Курсовая работа|Педагогика

Приёмы активизации учащихся при усвоении таблицы умножения и деления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Общее понятие о познавательной деятельности

1.1. Формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников в начальном курсе математики

1.2. Методико-математические основы формирования табличных навыков умножения

1.3. Активизация учащихся при изучении таблицы умножения

Глава 2. Приёмы активизации учащихся в процессе обучения математике в 3 классе при изучении деления умножения

2.1. Сущность приёмов активизации 

2.2 Приемы, способствующие активизации процесса восприятия 

2.3. Приемы, способствующие активизации процесса запоминания 

Заключение 

Список литературы

Формирование у младших школьников вычислительных навыков является одной из главных задач начального курса математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как для дальнейшего обучения школьников, так и для их практической жизни.

В курсе математики начальной школы и в целом в математической подготовке младших школьников занимает исключительно важное место тема «Табличное умножение». Главная задача в работе над данной темой состоит в том, чтобы, с одной стороны, сформировать у учащихся полноценные вычислительные навыки, а с другой - начать хорошо продуманную перспективную подготовку к введению и последующему усвоению ими приемов вне табличного и письменного умножения и деления.

В связи с этим необходимо организовать учебный процесс так, чтобы повысить качество формируемых навыков. В практике работы традиционной школы с этой целью делаются попытки разнообразить задания и упражнения, выполняемые на разных этапах закрепления. Но, как правило, они основаны на репродуктивной деятельности, однообразны и не вызывают интереса у детей.

Параллельные и интегрированные курсы, альтернативные системы обучения, направленные на развитие учащихся, предлагают свои подходы к решению проблемы, связанной с формированием навыков табличного умножения и деления.

Все это требуют от учителя изучения различных методик, критического осмысления и переработки информации, отбора приемов и средств, способных оказать положительное влияние на процесс обучения качественного формирования табличных навыков умножения у младших школьников.

Цель исследования: изучить приёмы активизации учащихся при усвоении таблицы умножения и деления.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников табличных навыков умножения и деления.

Предмет исследования: методические приемы используемые при обучении младших школьников табличным случаям умножения и деления.

Задачи:

  1. Изучить формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников в начальном курсе математики;
  2. Рассмотреть методико-математические основы формирования табличных навыков умножения;
  3. Изучить активизация учащихся при изучении таблицы умножения;
  4. Рассмотреть сущность приёмов активизации ;
  5. Приемы, способствующие активизации процесса восприятия ;
  6. Приемы, способствующие активизации процесса запоминания.

 

Глава 1. Общее понятие о познавательной деятельности.

1.1. Формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников в начальном курсе математики

Одной из самых важных задач начального курса математики является формирование прочных и сознательных вычислительных навыков. Практика современной школы показывает, что в основе формирования навыка вычислений должно лежать осмысление тех конкретных действий, от которых зависят правильность и скорость выполнения вычислений. Ученик, прежде всего, должен осознать цель, ради которой он формирует тот или иной навык. А учитель должен помочь ему в осознании этой цели. [18]

М.А. Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами. «Приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро» [2].

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.

Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операций. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.

Рациональность - ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.

Обобщенность - ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.

Автоматизм - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.

Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. [2]

В ходе формирования вычислительных навыков М.А Бантова выделяет следующие этапы:

  1. Подготовка к введению нового приема.

На этом этапе создается готовность к усвоению которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей вычислительного приёма.

Например, можно считать, что ученики подготовлены к восприятию вычислительного приёма ± 2, если они ознакомлены с конкретным смыслом действий сложения и вычитания, знают состав числа 2 и овладели вычислительными навыками сложения и вычитания вида ± 1; готовностью к введению приёма внетабличного умножения (13 6) будет знание учащимся правила умножения суммы на число, знание десятичного состава чисел в пределах 100 и овладение навыками табличного умножения, навыками умноженная числа 10 на однозначные числа.

Центральное звено при подготовке к введению нового приёма - овладение учеником основными операциями. [2]

  1. Ознакомление с вычислительным приемом.

На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.

В других случаях в качестве наглядности используется развернутая запись. Например, 13 6 = (10 + 3) 6 = 10 6 + 3 6 = 60 + 18 = 78

Выполнение каждой операции важно сопровождать пояснениями вслух.

Сначала эти пояснения выполняется под руководством учителя, а потом самостоятельно.

  1. Закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка.

На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком. [2]

Необходимое условие формирования вычислительных навыков - умение учителя организовать внимание детей.

Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные навыки (или навыки в области умственной работы). Для формирования интеллектуального навыка нужны определенные знания и умения.

П.Я. Гальпериным была разработана теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий, объясняющая такое построение учебной деятельности, при которой за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемым по определенным правилам происходит формирование. [3]

Процесс усвоения знаний и формирование действий по П.Я. Гальперину проходит шесть этапов: мотивация (привлечение внимания обучаемого, пробуждение его интереса и желания получить соответствующие знания); уяснение ориентировочной основы действий; выполнение действий в материальной (материализованной) форме; выполнение действий в плане громкой речи; выполнение действия в плане речи про себя; выполнение действия в плане внутренней речи или уме.

Как показывает опыт работы, определенные трудности во 2 классе испытывают учителя и учащиеся при формировании прочных осознанных навыков табличного и внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100. При этом процесс формирования вычислительных навыков проходит следующие этапы (в приложениях представлены системы заданий и упражнений):

Первый этап формирования начинается в 1 классе с подготовительной работы и продолжается во 2 классе. Выполняются упражнения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и др.

Второй этап сумма одинаковых слагаемых заменяется умножением. Зрительный контроль за действиями с наглядностью постепенно переходит в двигательный контроль.

Третий этап все изученные случаи умножения в пределах 100 объединяются в таблицу.

Четвертый, пятый этапы упражнения в решении примеров и задач на умножение в пределах 100, выполнение действий в плане громкой речи и про себя.

Шестой этап увеличение скорости вычислительных навыков, закрепление индивидуального усвоения знаний таблиц умножения и деления, корректировка. Когда навык сформируется, объяснение свертывается. Учащиеся выполняют вычисления в уме (на уровне внутренней речи). Навык становится автоматизированным. В последствии алгоритм вычисления вспоминается только в самых трудных случаях. [3]

На основе сложившегося навыка и знаний свойств умножения с 1, 10, 0, приемов умножения суммы на число формируются навыки внетабличного умножения.

Успешное формирование вычислительных навыков зависит от многих факторов. Среди них важное значение имеют психологические факторы: произвольность познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи), наличие у обучаемого необходимых волевых и других качеств личности (целеустремленности, сознательности, ответственности и др.) [10]

  1. Восприятие

У младших школьников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность, слабые попытки отделить существенное от несущественного.

Необходимо учить детей выполнять действия (рассматривать) в определенной последовательности, отделять главное, основное от второстепенного.

  1. Внимание

В младшем школьном возрасте внимание становиться произвольным, но еще сильно непроизвольное. При формировании вычислительных навыков необходима устойчивость внимания на определенном виде деятельности, а также объем и хорошая переключаемость с одного вида работы на другой. Свои наиболее совершенные черты внимание обнаруживает лишь тогда, когда предмет или деятельность особенно интересны.

  1. Память

Проявляется в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что было воспринято. Как показывают исследования, у детей 6-10 лет активно развивается механическая память. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память. На развитие логической памяти и мышления должны быть направлены системы упражнений. Необходимо развивать у детей долговременную память, которая характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятой информации.

Часто проблему изучения таблицы умножения сводят к механическому запоминанию, тратя много сил и времени. Психологами доказано, что такое запоминание - не лучший способ усвоения материала. Больший эффект достигается, во-первых, если понятно зачем нужны эти знания, и, во-вторых, если используется осознанное запоминание и различные приемы активизации мышления.

У детей быстро происходит забывание воспринятой информации, если она не подкрепляется специальными упражнениями.

  1. Мышление

Работа по формированию вычислительных навыков создает широкое поле деятельности для совершенствования мыслительных операций: умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, а также развивать математическую речь и память.

Навыки формируются непосредственно путем упражнений, то есть многократным повторением действий для их сознательного совершенствования. Выполнение большого количества упражнений, конечно, способствует усвоению алгоритма вычислительного приема, но имеет и отрицательный эффект. У детей быстро развивается усталость при работе с числом. Если при выполнении устных вычислений быстро получается результат, то при письменных вычислениях нужно затратить больше сил и времени для получения ответа. Внимание детей рассеивается, пропадает интерес и как следствие - вырастает количество ошибок. [10]

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. Под. ред. Моро М.И., Пышкало А.М. – М., 2005.
  2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
  3. Аргинская И., Вороницына Е. Методические особенности изучения таблицы умножения в системе Занкова. (http://nsc.1september.ru/)
  4. Аргинская И., Вороницына Е. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений. (http://nsc.1september.ru/)
  5. Аргинская И. Особенности обучения младших школьников математике. (http://nsc.1september.ru/)
  6. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.
  7. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ. – М.: Просвещение, 2008. – 335 с.
  8. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе: книга для учителя. – М.: Русское слово, 2003. – 288 с.
  9. Верегина В.Ф. Закрепление навыков табличного умножения и деления. Начальная школа №2, 2001.
  10. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные и проверочные работы по математике в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
  11. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. Обучение математике. 3 класс. Методическое пособие для учителей начальной школы. – М., 2000.
  12. Жикалкина Т.К., Бредихина Э.М. Математика 3 класс. Книга для учителя. 2-е издание. – М., 2000.
  13. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1983.
  14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1997.
  15. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс». 3-е издание. – М., 1996.
  16. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация
  17. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005. – 288 с.
  18. Калинченко А.В., Шикова Р.Н. Методика изучения умножения и деления в начальных классах. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: МПГИ, 2010. – 54 с.
  19. Лагутина Е.В. Уроки математики. 3 класс (программа 1–4). – М.: Издат-Школа, 2008. – 160 с.
  20. Молодцова Н.Г. Таблица умножения. (http://festival.1september.ru/2005)
  21. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 80 с.

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 96 с.
  2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с.
  3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с.
  4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000. – 104 с.
  5. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000. – 140 с.
  6. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 112 с.
  7. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 96 с.
  8. Моро М.И., Колягин Ю.М. и др. Математика // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1–4). В двух частях. Часть 1./ Составители Т.В. Игнатьева, Л. А, Вохмянина. – М.: Просвещение, 2001. – С. 230–264
  9. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. – М.: Мегатрон, 1998. – 67 с.
  10. Петкевич И.В. Строим город умножения. Начальная школа №2. 1995.
  11. Петько И.Н. Изучение таблицы умножения. Начальная школа №10. 1997.
  12. Петько И.Н. Использование дополнительных технологий при обучении младших школьников табличному умножению. (http://festival.1september.ru/2006)
  13. Поздеева Г.П. Как мы изучаем таблицу умножения // Начальная школа, – 2004. – №9
  14. Степных В.А. Изучение табличного умножения и деления. Начальная школа №2. 1996
  15. Савина Л.В. Усвоение таблицы умножения. Начальная школа №1.2006
  16. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
  17. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: Развивающие игры, задания, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
  18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское