ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВИДЕОБЛОГИ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА
1.1. Определение понятий видеоблогинг, видеоблог, видеоблог и их характеристика
1.2. Видеохостинг «Youtube» как пространство размещения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОЩАДКИ YOUTUBE КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
2.1. Научно-популярные видеоблоги как инструмент медиаобразования
2.2. Использование возможностей YouTube в дистанционном образовании
2.3. Особенности использования канала Ютуб в преподавательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социально-экономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемы – проблемы человека в изменяющемся мире.
С появлением видеохостинга «YouTube» у любого желающего появилась возможность загрузить собственный видеопродукт, с целью донести до таких же пользователей, как и они сами, свои идеи, взгляды на жизнь, рассказать о своих увлечениях. На Западе и в США появление и развитие видеоблогинга произошло несколько раньше чем в странах постсоветского пространства. За годы своего существования видеоблогинг превратился в самую настоящую субкультуру, которой присущи особые отличительные черты, определённое тематическое разнообразие, прошли определённые этапы развития.
Видеоблог – это эффективный способ передачи информации, это сервис позволяющий высказывать своё мнение, общаться и вести дискуссию по тем или иным вопросам с другими пользователями в сети.
Использование технологий видеохостинга позволяет человеку создать свою учётную запись (канал) который представляет собой целое пространство, «чистый холст» для творчества, визитная карточка автора. Автор канала, вправе решать каким будет канал, целевая аудитория, какое у него будет оформление и контент. Для того, чтобы снимать первые ролики, начинающему видеоблогеру не потребуется дорогостоящего оборудования для съёмки, более того, в некоторых популярных жанрах оно и вовсе не нужно Видеоблогинг становится все более популярным и распрастранненым видом деятельности.
Объектом исследования видеоблоги на платформе YouTube как пространство для медиаобразовательных практик.
Предмет исследования – содержание и качество видеоблогов на платформе YouTube как пространство для медиаобразовательных практик.
Цель исследования – изучение видеоблогов на платформе YouTube как пространство для медиаобразовательных практик.
Задачи исследования:
1.Изучить определение понятий видеоблогинг, видеоблог, видеоблог
и их характеристика;
2. Рассмотреть научно-популярные видеоблоги как инструмент медиаобразования;
3. Изучить использование возможностей YouTube в дистанционном образовании
4. Рассмотреть особенности использования канала Ютуб в преподавательской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ВИДЕОБЛОГИ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА
1.1. Определение понятий видеоблогинг, видеоблог, и их характеристика
Видеоблогинг – еще не устойчивое понятие в отечественной и зарубежной науке, но активно развивающееся направление. Четкое определение понятия «видеоблогинг» на сегодняшний день в научной среде отсутствует. Видеоблогинг рассматривают совместно с понятиями видеоблога, видеоблгера, блога такие зарубежные исследователи как Andrew Churches (2008)[1];J. R. Young (2007)[2]; J. Lim (2013)[3]; и отечественные Боровенков А. Е. (2016)[4]; Игнатенко Е. А. (2015)[5];Филлипова И. Я. (2016)[6], Сипко Е. С. (2017)[7], Шилиманов М. С. (2016)[8]. Большинство работ посвящено изучению видеоблогинга в области рекламы, связей с общественностью, маркетинга, журналистики, педагогики, коммуникативистики.
На момент начала нашего исследования было обнаружено крайне невысокое количество научных работ на тему видеоблогинга в филологии: Евстафьева Н. М. (2015)[9], рассматривает видеоблог как коммуникативную площадку для изучения речи молодежи Шотландии; Ануфриева Н. А. (2015)[10], выделяет видеоблог как источник заимствования англоязычной лексики. Трудов в области исследования языковых норм в блогосфере не выявлено.
Чтобы сформулировать определение понятия видеоблогинг, рассмотрим отдельные части слова.
Слово видеоблогинг заимствовано из английского языка, корень – блог. Словарь современного языка и слов ежедневного пользования Oxford Dictionaries дает следующее определение.
Блог – регулярно обновляемый веб-сайт или веб-страница, которые, как правило, управляются индивидуально или небольшой группой, и где текст пишется в неофициальном или разговорном стиле. Происходит это слово от аббревиатуры weblog в 1990-х годах, то The World Wide Web (англ.), или интернет, и log (англ.) – журнал. Впервые термин «блог» был употреблен в виде фразы «weblog» (в переводе с англ.: «мы ведем блог»), которую разместил Питер Мерхольдз в апреле 1999 в боковой врезке на сайте Peterme.com. Термин «веблог» образовал Йорн Баргер 17 декабря 1997 года, чтобы сделать описание ссылок на его сайте RobotWisdom.com. Ссылки Баргер сравнил с бортовыми журналами на кораблях (англ. log), а себя представил как виртуального путешественника.
Вторая часть слова – видео. Видео, согласно Oxford Dictionaries, это записи, воспроизведения или трансляции, которые приводят в движение зрительные образы. Видеоблог – слово, произошедшее в 21 веке от слияния двух понятий: видео и блог. То есть видеоблог (vlog) – это персональный сайт или страница в социальной сети, где человек регулярно размещает короткие видео. Видеоблогинг (vlogging) в словаре Oxford Dictionaries отсутствует, искомое слово имеет ссылку на vlog. Видеоблог – это блог, интернет-журнал, где описаны или показаны различные события в формате коротких видео. Уточним, что особенность видеоблога заключается в регулярности загрузки видеоматериалов и общедоступности. Видеоблог – интернет-ресурс, который могут просматривать его подписчики или иные пользователи интернета.
В 2005 году возросла популярность группы Videoblogging на сайте Yahoo!, в том же году был основан хостинг YouTube, где можно создавать собственные онлайн-каналы, загружать и обмениваться видеороликами, оставлять комментарии. В 2006 году на YouTube насчитывалось порядка 100 миллионов ежедневных просмотров видеосюжетов и 65 тысяч новых добавлений видео в день.
Русскоязычная версия YouTube появилась в 2007 году. Именно благодаря развитию и доступности интернет-технологий появился видеоблогинг, который активно развивается в наши дни.
Востребованность видеоблога объясняется тем же: как жанр интернет-коммуникации, видеоблог обладает функционированием в онлайн-пространстве, информация передается через аудио-визуальный канал. Видео транслируются в хронологическом порядке, сам видеоблог является текстом массмедиа. Также видеоблог популярен не только благодаря свободному входу в данную нишу, но и бесплатным пользованием платформой, на которой размещается видео, наличием обратной связи, массового адресата и оперативностью как с точки зрения загрузки видео, так и с точки зрения его транслирования[17], выполнением рекреативной функции.
Такие же характеристики имеют СМИ, следовательно, на сегодняшний день блогер несет ответственность за содержание материалов в его видеоблоге и подчиняется законодательству Российской Федерации, «если на его сайте или странице сайта в сети “Интернет” размещена общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети “Интернет”».
В частности блогер обязан «не допускать использование сайта или страницы сайта в сети “Интернет” в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань».
Тем не менее, содержание материалов в видеоблогах не регламентировано, но в процессе развития видеоблогинга образовались группы или виды, объединяющие видеоблоги по их содержанию.
Шилин В. А. (2015) определяет следующие виды видеоблогов:
- образовательный
- политический
- информационно-аналитический
- бытовой
- влог-путешествие
- музыкальный
- рекламный.
Таким образом, мы видим, что понятия видеоблогинг и видеоблог новые, не достаточно изученные. Характеристики видеоблога и видеоблогинга в современной науке четко не сформированы, как и его место в области СМИ и филологии.