Введение
Глава 1. Метод проблемного обучения в процессе преподавания географии – теоретические аспекты
1.1 Нетрадиционные формы урока
1.2.Сущность проблемного обучения
Глава 2. Технология проблемного обучения на уроках географии
2.1 Особенности применения проблемного обучения в курсе географии
2.2. Методическая разработка урока географии с использованием проблемного метода
Заключение
Список используемой литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Проблемное обучение в курсе географии в 6 классе».
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что уровень современной науки и производства требует подготовки людей с развитыми творческими способностями. Отсюда и одна из основных задач школы - целенаправленное развитие мышления школьников, формирование у них умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.
Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения.
Целью настоящей работы является исследование особенностей применения проблемного обучения в курсе географии в 6 классе.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть сущность урока как основной формы организации обучения.
- рассмотреть сущность проблемного обучения.
-проанализировать особенности применения метода проблемного обучения на уроках географии в 6 классе.
Предметом исследования является методика преподавания географии в 6 классе.
Объектом – проблемное обучение.
В настоящей работе применялись следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Метод проблемного обучения в процессе преподавания географии – теоретические аспекты
1.1 Нетрадиционные формы урока
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.
Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие).
Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).
По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”[1].
В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”[2]. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.
Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями.[3]
Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.
Таблица 1Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы
|
Традиционный урок
|
Нетрадиционный урок
|
Концептуальная основа
|
Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”
|
Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
|
Содержательная часть
|
Цели
|
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами
|
Развитие личности учащихся
|
Содержание учебного материала
|
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер
|
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
|
Процессуальная часть
|
Организация учебного процесса
|
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование
|
|
Методы и формы учебной деятельности школьников
|
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение
|
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
|
Методы и формы работы учителя
|
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников
|
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
|
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала
|
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках
|
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
|
Диагностика учебного процесса
|
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся
|
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя
Рефлексивная деятельность учителя и учащихся
|