Актуальность курсового исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения содержат требования к результатам основного общего образования, главным из которых является формирование и развитие у школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных умений.
Следовательно, современные образовательные технологии, которые использует учитель на уроках, должны удовлетворять данному требованию. Личностно-ориентированный подход помогает решить сложившуюся проблему. Формирование активной личности, способной логически мыслить, делать выводы, анализировать изученное, решать проблемы, является одной из главных задач образовательного процесса.
На первый план выходят умения осваиваться в постоянно меняющемся мире, познавать и самосовершенствоваться. Эти задачи можно реализовать на уроках экономики, используя личностно-ориентированные технологии обучения. Личностно-ориентированный подход включает в себя: поиск лучших качеств личности, применение психологопедагогической диагностики личности, учет ее особенностей в учебно-воспитательном процессе.
Необходимость образования, ориентированного на личность, обосновали С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Т.В. Машарова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.. В основе современных представлений о личностно ориентированном образовании лежит личностный подход.
Проблема исследования заключается в изучении и моделировании уроков экономики с личностно-ориентированным подходом.
Объект исследования: личностно-ориентированный образовательный процесс.
Предмет исследования: эффективность урока экономики с личностно – ориентированным компонентом.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что личностно – ориентированное обучение, учитывающее особенности обучающихся, будет более действенной формой изучения нового материала и позволит заинтересовать учеников для дальнейшего изучения экономики. Условия применения данного подхода в деятельности педагога будут реализованы наиболее продуктивно, если процесс обучения будет проектироваться педагогом на основе данных диагностики личностных качеств учеников.
Согласно гипотезе исследования была выдвинута следующая цель: проанализировать применение личностно-ориентированной технологии в процессе обучения экономики.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Уточнить сущность понятия личностно-ориентированное образование.
Рассмотреть существующие модели личностно-ориентированного образования и их структуры.
Выявить эффективность использования личностно – ориентированного подхода на уроках экономики.
Для достижения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы, прогнозирование при построении модели урока и выдвижении гипотезы, индуктивный и дедуктивный методы.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
– концепции личностно-ориентированного образования;
– исследования, посвященные личностно-ориентированному образованию.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие личностно-ориентированного образования как педагогического явления, проявляющегося на всех этапах обучения. Так же выявлены основы проведения урока с личностно-ориентированным компонентом.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы личностно – ориентированного образования
1.1 Сущность личностно-ориентированного образования
В современном мире наметился переход от традиционного типа образования к личностно-ориентированному.
В традиционном варианте обучения знания и опыт передаются ученику в готовом для запоминании виде без учета личностных качеств ученика. Человек рассматривается, как пишет А.В. Хуторской, «в образе «Человек – глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. Основу образования составляет передача ученику как несостоявшемуся еще человеку имеющегося у человечества багажа для того, чтобы тот стал полноценным членом социума, в котором живет» [49, c. 14]. При таком подходе к обучению проявляются следующие закономерности поведения обучающихся:
«учащиеся учатся с неохотой, нежеланием, ими движут косвенные, а не прямые побудители учения (может быть, лишь третья – или меньшая – часть учащихся учится на основе познавательных интересов и потребностей). Поэтому следует изменить условия обучения так, чтобы нашла свое проявление другая закономерность: большинство учащихся учились бы на основе все усиливающихся и стабилизирующихся познавательных интересов, и лишь по отношению к меньшей части учащихся требовались бы как исключение особые меры побуждения» [4, c. 137–138].
В личностно-ориентированном типе образования обучение, прежде всего, направленно на развитие личности обучающегося и ее базовых качеств. Анализ работ отечественных исследователей показал, что нет единого понимания личностно-ориентированного подхода. Рассмотрим определения некоторых авторов, занимающихся данным вопросом.
Так, В.В. Сериков в своей монографии пишет, что личность является центральным понятием личностно-ориентированного образования, а сам подход «может рассматриваться как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида… Личностно – ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса» [39, c. 11, 16].
И.С. Якиманская подчеркивает, что «личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [52, c. 31 – 42].
А.В. Хуторской определяет личностно-ориентированное образование, как «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [49, c. 15].
В.А. Сластенин отмечает, что «личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность» [40, c. 140].
З.М. Урусова пишет, что личностно-ориентированное обучение – это «определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; позволяющая более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями» [46, c. 132–137].
Г.П. Егиазарова считает основой личностно-ориентированного обучения «учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения» [18, c. 53–57].
А.В. Бобырев пишет о том, что «личностно-ориентированный подход в современных исследованиях стоит в центре внимания. Он предполагает:
опору на положительное в личности (описан еще А.С. Макаренко);
оптимистическую перспективу в работе с данной личностью (ребенком, школьником);
учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития.» [8, c. 22–25].
М.И. Трошагин считает, что «в личностно – ориентированном образовании приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, её отношений к миру, деятельности, себе, её личностная позиция» [44, c. 47–57].
А.Л. Ерещенко полагает, что «личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности» [19, c. 24–27].
Исходя из вышеизложенных определений, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход к обучению – это такой подход, который ставит в центр образовательной деятельности личность ученика и учитывает его субъективный опыт, интересы и положительные личностные качества. Этот подход создает условия для личностного развития ученика, но не формирует личность с изначально заданными свойствами, т.е. не все ученики выходят с одинаковым набором личностных качеств, а каждый обретает индивидуальные черты.
Прежде чем перейти непосредственно к процессу личностно – ориентированного обучения и показать, как оно связано с развитием личности, необходимо рассмотреть место ученика и роль учителя в данной системе образования. Ученик в данной системе признается субъектом образовательной деятельности, т.е. цели и задачи образования учитывают его интересы, и сам ученик имеет возможность выстраивать свою образовательную траекторию и ставить перед собой определенные, личностно значимые цели. «Ученик – не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечивать и корректировать свой рост» [49, c. 18]. «Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса» [23].
Р.И. Демиденко подчеркивает, что «Для реализации личностно – ориентированного обучения важна личностно значимая мотивация, осмысленная цель, выработка собственных критериев ее достижения и активность ученика как психологическое условие эффективности деятельности» [15, c. 120].
Таким образом, можно констатировать, что в личностно – ориентированном образовании «задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим» [3, c. 65–66].
В основе эффективного проведения урока с личностно – ориентированным компонентом лежит не только учет личностных качеств обучающегося, но и личность самого учителя и его умение преподнести материал. Поэтому учитель должен проявлять внимание не только к особенностям ученика, но и контролировать своё поведение.
Учитель должен создать личностно-развивающую педагогическую ситуацию. По мнению В.В. Серикова, которое мы поддерживаем, – это значит, что педагог должен включить учащегося в диалог. Диалог – элементарная технологическая единица личностно-ориентированного образования. «Метод диалога – это специфическая форма и организация общения, связанная с решением проблемы и предполагающая столкновение различных точек зрения субъектов» [33, c. 83–87].
Важнейшими компонентами диалоговой технологии обучения являются проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуются разнообразная деятельность обучающихся, что способствует их саморазвитию и самореализации. Также совместное решение проблемных заданий в диалоговой технологии обучения повышает интерес к предмету, способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала. [20, c. 24 – 25].
Практически все авторы признают, что «личностно-ориентированное образование способно существенно улучшить психологический климат в учебном заведении и возродить интерес учащихся к процессу обучения» [7, c. 86].