Среди множества функций, входящих в компетенцию муниципальных образований, значительную долю занимают управление местными финансами и содержание бюджетной сферы. Особую актуальность им придают хроническая нехватка средств местных бюджетов, а также переход на казначейское исполнение бюджета, в результате которых перед администрациями городов и районов остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств их получателями [18, с.225].
Качество управления муниципальными финансами — фактор, имеющий критическое значение для кредитоспособности муниципального образования. От качества управления муниципальными финансами зависит, сможет ли муниципальное образование реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную бюджетную и долговую политику, противостоять негативным воздействиям внешней среды и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей [19, с.213].
Финансирование - это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности [23, с.115].
Актуальным является то, что в России на систему образования распределяется и расходуется основная часть государственных финансовых средств. Финансирование из бюджета представляет собой часть общего расходования государственных денежных средств, осуществляемое на основе единых принципов: безвозвратности, целенаправленности, финансирования в меру выполнения работ или услуг, соблюдения финансовой дисциплины [21, с.201].
В настоящее время финансовые ресурсы в систему дошкольного образования поступают за счет бюджетов муниципальных образований, а также (в относительно небольшой части) за счет родителей воспитанников. Данные ресурсы, как по своему объему, так и по качеству не обеспечивают в полной мере потребностей системы дошкольного образования.
Эти факторы обуславливают проведение анализа деятельности бюджетных учреждений и поиск новых путей получения доходов для развития и совершенствования финансовой деятельности муниципальных бюджетных организаций. Таким образом, избранная для исследования тема имеет значительную актуальность [14, с.73].
Целью работы является изучение финансовой деятельности муниципального образовательного учреждения, а именно в секторе дошкольного образования.
Для достижения цели в работе решались следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой деятельности муниципальных учреждений, а именно понятия, признаков, типов и источников их финансирования, а также порядок финансирования образовательных учреждений и особенности финансирования дошкольного образования в РФ;
- провести анализ финансирования муниципального дошкольного учреждения;
- выявить проблемы финансирования образования в РФ и разработать способы их решения.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – отношения, возникающие в ходе осуществления финансирования муниципального учреждения, а объектом исследования является МАДОУ детский сад №33.
Информационно-исследовательской базой послужили данные отчетности МАДОУ детский сад №33 за 2016–2017 гг.
Источниками информации являлись законодательные акты Российской Федерации, Решения Екатеринбургской городской думы, публикации отечественных авторов таких как С.А. Блякова, А.Я.Быстрякова, П.И. Вахрина, О.В. Гурьева и др., официальные сайты Государственных муниципальных учреждений и МАДОУ детский сад №33.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе исследовались теоретические аспекты финансирования муниципальных учреждений, приведены понятие, сущность, и источники финансирования муниципальных учреждений, а также рассмотрен порядок финансирования образовательных учреждений и особенности финансирования дошкольного образования в РФ.
Во второй главе проводится анализ финансовой деятельности муниципального дошкольного учреждения в динамике за 2 года.
В третьей главе рассматриваются проблем финансирования образования в РФ и способы их решения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Для того чтобы определить понятие государственных (муниципальных) учреждений, нужно выявить основные признаки учреждений в соответствии с действующим законодательством. Базируясь на закрепленных типах учреждений в Федеральных законах, можно выделить основные общие черты для государственных (муниципальных) учреждений и определенный специальный статус публичных учреждений:
- это только унитарные некоммерческие организации;
- создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
- осуществляются задачи, вытекающие из общественного интереса;
- создаются социальные ценности непроизводственного характера;
- оказываются публичные и социальные услуги неограниченному кругу субъектов;
- закрепляется имущество на праве оперативного управления и праве бессрочного пользования;
- цель создания учреждений - выполнение государственных (муниципальных) услуг, работ, а также реализация функций и полномочий, предоставляемых данными учреждениями;
- это учреждения, имеющие полномочия на осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера в сферах: науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
- способ финансирования - по бюджетной смете или субсидий из соответствующего бюджета [18, с. 208].
Выделив основные признаки государственных (муниципальных) учреждений, можно дать им следующее определение.
Государственное (муниципальное) учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для оказания государственных (муниципальных) услуг, работ, а также функций в целях реализации переданных полномочий государственной властью (государственными органами) или органами местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, рыночные социальной защиты, субъекта занятости населения, федеральных физической культуры счет и спорта, а также услуг в иных сферах систему и финансируемая на основании бюджетной сметы или субсидий из соответствующего бюджета [31, субъектовс.89].
Рассмотрим типы государственных (муниципальных) учреждений, представленных на рисунке 1.
Все государственные и муниципальные учреждения делятся на:Рисунок 1 – Типы государственных (муниципальных) учреждений [18, с. 225]
- казенные,
- автономные,
- бюджетные [4].
Рассмотрим основные связаны характеристики правового более статуса каждого россии из перечисленных типов.
Казенное учреждение – муниципальное учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [19, с. 177].
Основные факторы, план которые предрасполагают небюджетное отнесение учреждения федеральный к типу «казенное»:
- учреждение выполняемых является единственным, основные оказывающим соответствующие областной услуги в данной социальной местности;
- функционалом учреждения обслуживание является исполнение банковскими муниципальных функций;
- учреждение некоммерческая функционирует в сфере дополнительное управленческой деятельности.
При выборов осуществлении казенным прибыли учреждением деятельности, целей приносящей доход, физической доходы подлежат учреждения перечислению в бюджет федерации муниципального образования [20, действующем с. 196].
Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [19 с. 189].
Основные социальной факторы, которые структуры предрасполагают отнесение целевых учреждения к типу «бюджетное»:
- деятельность спецификой учреждения направлена учреждений на решение задачи исключительно в рамках приоритетных бразовательн проектов по развитию утилизации территории;
- функционалом учреждения поступившие является исключительно россии оказание муниципальных содержание услуг (работ).
При также осуществлении бюджетным дств учреждением деятельности, создается приносящей доход, небюджетное доходы поступают физической в его самостоятельное доходы распоряжение [31, с. 133].
Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [19, с. 112].
Основным фактором, предрасполагающим отнесение учреждения к типу «автономное» является наличие у создаваемого автономного учреждения перспективы иметь реальные возможности на предоставление услуг потребителям на коммерческой основе, т. е. за плату. Поэтому там, где оказание платных услуг маловероятно, создание автономных учреждений представляется неэффективным.
При осуществлении автономным учреждением деятельности, приносящей доход, доходы поступают в его самостоятельное распоряжение [23, с. 117].
В автономном бюджет учреждении создается погашение Наблюдательный совет содержание в составе не менее единство чем пять учреждения и не более чем распоряжение одиннадцать членов. В доходы состав Наблюдательного новую совета автономного учреждения учреждения входят пропорции представители учредителя расходы автономного учреждения, спецификой представители исполнительных таможенные органов государственной федерации власти или экономического представители органов поступающие местного самоуправления, на которые план возложено управление расходы государственным или внебюджетным муниципальным имуществом, многоканальное и представители общественности, налоговые в том числе сформированные лица, имеющие оплаты заслуги и достижения которые в соответствующей сфере поддержка деятельности [32, с. 71].