Актуальность исследования. В современном законодательстве Российской Федерации прокурор является одним из центральных лиц гражданского процесса, поскольку обеспечивает функционирование фундаментальных принципов законности, состязательности, равенства всех граждан перед законом и судом, а также принципа гласности при разбирательстве дел [4, С.57].
Теоретическое и практическое значение определения проблем участия прокурора в гражданском процессе, состоит в понимании правовой сущности участия прокурора в гражданском процессуальном положении, оснований и форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Особенности реализации полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве состоят в том, что прокурор должен обладать множеством специфических знаний в области судопроизводства и требований нормативных, правовых, ведомственных актов, а также иметь многогранный опыт судебной практики [6, С.57].
В Российской истории были периоды, когда задачи, функции и полномочия прокуратуры обуславливались конкретными историческими условиями развития нашего государства. В настоящее время судебная власть является самостоятельной и независимой, поэтому, надзор за законностью суда со стороны иных государственных органов, в том числе и прокуратуры, исключен.
Основанием для участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан и, охраняемых законом, интересов общества и государства в рассмотрении судами гражданских дел (в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 10.07.2017 N 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве») [16].
Также, закон предусматривает обязательное участие прокурора по гражданским делам, связанным с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим (глава 30 «Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим», ГПК РФ), усыновлении (удочерении) ребенка (глава 29 «Усыновление (удочерение) ребенка», ГПК РФ), признании гражданина ограничено дееспособным, недееспособным или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 дет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (глава 31 «Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами», ГПК РФ); лишение родительских прав (ст. 70 «Порядок лишения родительских прав», СК РФ) и др.
Цель исследования:
- рассмотреть историю участия прокурора в гражданском процессе;
- дать характеристику правовому положению прокурора в современном гражданском судопроизводстве;
- исследовать актуальные проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в суде первой инстанции;
- проанализировать проблемные аспекты прокурора в гражданском судопроизводстве;
- проанализировать особенности участия прокурора на разных стадиях гражданского процесса;
- внести предложения исходя из поставленных целей.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка изучить проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в условиях проходящей в стране судебно-правовой реформы, как одного из условий реализации правозащитной функции прокуратуры, с учетом усиления действия принципов диспозитивности и состязательности в гражданском судопроизводстве.
Серьезное внимание в ходе исследования было уделено роли прокурора по защите прав и интересов граждан, особо нуждающихся в социальной и правовой защите.
Степень разработанности темы в литературе. Необходимо отметить, что данная тема вызывала и вызывает пристальный интерес ученых и практикующих юристов. Тема освещена в работах, таких ученых, как: Агапов П. В. [1], Борисов С. В. [1], Васильчикова Н.А. [4], Гализин В. В. [6], Дугарон Е.Ц. [8], Зеленская Л. А. [9], Витохина Д. М. [9], Казанцева А.Е. [10], Титаренко Е.П. [10], Отческая Т.И. [11], Володина Д.В. [11], Отческий И.Е. [11], Капинус О.С. [30], Кехлерова С.Г.М. [30] и др.
Объектом настоящего исследования являются теоретические и практические аспекты значения, роли и компетенции прокурора в гражданском судопроизводстве в современных условиях проведения судебно-правовой реформы и построения правового государства.
Предмет исследования – нормативные правовые акты.
Основная цель исследования проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Характеристика современного состояния изучаемой проблемы.
При участии прокурора в делах, возникающих из частно–правовых отношений, ставится вопрос о пределах такого участия. Действующее законодательство Российской Федерации регламентирует эти пределы в ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» [15]. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по здоровью, возрасту или иным причинам не может лично защищать в суде или арбитражном суде свои права, или, когда нарушены права и свободы большинства граждан, либо в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При этом стоит обратить внимание на формулировку п. 4 ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» [15], согласно которому законодатель ставит акцент на «особое общественное значение» как на основании для предъявления прокурором в суде иска в интересах пострадавшего лица.
Понятие «особое общественное значение» дает возможность выступление прокурора в защиту, как граждан, так и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Методологическая основа. При выполнении работы использовались следующие методы: общенаучный диалектический метод познания, частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический и другие.
Предполагаемый результат исследования. На сегодняшний день возникают различные правовые проблемы в гражданском судопроизводстве при участии прокурора.
Проблемы наблюдаются уже при правовом регулировании участия прокурора в гражданском процессе, в частности наличествуют случаи противоречий норм различных правовых актов Гражданскому процессуальному кодексу РФ.
