Курсовая работа|Педагогика

Проблемное обучение в курсе географии в 6 классе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Метод проблемного обучения в процессе преподавания географии – теоретические аспекты

1.1 Нетрадиционные формы урока

1.2.Сущность проблемного обучения

Глава 2. Технология проблемного обучения на уроках географии

2.1 Особенности применения проблемного обучения в курсе географии

2.2. Методическая разработка урока географии с использованием проблемного метода  

Заключение

Список используемой литературы

Тема настоящей курсовой работы: «Проблемное обучение в курсе географии в 6 классе».

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что уровень современной науки и производства требует подготовки людей с развитыми творческими способностями. Отсюда и одна из основных задач школы - целенаправленное развитие мышления школьников, формирование у них умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения.

Целью настоящей работы является исследование особенностей применения проблемного обучения в курсе географии в 6 классе.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

- раскрыть сущность урока как основной формы организации обучения.

- рассмотреть сущность проблемного обучения.

-проанализировать особенности применения метода проблемного обучения на уроках географии в 6 классе.

Предметом исследования является методика преподавания географии в 6 классе.

Объектом – проблемное обучение.

В настоящей работе применялись следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.

В структурном отношении настоящая работа состоит из  введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Метод проблемного обучения в процессе преподавания географии – теоретические аспекты

1.1 Нетрадиционные формы урока

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.

Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие).

Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”[1].

В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”[2]. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями.[3]

Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.

Таблица 1Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

  1. Авербах Д.С. Подходы к проблемному построению урока / Д. С. Авербах. // География в школе, 1989. – № 5. С. 40-45.
  2. Бордовская М. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. Для Вузов – СПБ.: Питер, - 304с.
  3. Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист.- 2008.- №12. - С.8-11.
  4. Вергелес Г.И., Конева В.С. Дидактика: Учебное пособие для студентов факультета начального образования. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. – 180 с.
  5. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2006. - 128с.
  6. Идрисов А.Е. Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения географии// Преподавание географии в школе.- - №4.- С.8-11.
  7. Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание географии в школе.- 2006.- №3.- С.6-8.
  8. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М.: Академия, 2006. -132 с.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. -185с.
  10. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М.: Владос, 2004.- 280 с.
  11. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии / Л. М. Панчешникова// География в школе, 1979. – №1. С.32-39.
  12. Панчешникова Л.М. Проблемы современного урока географии. –М., 1980 – 170 с.
  13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.:Академия, 2005.-184с.
  14. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: Владос, 2008,-ч.1.- 253с.
  15. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2005. -352с.
  16. Сапунов В. М., Степанов С. В. Управление педагогическим персоналом современной школы: Учебное пособие для руководителя. Общеобразовательного учреждения.- Ставрополь: СКИПРО, 2015. - 131с.
  17. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и метод. Пособие. /Под редакцией М. М. Поташника-М: Пед. Общество России, 2007.- 448с.
  18. Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 2006.-№1.- 25-28с.
  19. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2014. 520с.
  20. Щенев В.А. Проблемное обучение на уроках географии в 5 классе / В. А. Щенев. // География в школе, 1970. – № 4. С.30-35.
  21. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы.- М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004.- 367с.
  22. Янгиров И.Ф. Научно-исследовательская работа в колледже//Специалист, 2008.-№12.- 6с.
  23. Использование проблемного обучения на уроках географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hcool.ru/dokumenti/uhitel/metod% 20kapilka/geografij/problemnoe%20obuchenie.doc.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское