Введение
1.1. Вежливость, как этико-педагогическое понятие
1.2. Формы и методы работы по формированию вежливости у детей младшего школьного возраста
1.3. Анализ программ внеурочной деятельности
Список литературы
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2017 | Страниц: 37
Введение
1.1. Вежливость, как этико-педагогическое понятие
1.2. Формы и методы работы по формированию вежливости у детей младшего школьного возраста
1.3. Анализ программ внеурочной деятельности
Список литературы
Переход общественной формации на другой, безусловно, отражается на всех системах, в том числе и на такой отрасли как образование, которая представляет огромную фабрику по формированию у детей нравственности.
В силу своей значимости для развития современного общества духовность определяется как предмет его пристального изучения, как одно из основных направлений развития современного образования.
Не случайно в Концепции развития воспитания приоритетной задачей современной государственной политики Российской Федерации является «формирование выраженной в поведении нравственной позиции ребенка, в том числе способности к сознательному выбору добра»[], а следовательно, определяется в качестве основной цели современной воспитательной системы и составляет важный компонент социального заказа для образования.
Традиционно вежливость связывают с культурой речи, речевым этикетом, которым уделяется большое внимание [Гольдин , Формановская, Граудина, Ширяев и др.).
Обзор психолого-педагогической литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что прослеживается тенденция выделять вежливость в отдельную научную проблему, интерес к которой проявляют специалисты различных гуманитарных наук: психология, психолингвистика, этнопсихология, культурология и другие.
Среди существующих научных концепций вежливости можно выделить несколько основных: вежливость как речевые максимы, правила ([П. Грайс; Р. Лакофф; Дж.Лич); вежливость как «сохранение лица» [Гоффман, Левинсон, Браун); вежливость как договор о ведении диалога [Фрезер, Нолен]; вежливость как такт (Дженни, Арндт); вежливость как понятие дискурса (Ваттс); вежливость как этическая и прагмалингвистическая категория (Формановская); вежливость как оценка статуса человека (Карасик).
К сожалению, наблюдаемый в современном обществе низкий уровень культурного поведения и межличностного общения, распространение просторечий, молодежного сленга во многих сферах жизни, злоупотребление заимствованными словами, вульгаризмов, нецензурных выражений и т.п., говорит о том, что воспитание общей культуры поведения должно стать одной из приоритетных психолого-педагогических направлений деятельности школьного образования. Поэтому проблема формирования вежливого поведения у детей младшего школьного возраста стоит сегодня достаточно остро.
Развитию и становлению культурно-нравственного поведения детей начальной школы посвящены исследования современных отечественных психологов: А.К. Байбурина [3], Курочкиной[], Н.Е. Щурковой[], С.Г. Якобсон[], А.В. Захаровой[], Д.В. Менджерицкой[], Р.И. Жуковской[], П.Г. Саморуковой[], Д.Б. Эльконина[] и др.
У детей, обучающихся в начальной школе, продолжают формироваться основы вежливого поведения, начавшие развиваться в дошкольном возрасте.
Отличительной особенностью обучающегося начальной школы является осознанность,которая носит подражательный характер. Проведенные исследования основных этапов формирования вежливости в процессе внеклассной работы выявили следующие несоответствия:
- повышенныс спросом современного общества в социокультурной личности и существующими условиями социальной среды, которые не всегда способствуют формированию культурной личности;
развивающейся воспитательной системой внеклассной деятельности учащихся начальной школы и недостаточной методической помощи педагогам, целью которых является воспитание вежливого поведения у детей младшего школьного возраста.
На наш взгляд проблема состоит в том, что существует некоторые противоворечия между социальным заказом общества в духовноразвитой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью имеющихся программ, нацеленных на формированию вежливости у детей младшего школьного возраста.
Целью нашего исследования является: определение эффективных психолого-педагогических условий
становления у детей младшего школьного возраста вежливого поведения в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей начальной школы вежливого поведения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей младшего школьного возраста вежливого поведения в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: для эффективного формирования вежливого поведения у детей младшего школьного возраста в процессе внеклассной работы необходимыми психолог-педагогическими условиями являются:
1 . Преемственность между дошкольными и общеобразовательными учреждениями по воспитанию вежливого поведения у обучающихся.
2 . Активизация дошкольного опыта учащегося при организации и проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по вышеназванной теме, беседа, анализ результатов исследования, метод математической обработки, анкетирование,
Глава 1. Проблемы формирования вежливости в теории и практике гуманитарных наук.
В данном параграфе изучение психолого-педагогической литературы позволит нам раскрыть понятие о вежливости как нравственном качестве личности человека.
Итак, вежливость связана с этикетом, описанию которого традиционно уделяется огромное внимание исследователей [].
Вежливость относят к этике, объектом изучения которой выступает мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из первостепенных сторон жизнедеятельности человека, как один из способов нормативной регуляции действий субъекта в обществе.
Словарь по этике определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими» [].
Отечественный психолог А.К. Байдурин определяет вежливость как «элементарное требование этикета, которое включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт». [3, с.12]
Со временем понятие вежливости, возникшее в результате объединения религиозных и светских норм, видоизменялось под воздействием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости определялись в процессе взаимного общения людей и приобрели форму императивного требования, которому человек должен следовать при достижении различных целей. При этом в качестве одного из путей реализации требований этики вежливость находила различные обоснования. [3, с.33]
В восточных и античных представлениях вежливость, как и другие нормы морали, происходила из природы самого человека, его естественных потребностей. Человек являясь частью Вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, «должен избегать дурных поступков и воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным»[19; 203].
Теснейшим образом с нормами межличностного общения связана христианская этика, дающая иное толкование морали.
В частности, христианская этика основывается на понятие греха, воздаяния за грех человека. Согласно этому каждый человек - «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души.
Христианство выдвигает и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.
Таким образом, необходимо отметить, что если в дохристианской (восточной и античной) этике жизнедеятельность человека подчинялась внешним регуляторам поведения, то христианство «включает» регуляторы внутренние (страх, вину, заботу о чести и др.).
Понятие «вежливость» в европейской культуре формировалось на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения - этикетом. [18, с.36]
Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку. [6, с.10]
По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью аристократической знати.
Формы проявления вежливости становятся проще и начинают выступать как часть общепринятой культуры. Различные социальные слои населения вырабатывают свои правила общения. Теперь вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это стало отправной точкой к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [27;с.15]
С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.
С точки зрения психолингвистики понятие «вежливость» трактуется неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует своё понимание вежливости и имеются разные определения.
Как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это «проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения». [14, с.45]
Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».[32, с.23-27]
В данных определениях четко прослеживается логическая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде.
Основными компонентами смыслового понятия вежливости являются:
Вежливость предполагает и демонстрацию говорящим своего вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику различными способами, в том числе и средствами языка.
В Большом толковом словаре русского языка категория «вежливость» толкуется как «учтивость, обходительность, предупредительность»[4;с.115]. А понятие «грубый» - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый. Выражающий неуважение, пренебрежение к кому-либо; исполненный неучтивости, резкости»[4; с.230].
Таким образом, в содержательную структуру понятия «вежливый» помимо компонентов «соблюдение правил поведения», «учтивость» в толковом словаре включаются такие компоненты как:
Данные компоненты смысла содержат указание на искреннее положительное отношение к личности другого человека, что основывается на социальной норме поведения человека.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!