Курсовая работа|Педагогика

Формирование техники речи младших школьников на уроках русского языка

Курсовая + тезисы к ней на 2 страницы
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 30

Цена: 1 500
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка

1.1. Сущность понятия «техника речи» и ее развитие и онтогенезе

1.2. Особенности формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка

Глава 2. Экспериментальное исследование ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию техники речи младших школьников на уроках русского языка

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы

Заключение

Список использованных источников

Актуальность исследования определяется противоречием между недостаточной изученностью условий развития техники речи у младших школьников и потребностью современной практики школьного обучения в решении этой задачи, заданной ФГОС НОО.

Во ФГОС НОО развитие техники речи выступает одной из основных задач, а также может выступать одним из направлений формирования звуковой аналитико-синтетической активности. В различных УМК по русскому языку и литературному чтению предложены традиционные игры, упражнения, задания для развития техники речи, которые многие годы используются в практической работе педагогов. Анализ методических и практических пособий по развитию техники речи показал, что многие методы, приемы, техники развития техники речи, несмотря на свою известность и практическую разработанность, могут быть обогащены, адаптированы к требованиям ФГОС НОО, условиям современного образования.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование техники речи младших школьников на уроках русского языка».

Объект исследования: техника речи у младших школьников.

Предмет исследования: формирование техники речи младших школьников на уроках русского языка.

Цель исследования: определить возможности формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «техника речи»

2. Выявить особенности техники речи у младших школьников.

3. Провести экспериментальную работу по формированию техники речи у младших школьников на уроках русского языка.

4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования техники речи младших школьников на уроках русского языка

1.1. Сущность понятия «техника речи» и ее развитие и онтогенезе

Владеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение.

Недостатки техники речи заключаются в следующем: слабый голос, не соответствующий содержанию речи; тусклый, незвучный, ограниченный в своем диапазоне голос педагога; речевая монотонность, тогда как все содержание речи обусловливает необходимость различения голосовых интонаций (например, в ситуации оценки ответов учащихся, одобрения, похвалы и др.); «пулеметный» темп речи, мешающий восприятию и пониманию материала, или слишком замедленный темп речи, способствующий ее монотонности; отсутствие пауз и т. д.

В своих исследованиях техники речи ученые (Т.А. Ладыженская, О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, И.А. Стернин и др.) выделяют такие ее компоненты, как речевое дыхание, голос, дикция, орфоэпическое произношение.

Для устной речи, прежде всего, большое значение имеет правильная организация речевого дыхания. Как показывают данные наблюдений, прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, препятствует свободному речевому продуцированию говорящих. Однако дыхание является лишь «энергетической базой» речи.

Следующий компонент техники речи – дикция – широкое понятие, которое включает в себя три базовых показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произношения. Важнейшими условиями хорошей дикции являются правильность и отчетливость артикуляции. Важно сформировать навыки точного и отчетливого произношения слов, что способствует доступности его речи, облегчает ее восприятие и понимание окружающими, создает благоприятные условия для эффективного общения. Хорошая дикция также свидетельствует о грамотности личности, уверенности в содержании речи, имеет эстетическую ценность будучи одним из наиболее ярких показателей культуры устной звучащей речи. Манера произношения включает в себя присущий темп речи, продление или редукцию гласных звуков ударных слогов и т. п. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в педагогическом общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи

Важнейший компонент техники речи – это голос, основное орудие воздействия. П. Сопер утверждает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса». Поэтому важно уметь управлять своим голосом, знать артикуляционные, тембральные, тональные особенности своего произношения, уметь выбирать самое приятное звучание своего голоса в соответствии с конкретными условиями общения.

Не уместен неразборчивый, сиплый голос, еще хуже крик, визг, препятствующие установлению коммуникативного контакта. «Как бы ни была интересна и познавательна речь, – отмечает А. И. Маслова, – она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом». Бедность звукового диапазона речи приводит к монотонному звучанию, к обеднению звуковой палитры, что является важным фактором ослабления воздействия речи.

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
  2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 112 с.
  3. Артемьева Т.П. Исследование сформированности техники речи у детей младшего школьного возраста / Т.П. Артемьева, Т.А. Калиновская // Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию института специального образования. – – С. 57-62.
  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – Москва: Просвещение, 1966. – 307 с.
  5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Речь, 2016. – 144 с.
  6. Волкова Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л. С. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – С. 513-524.
  7. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва: Академия, 2009. – 322 с.
  8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2017. – 158 с.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва: Просвещение, 2009. – 365 с.
  10. Гончарова Н.А. Программа по развитию устрой речи и профилактике нарушений письма у младших школьников / Н.А. Гончарова // Эффективность воспитательных и образовательных процессов в учреждениях образования и здравоохранения. – – С. 135-143.
  11. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников/ Н. И. Дьякова. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 170 с.
  12. Зинченко А.В. Формирование навыков фонематического анализа у младших школьников / А.В. Зинченко // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – – № 4-2 (21). – С. 36-39.
  13. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва: Академия, 2016. – 214 с.
  14. Лабутина Н.Ф. Техника речи – основа речи ребенка / Н.Ф. Лабутина // Филологическое образование в период детства. – – № 25. – С. 15-21.

Всего 23 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское