ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансового механизма образовательных учреждений
1.1 Правовые основы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений
1.2 Характеристика финансового обеспечения образовательных учреждений
Глава 2. Анализ финансового механизма школы № 1231 им. В.Д. Поленова
г. Москва
2.1 Анализ бюджетного финансирования школы № 1231 им. В.Д. Поленова
г. Москва
2.2 Анализ внебюджетных источников финансирования школы № 1231 им.
В.Д. Поленова г. Москва за 2017-2019 гг
Глава 3. Совершенствование финансового механизма школы № 1231 им.
В.Д. Поленова г. Москва
3.1 Проблемы взаимоотношений с бюджетами в процессе финансового обеспечения
3.2 Мероприятия по повышению эффективности финансового обеспечения школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Баланс муниципального учреждения школ1231 им. В.Д. Поленова г. Москва на 2020 год
В процессе социально-экономических изменений, перехода к рыночной экономике одним из наиболее важных аспектов стабильности и поддержания общественного спокойствия является функционирование и эффективность системы образования.
Статья 43 Конституции (ред. от 14.03.2020) гласит, что каждый гражданин нашей страны имеет право на образование. В то же время основной закон страны гарантирует, что дошкольное, базовое общее и среднее профессиональное образование является общедоступным и бесплатным в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.
Важность образования как ключевого элемента в формировании нового экономического и социального качества возрастает с увеличением влияния человеческого капитала - одного из ключевых факторов общественного и государственного развития.
Ключевые условия эффективного функционирования национальной экономики - осторожное и экономичное использование средств государственного бюджета, выделенных на содержание несырьевых секторов промышленности. В нынешних экономических условиях, когда финансового бюджета недостаточно для покрытия текущих расходов, перспективы любого экономического и финансового развития, а также макроэкономические и микроэкономические факторы во многом зависят от субъективных факторов, а именно от денежно-кредитной политики и соблюдения руководством организации. Поэтому необходимо провести тщательный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.
Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических вопросов финансирования организаций социальной сферы на примере школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва.
Задачи курсовой работы:
- Изучить правовые основы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- Исследовать особенности финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- Дать характеристику финансового обеспечения образовательных учреждений;
- Провести анализ финансового механизма образовательных учреждений на примере школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва;
- Рассмотреть вопрос совершенствования финансового механизма образовательных учреждений на примере школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва.
Объект курсовой работы - школа № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва.
Предмет исследования – механизм финансового обеспечения организаций социальной сферы на примере образовательных учреждений.
В качестве источников информации в данной работе выступают: нормативные правовые акты, касающиеся финансирования организаций социальной сферы в общем и образовательных учреждений в частности, учебные и методические пособия российских ученых, научные труды, монографии, публикации в периодических изданиях, финансовая документация исследуемого в данной курсовой работе образовательного учреждения.
В процессе исследования использовались следующие методы: научной абстракции; исторический; монографический; аналитический; экономико-статистический и др.
Структура курсовой работы представлена следующим образом: введение, содержащее обоснование актуальности темы исследования, первая глава, содержащая теоретические аспекты финансового механизма образовательных учреждений, вторая глава, в которой представлен анализ бюджетного и внебюджетного финансирования школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москва, третья глава, где заключены проблемы взаимоотношений с бюджетами в процессе финансового обеспечения и пути их решения, заключение, содержащее выводы и общий анализ по результатам представленной курсовой работы.
Глава 1. Теоретические аспекты финансового механизма образовательных учреждений
1.1 Правовые основы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений
Так как объект исследования данной работы – бюджетное учреждение,ассмотрим более подробно особенности его функционирования.
Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Основной деятельностью бюджетного учреждения являетсята, ради которой оно было создано и ведется согласно государственному (муниципальному) заданию.
Исходя из ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, который устанавливаюет требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения определяется (ч. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
- Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Правовая база финансовой деятельности бюджетных учреждений состоит из финансовых правовых порядков различных уровней, определяющих зону ответственности бюджетных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях. Главной функцией государства является предоставление гражданам услуг, которые обеспечивают социальную и экономическую стабильность, развитие системы здравоохранения, образования, культуры и т.д. Качество предоставляемых государствееных услуг является главным показателем эффективности работы государства для населения.
Предоставление услуг бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, создаваемогодля каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.
Процедура формирования государственного задания включает пять этапов (рис. 1).
Рис. 1 Этапы формирования государственного задания
В соответствии с пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением № 671, Перечни государственных услуг (работ) формируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности в соответствии с его отраслевой принадлежностью.
Для составления перечня государственных услуг (работ) в части услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными бюджетными учреждениями, предлагается распределить данные учреждения по группам внутри отрасли. Для каждой из групп рекомендуется установить отдельную государственную услугу (работу), например:
- для учреждений начального и среднего образования – организацию учебного процесса по программам соответственно начального и среднего образования;
- для учреждений высшего профессионального образования – подготовку бакалавров, специалистов, магистров;
- для институтов (курсов) повышения квалификации – профессиональную переподготовку работников.
Перечень государственных услуг должен содержать следующую информацию по каждой услуге (работе):
- категорию потребителей государственной услуги; при этом следует максимально точно приводить характеристику физических и/или юридических лиц – потребителей государственной услуги с использованием критериев образования, гражданства, местонахождения, состояния здоровья и т. п. для физических лиц и критериев видов деятельности, организационно-правовых форм и т. п. для юридических лиц;
- перечень и единицы измерения показателей объема государственной услуги. При этом предлагается, разработать показатели, которыми может быть измерен объем оказания государственной услуги. Например, количество студентов, посетителей (тыс. чел.), новых постановок (ед.), выданных лицензий (ед.) и т.д.;
- основные требования к качеству государственной услуги, подкрепленные ссылками на разделы утвержденного административного регламента исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг с указанием их реквизитов либо стандарта предоставления государственной услуги, или в случае их отсутствия – ссылками на нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги, включая санитарно-эпидемиологические нормы и правила, государственные и/или отраслевые стандарты (ГОСТы, ОСТы), а также типовые (примерные) положения.
Все услуги (работы), оказываемые (выполняемые) одним федеральным органом исполнительной власти или одним бюджетным учреждением, должны включаться в одно государственное задание в виде отдельных разделов с описанием каждой услуги.
В соответствии со статьей 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджета для планирования бюджетных ассигнований. Он формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а в случае утверждения бюджета на срок до трех лет – на очередной финансовый год и плановый период. Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.