Введение
Глава 1. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России
1.1.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
1.2.Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора
1.3.Место прокуратуры в системе органов государственной власти
Российской Федерации
1.4.Функции прокуратуры как государственно-правового института
1.5.История возникновения, становление и полномочия органов прокуратуры
в России (1722-1864 гг.)
Глава 2. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов. Виды прокурорского надзора
2.1. Общий надзор органов прокуратуры
2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
2.3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Глава 3. Прокуратура. Судебная власть. Местное самоуправление
3.1. Прокуратура и суды общей юрисдикции
3.2. Прокуратуры и арбитражные суды
3.3. Взаимодействие прокуратуры с Конституционным Судом Российской Федерации
3.4. Прокуратура и органы местного самоуправления
Глава 4. Прокуратура и органы государственной власти в Российской Федерации: соотношение и взаимодействие
4.1. Взаимоотношение прокуратуры с Президентом
Российской Федерации
4.2. Прокуратура и органы федеральной исполнительной власти
4.3. Прокуратура и органы федеральной законодательной (представительной) власти
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлено тем, что в условиях становления современного правого демократического государства в России особое важное место занимает прокуратура, которая играет важную роль в достижении юридической согласованности в системе власти и управления, активно участвует в нормотворческой деятельности, осуществляет регулярный мониторинг правоприменения и антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, защищает права граждан и интересы публичных образований. В системе разделения властей прокуратура занимает обособленное, важное место. Это определение правового положения позволяет прокуратуре более эффективно выполнять свою активную задачу – защиту прав и свобод граждан В России прокуратура была организована как властный надзорный и контрольный орган Одной из главных, основных гарантий обеспечения законности в государстве является деятельность прокуратуры, выступающей единственным государственным органом, предназначение которого заключается исключительно в надзоре за единообразным исполнением закона на территории государства. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями.
Важность глубокого и всестороннего изучения, исследования места органов прокуратуры в механизме российского государства с позиции разделения властей и их роли обеспечении механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает сомнения. В статье 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому не только признание, соблюдение, но и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства вообще, органов прокуратуры – в особенности.
В условиях становления, развития современной российской правовой государственности главное, особое значение приобретает законность в государственном управлении, ведь обеспечение точного и неуклонного исполнения закона со стороны должностных лиц и государственных органов повышает авторитет права, реализует взаимную ответственность государства и личности.
Одной из главных гарантий обеспечения законности в Российской Федерации является деятельность прокуратуры, выступающей единственным государственным органом, предназначение которого заключается исключительно в надзоре за единообразным исполнением законов на территории всего государства. Прокуратура максимально организована к выполнению данной функции, как единая централизованная система.
Конституция РФ провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Однако Основной закон государства оставил открытым вопрос о месте прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. К сожалению, действующий Закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Функционирующая концептуальная модель не дает полного и четкого ответа как на теоретические, так и на многие практические вопросы. Это вполне объяснимо, ибо современная политическая жизнь России – противоречивая и крайне сложная сфера, где наблюдаются глубокие и стремительные перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Российская прокуратура осуществляет активную роль в защите граждан и утверждении законности во всех областях государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения их конституционных прав и свобод К их числу можно отнести доступность ее для всех граждан, оперативность и быстроту рассмотрения их обращений в определенные законом сроки, бесплатность юридической помощи, дифференцированную систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды, в защиту прав граждан и, как результат,-довольно высокий уровень доверия к ней населения, что способствует упрочнению в общественном сознании совершенно очевидной, но не всегда и не везде признаваемой истины: прокуратура есть источник справедливости, она действует от имени Российской Федерации и в интересах общества, человечества.
Цели и задачи исследования являются выявление и изучение особенностей прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного независимого государственного института с многовековой историей и наделенного особым правовым статусом в системе публичной власти, в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в механизме разделения властей, функций прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности, разработке теоретических положений, характеризующих сущность и значение правильного выстраивания процессуальных и организационных отношений прокуратуры с органами законодательной, исполнительной, судебной власти, органами местного самоуправления, во внесении научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего правовой статус прокуратуры, отношения прокуратуры и органов государственной власти, а так.же ре.комендаций по эффективно.сти их де.ятельности в госуд.арственном механизме.