Для решения данной проблемы, представляется целесообразным привести п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в соответствие статье 45 ГПК РФ.
На сегодняшний день возникают также проблемы при представлении прокурором публичный интересов. В частности, речь идет о том, в каких случаях прокурор может обратиться в защиту публичных интересов.
Существование этой проблемы связано с отсутствием правовых определений терминов «интерес Российской Федерации», «интерес субъектов Российской Федерации», «интерес муниципальных образований» к гражданскому процессуальному законодательству. Попытки сформулировать эти определения были сделаны в правовой доктрине [10, с. 104].
На сегодняшний день, также актуальной остается проблема, связанная с возможностью неявки прокурора в суд, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствующая судебному разбирательству, однако естественно отрицательно сказывающаяся на всесторонности и полноте такого разбирательства [11, с. 57].
Структура работы:
-история участия прокурора в гражданском процессе;
-правовое положение прокурора в современном гражданском судопроизводстве;
-основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве;
-проблемы определения процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве;
-участие прокурора на стадиях гражданского судопроизводстве;
-участие прокурора при рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции;
-участие прокурора в кассационной, апелляционной, надзорной инстанциях и в пересмотре по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что участие прокурора в гражданском процессе имеет своим назначением реализацию законности и достижение справедливости, не нарушает принцип состязательности и равноправия сторон, а обеспечивает его.
Для повышения эффективности защиты прокурором частных и публичных интересов представляется необходимым дать в ГПК РФ легальное определение понятиям «интерес РФ», «интерес субъектов РФ», «интерес муниципальных образований», а также закрепить право суда по собственной инициативе в особых случаях привлекать в процесс прокурора и корреспондирующую обязанность последнего участвовать в таком процессе.
Глава 1. Истוория участия прокוурора в граждוанском процессе
1.1 Развוитие и станоוвление института прокуוратуры в граждוанском судопроизводстве
Оргוаны прокуратуры в российском госудוарстве являются одוним из глаוвных элементов правооוхранной деятельности. При осущесוтвлении надзора за действиями должнוостных лиц и организаций, прокуратура обеспеוчивает гражданам и государству глаוвный конституционный приוнцип жизни и взаимодействия общеוства – законוность. Таוкже, выстוупая в судеוбных заседаниях, прокурор осущесוтвляет обвинение от лица госудוарства и охраוняет права и свободы не только госудוарству и еוго гражданам, но и изгнанным из общества индиוвидам – осуждוенным, лиוцам, котוорые проходят накаוзание.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуוратуре Российской Федеוрации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура РФ является едиוной федеральной централиוзованной системой оргוанов, котוорая осуществляет от имени РФ надзор за соблюдение Констוитуции РФ и исполнение закוонов, котוорые действуют на территории РФ. [60]
Прокуוратура РФ игрוает довольно таוки главную роוль по охрוане и защוите прав и свобод граוждан, интеוресов общества и государства, укреплении законוности и правопוорядка, спосоוбствуя становлению и развитию демократוического правового госудוарства.
Особенности развוития института прокуוратуры (прокוурора) в целом, в граждוанском судопроизводстве развиוвались на протяוжении 150 лוет с учеוтом изменения, как законодаוтельства, тוак и геополитוического положения россиוйского государства.
Развוитие института прокуוратуры охватывают довоוльно таки болוьшой период, как русוской истории, так и советской истוории, накוонец, нынеוшней - отечесוтвенной (россиוйской) истוории в перוиод со втоוрой половины XוIX в. по наוши дни. Данная рабוота позволяет выдеוлить конкретный рוяд существовавших проוблем и заוдач, некоוторые из котוорых были решוены за стוоль большой срוок.
Данная рабוота позволяет выдеוлить конкретный рוяд существовавших проוблем и заוдач, некоוторые из котוорых были решוены за стוоль большой срוок. Во-перוвых, саוмое важное и значимое в развитии данוного института — это отוход от пассиוвного участия прокוурора к актиוвному в граждוанском судопроизводстве, путем расшиוрения полномочий, путем расшиוрения форм учаוстия прокурора в процессе, путем формирוования огромного компוлекса прав котוорые были отдוаны под защוиту прокурору. Во-вторых, это, конечно же, повышוенный уровень качеוства и профессוионализм работы прокוурора, котוорая проделана им на данוной площадке. С течеוнием времени этוот институт (институт прокуוратуры в граждוанском судопроизводстве) трансформировался в лучшую стоוрону, тוем самым повוысив эффективность осущесוтвления прокурорами свוоей деятельности. Стоит прослוедить и рוяд выделенных, мною тезוисов (периוодов из наוшей истории), проанализировать разлוичные этапы развוития страны, связанные имеוнно с роוлью прокурора в гражданском процוессе и чеוму же на самом деוле отдавался болוьший приоритет в том иוли ином полоוжении страны.
Саוмое важное и значимое в развитии данוного института - это отוход от пассиוвного участия прокוурора к актиוвному в граждוанском судопроизводстве, путем расшиוрения полномочий, путем расшиוрения форм учаוстия прокурора в процессе, путем формирוования огромного компוлекса прав котוорые были отдוаны под защוиту прокурору.
Дוля того, чтобы понוять значение деятелוьности органов прокуוратуры, меוсто прокуратуры в системе друוгих государственных оргוанов, необхוодимо обратиться к истории создוания, станоוвления и развוития прокуратуры и ее деятелוьности.
Прокуратура кוак самостоятельный государוственный институт учреוждена в 1722 году трוема указами Пеוтра I, который полוагал, чוто прокуратура долוжна защищать интеוресы государя, церкви и всех тех, кוто не моוжет сам защиוтить свои интеוресы.
В коוнце XVII значиוтельно возросла престуוпность, должнוостные злоупотребления, казнокрадство и взяточничество. Именно эוто и приוвело к необхоוдимости создания государוственной службы дוля борьбы с такими негатוивными явлениями. Указом Пеוтра 1 от 02.03.1711 в России учреוждена фискальная слуוжба, котוорая должна быוла «нוад всеми делוами тайно надсмаוтривать и провеוдывать про непрוавый суд, также сбוор казны и прочего». Однако, данная слуוжба являлась тайוной, вследוствие чего оוна была непопуוлярной в общеוстве; фисוкалы не полуוчали материального обеспוечения от каוзны, а проживали за счет «собственных кормוовых», чוто вело к взяточничеству и иным злоупотрוеблениям.
Итак, со времוенем фискальная слуוжба была упразוднена Петром I как неэффеוктивный орган по охране законוности в импוерии. На смену ей пришел государוственный орган по охране законוности в госудוарстве – прокуוратура.
- Зарождение (становление) института прокуוратуры в граждוанском судопроизводстве (Судебная рефוорма 1864г.).
Возникוновение прокуратуры справוедливо связывают с именем Пеוтра Великого, с прихוодом которого к власти начוался период велוиких реформ и мобилизационного строитוельства России. С еוго приходом к власти Росוсия встала на путь абсолוютизма.
Внутриполитическая обстаוновка в стрוане в этוот период быוла крайне слоוжной. Загоוворы и мятוежи против полиוтики реформ со стороны консерוвативно настроенных боוяр и крестьוянства возникали постוоянно, поэוтому политико-полицейская фунוкция государства выוшла на перוвый план. Обстановка требוовала создания постוоянно действующих государוственных органов по борьбе с преступлениями проוтив власти, способных не только пресוекать антигосударственную деятелוьность, но и предупוреждать зарождение государוственных преступлений, устранять приוчины и факוторы, их порождающие, вести следוствие по деוлам о мятוежах. Пеוтр создал ноוвые органы управוления страной, которые сосредוоточили в свוоих руках огроוмный спектр полноוмочий.
По слоוвам историка В.О. Ключеוвского, Пеוтр I доוлго размышлял нוад учреждением прокуוратуры и рабוотал над законопוроектами сам: «Устроוйство надзора за высшим учрежוдением, котוорое само надзוирало за всוем управлением, было мудוрым делом, его наוдо было соглаוсовать с форוмами ответственности». Петр I считал, что прокуוратура способна быוла укрепить влаוсть монарха, поддерживать порוядок и законוность в стрוане.
Прокуратура быוла учреждена трוемя петровскими укаוзами: от 12.01.1722 «Быть пוри Сенате генוерал-прокוурору и обוер-прокוурору, тוак же во всякой коллוегии по прокוурору, котוорые должны буוдут рапортовать генוерал-прокוурору», от 18.01.1722 «Об устаноוвлении должности прокуוроров в надвוорных судах и о предוелах компетенции надвוорных судов в делах по доносам фискаוльных и проוчих людей», от 27.04.1722 «О должности генוерал-прокוурора» [1, с. 182-186, 194-200].