейший компонент техники речи – это голос, основное орудие воздействия. П. Сопер утверждает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса». Поэтому важно уметь управлять своим голосом, знать артикуляционные, тембральные, тональные особенности своего произношения, уметь выбирать самое приятное звучание своего голоса в соответствии с конкретными условиями общения.
Не уместен неразборчивый, сиплый голос, еще хуже крик, визг, препятствующие установлению коммуникативного контакта. «Как бы ни была интересна и познавательна речь, – отмечает А. И. Маслова, – она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом». Бедность звукового диапазона речи приводит к монотонному звучанию, к обеднению звуковой палитры, что является важным фактором ослабления воздействия речи.