С учетом означенных целей необходимо было разрешить ряд основных задач:
- Определить место и роль органов прокуратуры в государственном механизме. Проанализировать функции прокуратуры как государственно-правового института, отразить направления надзора прокуратуры;
- Исследовать закономерности и тенденции развития правовых статусов прокуратуры и органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также определить другие пути совершенствования механизма процессуальных и организационных отношений прокуратуры и государственных органов при осуществлении прокурорского надзора, координации деятельности по борьбе с преступностью, в правотворческой сфере;
- С учетом анализа правовых норм, регулирующих полномочия прокурора, и практической деятельности уделить особе внимание предложениям по устранению противоречий и пробелов в действующем законодательстве, относительно законодательного закрепления правового положения прокурора, основ взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также сохранению независимого прокурорского надзора как необходимого инструмента гарантии, обеспечения точного и неуклонного исполнения закона со стороны должностных лиц и государственных органов.
Объектом исследования является место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей, государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в механизме российского государства правовые отношения, составляющие содержание взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере государственного регулирования и обеспечения, и защиты конституционных прав личности, общества и государства.
Предметом исследования составляют правовые нормы, определяющие принцип организации и деятельности прокуратуры РФ; теоретические разработки основ и закономерностей развития взаимодействия как системы организационно-правовых отношений прокуратуры с органами государственной власти, правовые формы прокурорского надзора в сфере государственного управления, а также новые и недостаточно изученные, но существенные аспекты теории и практики деятельности органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации; функциональная деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением федерального законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы исследования, специально-юридические методы, современные методы познания, в частности, общенаучные (диалектико-материалистический, системный, социологический, структурно-функциональный, исторический, общелогический. Их применении в сочетании с последними достижениями философской, социологической, политологической и юридической мысли разрешило сформулировать предложения об улучшении правовых основ построения и деятельности прокуратуры, закрепления этих вопросов, а также функциональных направлений, надзорных полномочий прокуратуры и механизма взаимодействия с органами государственной власти (в том числе судебной) на уровне федерального конституционного закона. С учетом изложенного, в целях повышения роли прокурора в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, на досудебных стадиях процесса, внесен ряд предложений об изменении и дополнении действующих процессуальных и правовых норм.
Теоретической основой исследования явились философско-правовые труды М.Вебера, В.М. Гессена, А.Д. Градковского, И.А. Ильина, Н.Н. Коркунова, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, в которых нашли отражение всеобщие вопросы учения о сущности и функциях государства, теории о разделении и единстве власти. Теоретические выводы и предложения настоящего исследования изложены с учетом современного освещения важных проблем в работах отечественных и зарубежных авторов по теории государства и права, прокурорскому надзору, конституционному праву, социологии, уголовному праву, криминологии, уголовному, гражданскому и арбитражному процессу. Широко известны по данной проблематике работы С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Р.С. Болдыревой и многих других авторов.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты.
Научная новизна исследования определяется самим выбором мало изученных аспектов проблемы места и роли органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации в современных условиях становления правового государства, специфики взаимодействия с органами законодательной, исполнительной, судебной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности по улучшению конституционно-правового статуса прокуратуры. Теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что в нем выражаются и основываются общетеоретические положения относительно места и роли органов прокуратуры в аппарате Российской Федерации. Разработанные в настоящем исследовании тезисы о направлениях и формах взаимодействия прокуроров и органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также о путях их совершенствования вносят существенный вклад в развитие отдельных положений конституционного права, прокурорского надзора, теории государства и права, уголовного, гражданского, арбитражного процесса и организации правоохранительной деятельности и могут служить основой для дальнейших научных исследований. Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что внесении определенности в дискуссионный вопрос о месте и роли прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации будет способствовать выработке новых подходов к организационному построению органов прокуратуры, более ясной и четкой конкретизации целей и задач ее деятельности, уточнению компетенции, что в конечном итого позволит усилить эффективность прокурорского надзора и окажет положительное влияние на процесс упрочения законности в стране в целом. Учет результатов настоящего исследования должен повлечь принятие должных мер по совершенствованию внутренней структуры органов прокуратуры, организации и осуществления прокурорского надзора. Кроме того, практическая значительность исследования определяется не только возможностью использования сформулированных теоретических положений, выводов и рекомендаций при совершенствовании законодательства, а также в правоприменительной деятельности прокуроров, судов, органов расследования, в преподавательной деятельности в образовательной деятельности в образовательных учреждениях по специальности «юриспруденция» и в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей, прокуроров и других работников органов и учреждений, осуществляющих деятельности в области права.
Структура и объем магистерской диссертации определены целями и задачами исследования, и важностью исследования, и необходимостью изложения научных положений и выводов, полученных в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, списка нормативных источников и литературы.