Курсовая работа|Педагогика

Проблемы формирования вежливости в теории и практике гуманитарных наук

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 37

Введение

1.1. Вежливость, как этико-педагогическое понятие

1.2. Формы и методы работы по формированию вежливости у детей младшего школьного возраста

1.3. Анализ программ внеурочной деятельности

Список литературы

Переход общественной формации на другой,  безусловно, отражается на всех системах, в том числе и на такой отрасли как образование, которая представляет огромную фабрику по формированию у детей  нравственности.

В силу своей значимости для развития современного общества  духовность  определяется как предмет его пристального изучения, как одно из основных направлений развития современного образования.

Не случайно  в Концепции развития воспитания приоритетной  задачей современной государственной политики Российской Федерации является «формирование выраженной в поведении нравственной позиции ребенка, в том числе способности к сознательному выбору добра»[], а следовательно, определяется  в качестве основной цели современной воспитательной системы и составляет важный компонент социального заказа для образования.

Традиционно вежливость связывают с культурой речи, речевым этикетом, которым уделяется большое внимание [Гольдин ,  Формановская,  Граудина, Ширяев и др.).

Обзор психолого-педагогической литературы по данной теме позволяет сделать  вывод о том, что прослеживается тенденция выделять вежливость в отдельную научную проблему, интерес к которой проявляют специалисты различных  гуманитарных наук: психология, психолингвистика,  этнопсихология, культурология  и другие.

Среди существующих научных  концепций  вежливости можно выделить несколько основных: вежливость как речевые максимы, правила ([П. Грайс; Р. Лакофф; Дж.Лич); вежливость как «сохранение лица» [Гоффман, Левинсон, Браун); вежливость как договор о ведении диалога [Фрезер, Нолен]; вежливость как такт (Дженни, Арндт); вежливость как понятие дискурса (Ваттс); вежливость как этическая и прагмалингвистическая категория (Формановская); вежливость как оценка статуса человека (Карасик).

   К сожалению, наблюдаемый в современном обществе низкий уровень культурного поведения и межличностного общения, распространение  просторечий, молодежного сленга во многих сферах жизни, злоупотребление заимствованными словами, вульгаризмов, нецензурных выражений  и т.п., говорит о том, что воспитание общей культуры поведения должно стать одной из приоритетных психолого-педагогических направлений деятельности школьного образования. Поэтому проблема формирования вежливого поведения у детей младшего школьного возраста стоит  сегодня достаточно остро.

Развитию и становлению  культурно-нравственного поведения детей начальной школы посвящены исследования современных отечественных психологов: А.К. Байбурина [3], Курочкиной[], Н.Е. Щурковой[], С.Г. Якобсон[], А.В. Захаровой[], Д.В. Менджерицкой[], Р.И. Жуковской[], П.Г. Саморуковой[], Д.Б. Эльконина[] и др.

У детей, обучающихся в начальной школе, продолжают формироваться  основы вежливого поведения, начавшие развиваться в дошкольном возрасте.

Отличительной особенностью обучающегося начальной школы является осознанность,которая носит подражательный характер. Проведенные исследования основных этапов формирования вежливости в процессе внеклассной работы выявили следующие несоответствия:

- повышенныс спросом современного  общества в социокультурной личности и существующими условиями социальной среды, которые не всегда способствуют формированию культурной личности;

развивающейся воспитательной  системой внеклассной деятельности  учащихся начальной школы и недостаточной методической помощи педагогам, целью которых является  воспитание вежливого поведения у детей младшего школьного возраста.

На наш взгляд проблема состоит в том, что существует некоторые противоворечия  между социальным заказом общества в духовноразвитой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью имеющихся программ, нацеленных на формированию  вежливости у детей младшего школьного возраста.

 Целью нашего  исследования является:   определение эффективных психолого-педагогических условий

становления у детей младшего школьного возраста вежливого поведения в процессе внеурочной деятельности.

Объект  исследования:   процесс формирования у детей начальной школы вежливого поведения.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей младшего школьного возраста  вежливого поведения в процессе внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: для эффективного формирования вежливого поведения у детей младшего школьного возраста  в процессе внеклассной работы необходимыми психолог-педагогическими  условиями являются:

1 . Преемственность между дошкольными и общеобразовательными учреждениями по воспитанию вежливого поведения у обучающихся.

2 . Активизация дошкольного  опыта учащегося  при организации и проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

  1. Использование комплекса социально-педагогических средств для воспитание вежливого поведения учащихся начальной школы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по вышеназванной теме, беседа, анализ результатов исследования, метод математической обработки, анкетирование,

 

Глава 1. Проблемы формирования вежливости в теории и практике гуманитарных наук.

1.1. Вежливость, как этико-педагогическое понятие.

В данном параграфе изучение психолого-педагогической литературы позволит нам раскрыть понятие о вежливости как нравственном качестве личности человека.

Итак, вежливость связана с этикетом, описанию которого традиционно уделяется огромное внимание исследователей [].

Вежливость относят к этике, объектом изучения которой выступает мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из первостепенных сторон жизнедеятельности человека, как один из способов нормативной регуляции действий субъекта в обществе.

Словарь по этике определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими» [].

Отечественный психолог А.К. Байдурин определяет  вежливость как «элементарное требование этикета, которое включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт». [3, с.12]

Со временем понятие вежливости, возникшее в результате объединения религиозных и светских норм, видоизменялось под воздействием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости определялись в процессе взаимного общения людей и приобрели форму императивного требования, которому человек должен следовать при достижении различных целей. При этом в качестве одного из путей реализации требований этики вежливость находила различные обоснования. [3, с.33]

В восточных и античных представлениях вежливость, как и другие нормы морали, происходила из природы самого человека, его естественных потребностей. Человек являясь частью Вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, «должен избегать дурных поступков и воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным»[19; 203].

Теснейшим образом с нормами межличностного общения связана христианская этика, дающая иное толкование морали.

В частности, христианская этика основывается на понятие греха, воздаяния за грех человека. Согласно этому  каждый человек - «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души.

 Христианство выдвигает  и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.

Таким образом, необходимо отметить, что если в дохристианской (восточной и античной) этике жизнедеятельность человека подчинялась внешним регуляторам поведения, то христианство «включает» регуляторы внутренние (страх, вину, заботу о чести и др.).

Понятие «вежливость» в европейской культуре формировалось на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения - этикетом. [18, с.36]

Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку. [6, с.10]

По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью аристократической знати.

Формы проявления вежливости становятся проще и  начинают выступать как часть общепринятой культуры. Различные социальные слои населения вырабатывают свои правила общения. Теперь вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это стало отправной точкой к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [27;с.15]

С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.

С точки зрения психолингвистики понятие «вежливость» трактуется неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует своё понимание вежливости и  имеются разные определения.

Как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это «проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения». [14, с.45]

Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».[32, с.23-27]

В данных определениях четко прослеживается логическая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде.

Основными компонентами смыслового понятия вежливости являются:

  • соблюдение приличий;
  • положительное отношение к личности другого человека;
  • демонстрация положительного отношения разными способами.

Вежливость предполагает и демонстрацию говорящим своего вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику различными способами, в том числе и средствами языка.

В Большом толковом словаре русского языка категория «вежливость» толкуется как «учтивость, обходительность, предупредительность»[4;с.115]. А  понятие «грубый» - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый. Выражающий неуважение, пренебрежение к кому-либо; исполненный неучтивости, резкости»[4; с.230].

Таким образом, в содержательную структуру понятия «вежливый» помимо компонентов «соблюдение правил поведения», «учтивость» в толковом словаре включаются такие компоненты как:

  • деликатность;
  • уважение;
  • предупредительность;
  • услужливость;
  • мягкость в обхождении.

Данные компоненты смысла содержат указание на искреннее положительное отношение к личности другого человека, что основывается на социальной норме поведения человека.

  1. Агеева О.Г. Общественная и культурная жизнь Петербурга.- Спб.: Нева, 2007. -123 с.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного Высшая школа, 1989. – 159 с.
  3. Байбурин А. К.,. Топорков А. Л. «У истоков этикета», «Наука», 1990- c.25
  4. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.- 115с.
  5. Бушелева, Б.В. Этика и этикет общения //Б. В. Бушелева - Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1993. - 10 с.
  6. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Росмэн.- 2010.
  7. Воюшина М.П., Суворова Е.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов //Начальная школа. – 2015. – № 8.
  8. Выготский Л.С. Психологическая педагогика. – М.: Педагогика.2000. -178 с.
  9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  11. Ивашова О.А. Взаимосвязь внеурочной деятельности с уроками математики //Начальная школа. – 2015. – № 11.
  12. Ивашова О.А., Останина Е.Е. Электронные образовательные ресурсы межпредметного характера в начальном обучении матема- тики // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. – Вып. 1.
  13. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  14. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. –М.: Флинта, 2011.- 104 с.
  15. Курочкина И.Н. Мир общения: уроки этикета для младших школьников.- М.: Флинта.- 2015.-45 с.
  16. Курочкина И.Н. Этикет в профессиональной подготовке педагога дошкольного профиля. – Дис. ... док. пед. наук. – М., 2004. – 424 с.
  17. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых.- М.: Издательский центр "Академия", 2001. -178 с.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Молодая гвардия, 1981. – 192 с.
  19. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Сочинения: в 7 т. М 51. Т. V. С. 117.
  20. Матвеев В. М., Панов А. Н. 'В мире вежливости' - Москва: Молодая гвардия, 1983. - 45 с.
  21. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. – 2- е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  22. Орлова Л.В. Этикет. – М.: АСТ, 2009. – 480 с.
  23. Павленко И.А. Нравы русского общества в Екатерининскую
  24. Павленко, Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - Издательство: Проспект.- 2016.- 36 с.
  25. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета – М.: ОЛМА-ПРЕСС.- 2002.- 203 с.
  26. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie3/05/31/
  27. Пиз А. Современный этикет. Золотые советы и правила. – М.:
  28. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и 125 основное образование/ Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др.; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  29. Савенков А.И. Программа курса Я – исследователь. – Режим доступа: http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf
  30. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство "Учебная литература”, 2007.
  31. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
  32. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов - /ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  33. Современный этикет. Золотые советы и правила - // под ред. Е. Басовой.- М.: ЭКСМО, 2005. -112 с.
  34. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.-
  35. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте»: [Текст]: речевой этикет в нашем общении. –   М.:  - 77 с.
  36. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- 2-е изд.- М.: ИКАР, 2005. -161с.
  37. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М.: Москва.-2005.
  38. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю. – В 2-х ч. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 92 с.,93 с.
  39. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Ин-т практич. Психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. – 414 с.
  40. Энциклопедия этикета - // Рукавчук, Л.Н.- Изд-во: СПб: Экспресс, 1996 г.-23-27 с.
  41. Этикет на все случаи жизни / сост. Н.Г. Немировская, Т.В. Филоненко. – Х.: Изд. группа «Основа», 2009. – 220 с.
  42. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.
  43. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское