Актуальность исследования. На современном этапе экономического развития страны происходит характерная активизация предпринимательской деятельности во всех сферах экономики. В экономике играют роль различные виды бизнеса. Однако известен тот факт, что предприятия крупных размеров, обладая большими производственными мощностями, несут огромный вклад в развитие рыночной ситуации в России. Если же рассматривать практику экономически развитых стран и сравнивать её с накопленным отечественным опытом, то весомую роль в предпринимательской деятельности несет и малый бизнес. Малый бизнес, по сути, более оперативно способен реагировать на внешние рыночные изменения, подстраиваясь под спрос клиентов, а также реализуя в соответствии с ним товары и услуги.
В отдельных отраслях предпринимательская деятельность является дополнительной функцией, которая определятся уровнем ее социальной направленности благодаря увеличению числа занятого населения, возможностью предоставления необходимых товаров или услуг, которые ориентированы на определенные группы лиц с установленным доходом, то есть, стабилизирует экономическую, социальную и политическую ситуацию в стране в целом.
Если рассматривать специфику отраслей экономики, то можно определить важную отрасль, благодаря развитию которой определяется интенсивность предпринимательства - это отрасль торговли. На развитие сферы розничной торговли влияет ряд факторов, в том числе дефицит собственных оборотных средств, низкий покупательский спрос населения в условиях экономического кризиса, возрастающая конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов и другие. Их совокупность оказывает влияние на темпы развития отрасли и препятствует росту уровня доходности предприятий розничной торговли.
Это обусловливает необходимость поиска путей организации и совершенствования коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, решения проблемы повышения их доходности, что и определило актуальность и выбор темы исследования.
Вместе с тем, возникает противоречие между необходимостью совершенствовать коммерческую деятельность предприятий розничной торговли и отсутствием мероприятий по организации и совершенствованию коммерческой деятельности.
Проблема: необходимость организации и совершенствования коммерческой деятельности ООО «Жемчуг».
Цель данной работы: разработать мероприятия по организации и совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Жемчуг».
Объект исследования: совершенствование коммерческой деятельности.
Предмет исследования: коммерческая деятельность предприятия розничной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Изучить особенности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
б) Рассмотреть методику анализа коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
в) Проанализировать коммерческую деятельность ООО «Жемчуг».
г) Разработать мероприятия по организации и совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Жемчуг».
Результаты исследования будут достигнуты посредством таких методов исследования, как:
- теоретические: анализ литературных источников, средств периодической печати и интернет по коммерческой деятельности предприятий розничной торговли;
- эмпирические: наблюдение, опросы потребителей и сотрудников; методы анализа статистических данных предприятия.
База исследования: ООО «Жемчуг» - магазин SUNLIGHT.
Структура работы. Работа включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список литературы, состоящий из 52 источников, 20 таблиц и 1 рисунок.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Коммерческая деятельность – это совокупность процессов, включающих в себя операции по совершению купли и продажи товаров и услуг, а также удовлетворение требований покупателей.
Целью коммерческой деятельности является также развитие товарного рынка, получение максимальной прибыли и снижение уровня издержек. В ходе коммерческой деятельности постоянно происходит анализ потребностей рынка, согласование уровня производства и уровня потребления, расширение имеющихся рынков и появление новых.
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования.
Эта деятельность появилась вследствие разделения труда и определялась вначале в примитивных формах натурального обмена. Со временем совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности.
Были созданы банки – это организации, позволяющие накапливать капиталы для осуществления крупных проектов, страховые компании были призваны защитить от различных рисков, а также биржи – облегчающие процесс поиска торговых партнеров. Коммерческая деятельность сегодня – это неотъемлемая часть жизнедеятельности любого производства.
Коммерческая деятельность сегодня представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и имеет отличие от нее по большому счету лишь в том, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги.
В более широком смысле любая организация, которая предлагает на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Ввиду этого, практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, то есть проходит через стадию обмена.
Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги. Профессиональные действия коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия.
Рассмотрим более детально, что значит термин коммерческая деятельность.
Коммерческая деятельность (предпринимательская) – это рыночная деятельность, цель которой в первую очередь получение прибыли или рыночного дохода.
Раньше термин «коммерция», или «коммерческая деятельность», первоначально означал лишь торговую, деятельность на рынке, целью которой было получение прибыли от разного рода торговых операций.
Сегодня коммерческая деятельность - часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что не охватывает сам процесс производства товара.
Коммерческая деятельность связана с реализацией товаров и услуг; деятельностью по снабжению предприятия материальными ресурсами; с торгово-посреднической деятельностью. Нужно подчеркнуть, что деятельность коммерческая можно сказать завершает весь процесс товарного производства, и от нее во многом зависит конечный результат работы всей организации.
То есть через коммерческую деятельность осуществляется связь самой организации, производящей товар, с конечными потребителями ее продукции и услуг.
Коммерческие организации обычно работают с конкретным товаром, поставщиком и покупателем и функционируют, пока есть и необходимость и возможность продать товар или услугу, то есть пока есть спрос. Для этого на рынке товаров и услуг обязательно должен быть достигнут баланс интересов продавца и покупателя.
Коммерческая деятельность ориентирована на взаимную выгоду продавцов и покупателей. Для коммерческих предпринимателей (продавцов) выгодой является прибыль, полученная от сделки, а для покупателей - непосредственно сам товар (услуга), который наилучшим образом удовлетворяет их потребность.
От коммерческой деятельности ожидается адекватная реакция на постоянные изменения рыночной ситуации – это способствует более устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Также очень важна и ориентация на покупателя.
Торговое предприятие любой формы собственности существует исключительно для потребителей и благодаря потребителям. Поэтому естественно, что все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей. Поэтому необходимо своевременно реагировать на изменяющиеся условия.
В процессе коммерческой деятельности специалисты изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью.
Кроме того, проводится большая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти виды деятельности взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности.
Коммерческая деятельность включает в себя и формирование коммерческой политики, то есть определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности и способов их решения. Эта политика зависит, прежде всего, от экономики товарного рынка, от целей торгового предприятия, а также от его реальных возможностей.
Коммерческая стратегия позволяет усиливать свое влияние на рынке, находить и успешно реализовывать новые рыночные возможности, расширять товарный ассортимент, повышать конкурентоспособность и уровень торгового обслуживания. Для этого выявляют предпочтения покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос, соотношение между спросом и предложением.
Коммерческий успех определяется соотношением между расходами, связанными с коммерческой деятельностью, и прибылью, полученной от нее. А это связано с взаимовыгодными сделками, а также с компетенцией и предприимчивостью самого коммерсанта.
Все функции коммерческой деятельности условно делят на две группы: непосредственно приносящие прибавочную стоимость и участвующие в формировании доходов.
Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных знаний и действий, которые совместно направлены на усовершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для наилучшего удовлетворения спроса покупателей и получения ожидаемой прибыли. В условиях переменчивого рынка современным коммерсантам каждый день приходится сталкиваться со множеством проблем, которые невозможно решать без учета законов рынка, выявления причинно-следственных связей в коммерческих процессах, без теоретических и практических знаний в различных областях: экономике, праве, финансах, менеджменте, маркетинге и так далее