Актуальность исследования. Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники – социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.
Исследование вопросов социализации подростков проводилось многими учеными, такими как: А.А.Анциферова, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева. В дальнейшем научную работу в области нравственного воспитания вели Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, А.В.Булатова, Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, С.А.Козлова, Э.К.Суслова, А.Д.Шатова и др. В 80 – 90-е годы ХХ века анализ вопросов духовно-нравственного воспитания проводили О.В.Артамонова, Е.С.Бабунова, С.С.Бычкова, В.Н.Давидович, Т.И.Ерофеева, И.М.Княжева, Т.Д.Красова, А.Ш.Шахманова, Е.В.Шишлова и др.
Значение этих исследований велико. Они дают возможность, с одной стороны, более целостно представить социализацию как предмет педагогического исследования, а с другой – осмыслить педагогические проблемы в контексте этой проблематики.
В настоящее существует противоречие между объективной потребностью общества в воспитании социализации, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса совместной работы педагога и родителей, с другой стороны.
С учетом данного противоречия, формулируется проблема: при каких условиях будет происходить социализация младших подростков более успешно?
Приведенный теоретический анализ подтверждает необходимость сотрудничества школы и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Многие ученые (Бикметов Е.Ю., Белецкая Е.А., Иванова Т.И.,Воликова Т. В.,Гнатенко, О.А., Лаврентьев В. В.) говорят о взаимодействия систем семья и школа в воспитании подрастающего поколения.
На сегодняшний день вопрос взаимодействия школьного и семейного воспитания актуален, и находится на первом месте.
Объект исследования – организация социализации младших подростков.
Предмет исследования - взаимодействие семьи и школы по социализации подростков.
Цель работы: изучить и охарактеризовать систему эффективного взаимодействия семьи и школы по социализации младших подростков.
Гипотеза исследования: предположение о том, что социализация младших подростков будет эффективным, если:
- определена сущность социализации младших подростков;
- реализация взаимодействия семьи и школы по социализации младших подростков осуществляется в системе.
Задачи:
- изучить педагогическую литературу по теме исследования;
- раскрыть содержание социализации;
- изучить психолого-педагогические основы социализации младших подростков;
- определить педагогические условия взаимодействия семьи и школы;
- дать рекомендации по вопросам эффективного взаимодействия семьи и школы.
Методы исследования: анкетирование, диагностика, наблюдение, анализа и изучение литературы.
Научная новизна:
- Уточнение сущности структуры социализации у детей.
- Модификации методических диагностик ступени работы с родителями в системе духовно-нравственного - воспитания.
- В научном обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания.
Теоретическая значимость: систематизация имеющегося знания по теме исследования.
Практическое значимость: использование методических рекомендаций в практике работы учителей, педагогов в дополнительном образовании.
1.Научно-теоретические основы работы с родителями в системе социализации младших подростков
1.1 Взаимодействие школы и семьи по социализации младших подростков как педагогическая проблема
Проблема взаимодействия школы и семьи существует очень давно. Первые идеи совместной работы были предложены еще Екатериной II, но они не нашли конкретного выражения в нормативных документах, регулирующих деятельность народных училищ. В дальнейшем на протяжении XIX века в государственных документах (Уставах и Положениях) есть прямые указания об организации различных аспектов взаимодействия школы и семьи как равноправных сторон для воспитания ребенка.
Многие педагоги и публицисты также занимались вопросом сотрудничества школы и семьи. Во второй половины XIX в. Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич и др. исследовали опыт постановки и решения проблем взаимодействия семьи и школы в процессе развития и воспитания личности в условиях семейного воспитания. Работы ученых рассматривают следующую логику взаимодействия педагогов и родителей: семья отвечает за религиозное, духовно – нравственное воспитание, физическое и эстетическое развитие ребенка, школа — за его образование .Но уже в начале 1900-х годов Н.К. Крупская приводит мысль о том, что школа и семья должны совместно заниматься воспитанием детей.
В дальнейшем,о необходимости установления контактов с семьей в деле воспитания говорил другой педагог, В.Я. Стоюнин: «Правильное отношения между семьей и школой установятся тогда, когда отцы и матери не будут бояться школы и в отношениях с ней, будет руководствоваться полной откровенностью. Семья привяжется к школе тогда, когда увидит бескорыстные заботы и сердечное участие школы в деле, самом близком семье. Вот нравственное влияние, которое школа может иметь на семью. Пусть школа видит свое дополнение в семье, а семья – в школе» [21, с. 177]. На рубеже 20 века впервые появляются идеи взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей, поднимает проблему взаимоотношений школы с родителями. Созданная им школа «Дом свободного ребенка», где родители заменяют учителей, является первой попыткой реализации идеи взаимодействия школы и семьи.
Взаимодействие семьи и школы заключается во взаимной поддержке, согласованных действиях школы и семьи. Это нашло отражение в новых стандартах начального общего образования.
Наиболее полную характеристику процесса взаимодействия дают М.И. Рожков и Л.В. Байбородова: «Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений,…. приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуется причинно – следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.
Понятие «взаимодействие» тесно связано с другим, – «сотрудничество». Так, Г.А. Цукерман считает, что «сотрудничество – проявление обмена информационной помощи товарищам во взаимопроверке результатов».
Успех в воспитании и обучении подрастающего поколения видел в объединении усилий школы, семьи и общественности при направляющей роли школы А.В. Луначарский. Он не только указывал на важность сотрудничества школы с семьей и общественностью, но и наметил наиболее целесообразные пути их взаимодействия.
Таким образом, термин «взаимодействие» в литературе имеет разное толкование и трактуется как равнозначный феноменам: «сотрудничество». Проблема совместной работы школы и семьи имеет давнюю историю. Теоретические аспекты ее находят отражение в работах известных педагогов, перечисленных выше.
1.2 Формы и методы работы школы с семьей учащегося по социализации детей
В.А. Сластенина выделяет несколько правил взаимодействия с родителями учащихся. Прежде всего, это взаимное уважение. Далее, доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Следующее правило – это педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи, и, наконец, жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания; опора на положительные качества ребенка; на сильные стороны семейного воспитания; ориентация на успешное развитие личности [21, с. 90].
Байбородова Л.В. дает следующую классификацию форм: коллективные, групповые и индивидуальные.
К коллективным формам работы Байбородова Л.В. относит: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».
Среди групповых форм работы она выделяет: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел,комиссий.
И,наконец,третью группу составляют индивидуальные формы работы. Это: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка .
Такой же классификацией придерживается Т. Воликова. Помимо выше перечисленных она выделяет такие формы, как посещение семей учащихся на дому, дни консультаций родителей в школе.
В последнее время появляются нетрадиционные формы работы с родителями. Так, В.П. Сергеева предлагает такие формы, как:
- семинар для родителей - эта форма, по ее мнению, способствует повышению педагогической культуры родителей.
-посещение семей – является очень эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся, если основывается на тщательном и всестороннем изучении каждого члена семьи.
-деловые игры в работе с родителями максимально приближает участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений.
-дискуссионный родительский клуб представляет собой педагогическое мероприятие определенной тематики.
-встречи «за круглым столом», позволяет сделать общение родителей и педагогов более камерным, неформальным.
-общешкольные родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания.
-день открытых дверей - это комплекс ежегодно проводимых мероприятия, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно – воспитательный процесс.
Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Н.И. Дереклеева выделяет несколько видов педагогических поручений.
Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т. д.
Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.
Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей.
Одной из важных и основных форм работы с родителями является родительское собрание. На собрании обычно обсуждаются актуальные вопросы учебно–воспитательной работы. Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.
По мнению Н.Е. Щурковой «родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека».