Магистерская диссертация|Прокурорский надзор

Особенности организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы на примере Португалии, Франции, Испании, Италии и ФРГ: сравнительно-правовое исследование

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 56

Цена: 1 800
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические и конституционно - правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы

1.1 Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы

1.2 Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры в Европейских странах

Глава 2. Особенности организации органов прокуратуры в Европейских странах  

2.1 Место и роль органов прокуратуры в системе государственных органов Европейских стран

2.2 Структура органов прокуратуры в Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ  

Глава 3. Особенности деятельности органов прокуратуры в Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ

3.1 Полномочия и функции органов прокуратуры Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка современного периода развития и становления Европейских стран сопровождается обновлением правовой системы, процессом реформирования государственно-правовых институтов власти, а также реструктурированием органов прокуратуры.

Проведение судебно-правовой реформы в различных странах тесно связано с определением роли, места, статуса, функций и полномочий органов прокуратуры в системе государственных органов.

Учитывая, что идеальной модели прокуратуры для всех стран мира не существует и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, можно сделать вывод о том, что феномен прокуратуры следует определять в контексте социально-политических условий ее организации и функционирования, с учетом национальных традиций и менталитета общества. Изменение статуса, структуры, задач и функций прокуратуры должно осуществляться гармонично и в рамках социально обусловленной концепции реформирования   судебной   и   правовой   систем.  

Особенности функционирования прокуратуры в таких странах как Португалия, Франция, Испания, Италия и ФРГ являются сегодня примерами для заимствования другими странами. Однако обращение к зарубежному опыту не дает однозначного ответа, а лишь заставляет еще глубже задуматься над тем, как обеспечить устойчивое и эффективное функционирование органов прокуратуры среди других государственных институтов.

В указанных выше странах уже сформирована собственная модель и конституционно-правовой статус прокуратуры как одного из важнейших правоохранительных органов, главным предназначением которого является обеспечение верховенства закона и укрепление законности.

Цель магистерской диссертации  - провести сравнительно-правовой анализ организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы.

 Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Раскрыть конституционно-правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы
  2. Исследовать основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры в Европейских странах
  3. Определить место и роль органов прокуратуры в системе государственных органов Европейских стран
  4. Представить описание структуры органов прокуратуры в Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ
  5. Проанализировать полномочия и функции органов прокуратуры Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ
  6. Провести анализ предмета и предела надзора в органах прокуратуры Португалии, Франции, Италии, Испании и ФРГ

Объектом работы являются органы прокуратуры в странах Европы на современном этапе функционирования.

Предметом работы выступает сравнительно-правовой анализ организации и деятельности органов прокуратуры в европейских странах.

Методы исследования. Для написания магистерской диссертации были использованы следующие методы: теоретический анализ, анализ нормативно-правовой литературы, сравнительный анализ, сравнительно-правовой анализ, обобщение, исторический метод, статистический метод.

Нормативно-правовая база. Источниками нормативно-правовой базы исследования стали действующие конституции стран Европы (Португалия, Франция, Испания, Италия и ФРГ), которые определяют правовой статус и функции органов прокуратуры, законы о прокуратуре европейских стран, уголовно-процессуально законодательство этих стран, некоторые международно-правовые акты, которые относятся к теме диссертации.

Теоретическую базу исследования составили труда зарубежных и российских ученых в области международного права, прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности.

Эмпирическая база исследования включает в себя статистические показатели по основным направлениям деятельности органов прокуратуры европейских стран за последние 20 лет, а также аналитические материла исследований по данной теме,  материалы по практике прокурорского надзора в странах Европы.

Степень изученности темы. Тема организации и деятельности органов прокуратуры раскрывается в работах российских ученых, таких как: ученых Алексеева А.И., Баскова В.И., Бессарабова В.Г., Бойкова А.Д., Быкова А.В., Викторова И.С, Винокурова Ю.Е., Власова А.А., Герасимова СИ., Демидова А. С., Додонова В.Н., Казариной А.Х., Лопатина В.Н., Савицкого В.М., Смирнова А.Ф., Рохлина В.И., Рябцева В.П., Скворцова К.Ф., Соловьева А.Б., Сухарева А.Я., Тюренковой К. А., Халиулина А.Г., Шульженко Ю.Л., Щербы СП., Ястребова В.Б. и других.

Вопросы правового статуса и функций органов прокуратуры в странах Европы рассмотрены в работах таких ученых, как: Акопов Л.В., Аметка Ф.А., Дегтяров Н.Н., Додонов В.Н, Тюренкова К. А., Щерба С.П.  др.

Положения, выносимые на защиту:

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе представлен сравнительно-правовой анализ организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы, который основан на анализе нормативных положений о статусе, роли, функций органов прокуратуры в европейских странах, а также на рассмотрении тенденций развития системы органов прокураторы как государственно-правового института, изучении опыта осуществления прокурорского надзора в странах Европы..

Теоретическая и практическая значимость работы заключена в том, что по результатам проведённого сравнительно-правового анализа сформулированы положения о социально-правовой природе  органов прокуратуры, а также о факторах, которые обуславливают тенденции развития системы органов прокуратуры в странах Европы,  иерархии надзорных функций и основных направлениях деятельности в современных условия развития Европейских стран.

Структура магистерской диссертации: введение, основная часть, которая представлена тремя главами и семью параграфами, заключение, список использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические и конституционно - правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы

1.1 Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в странах Европы

На сегодняшний день органы прокуратуры и подобные им учреждения действуют во многих зарубежных странах. Правовой статус и компетенция этих органов отличаются в зависимости от страны, и с учетом исторических, экономических и политических условий их развития. При этом можно выделить общие черты, характерные для большинства стран. Так, статус и основные полномочия органов прокуратуры зачастую закреплены в Конституции. Деятельность прокуратуры строится на принципе независимости от любой внешней власти.

Прокуратура во всех странах призвана защищать интересы государства и общества. Одной из главных ее функций является уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. В юридической литературе выделяются четыре модели прокуратуры.

В рамках первой модели прокуратура находится в составе Министерства юстиции (Бельгия, Германия, Дания, Израиль, Нидерланды, Польша, Румыния, США, Франция, Япония и др.). Прокуратура Франции подчинена Министерству юстиции, тем не менее, состоит при судах и характеризуется следующими чертами: руководит ее деятельностью Министр юстиции; прокуроры Республики состоят при трибуналах; всю систему возглавляет Генеральный прокурор при Кассационном суде; прокуроры во Франции назначаются на должность и смещаются Президентом Республики по представлению Министерства юстиции.

Прокуратура в Германии является исполнительной властью и относится к обычным административным ведомствам, а эти ведомства находятся в системе юстиции. Прокуроры – государственные чиновники, главная их задача – осуществление уголовного преследования. В Германии существуют 114 земельных судов, и при каждом из них есть своя прокуратура, есть генеральная прокуратура, которая подчиняется министерству юстиции земли.

Прокуратура ФРГ независима от судов, не входит в их состав и беспристрастна в поиске истины при рассмотрении уголовных дел судами. Участвуя в судах, прокуроры реализуют возложенную на них функцию уголовного преследования. Самостоятельность прокуратуры по отношению к суду и независимость от него являются основополагающими принципами, закрепленными в Законе о судоустройстве.

Согласно второй модели, прокуратура входит в состав судебной власти, включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах (Азербайджан, Болгария, Грузия, Испания, Италия, Латвия).

Прокуратура Азербайджанской Республики – единый централизованный орган, который, входит в систему судебной власти. В Конституции Азербайджана закреплено, что прокуратура в порядке, предусмотренном законом контролирует исполнение и применение законов, ведет предварительное следствие и обеспечивает соблюдение законов, процессуально контролирует предварительное следствие и обеспечивает следование законам, поддерживает государственное обвинение в суде, вносит иски в суды, при рассмотрении гражданских и экономических споров участвует в качестве истца, имеет право на опротестование решений суда.

Возглавляет всю систему Генеральный прокурор Азербайджанской Республики, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом страны.

Прокуратура Испании входит в систему органов судебной власти и состоит при всех судах (трибуналах): от Верховного трибунала до провинциальных. В систему прокуратуры включается и специальная прокуратура для предупреждения и подавления незаконного оборота наркотиков. Прокуратура также состоит при Счетном трибунале. Генеральный прокурор Испании назначается Королем Испании по предложению Правительства. В иерархии должностных лиц органов судебной власти Генеральный прокурор Испании занимает место после Председателя Верховного трибунала Испании. Прокуратура Испании призвана способствовать отправлению правосудия, а также наблюдать за независимостью судов и защитой в них общественных интересов.

В некоторых странах прокуратура вообще отсутствует (Великобритания), в связи с этим выделяется третья модель. Несмотря на то, что в Великобритании отсутствует система органов прокуратуры, функции, характерные прокурорскому надзору выполняют Генеральный атторней и Служба Государственных Обвинителей. Генеральный Атторней – высшее должностное лицо в сфере уголовного преследования, осуществляет верховный контроль над публичным преследованием, содействует обеспечению единой судебной политики по гражданским и уголовным делам. С его согласия возбуждаются уголовные дела, связанные с преступлениями против государства и общественных устоев.

Основная задача службы государственных обвинителей – это поддержание обвинения в судах против предполагаемых уголовных преступников.

Для четвертой модели характерно выделение прокуратуры в самостоятельную систему, которая подотчетна Парламенту или Президенту либо обоим этим органам (страны СНГ). Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую централизованную систему. Ее правовой статус закреплен в самостоятельной главе Конституции, где говорится, что надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Прокуратура в Португалии выделена в самостоятельную подсистему. К основным функциям прокуратуры Португалии можно отнести: возбуждение уголовного преследования; поддержание государственного обвинения в суде, участие в гражданском и арбитражном процессе, общий надзор за законностью и др.

Рассмотрев характерные черты организации прокурорской деятельности в различных странах, приходим к выводу, что на правовой статус органов прокуратуры влияет ее место в системе государственных органов. Если прокуратура входит в состав Министерства юстиции, то ее функции сводятся к уголовному преследованию, поддержанию государственного обвинения в суде и др. Министр юстиции, как правило, одновременно является Генеральным прокурором. Если прокуратура отнесена к судебной власти, то помимо указанных функций, ей предоставлены полномочия участия в осуществляемом судами нормоконтроле.

Если же прокуратура выделяется в отдельную систему, то к вышеназванным функциям следует прибавить общий надзор за законностью, охрану прав и свобод человека и гражданина и др. Помимо этого, есть такие страны, где прокуратура отсутствует, а функции прокуроров выполняют отдельные службы или должностные лица.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2, 3, 16 и 21 Рекомендаций Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г «Комитет министров – государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», прокурор во всех системах уголовного правосудия и в любых случаях должен быть наделен безусловным правом и иметь реальную возможность осуществлять уголовное преследование, вести и направлять расследование, осуществлять надзор за его законностью и выполнять иные связанные с этой деятельностью функции, а государство должно принимать все меры, в том числе и законодательные, для обеспечения надлежащего исполнения прокурором своих профессиональных обязанностей.

Во всех западных странах прокуратура выступает в качестве органа обвинения, однако при всем этом в деятельности прокуратуры и законе есть основной принцип, свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, – обеспечение прав человека и гражданина. Единых стандартов организации структуры и деятельности прокуратуры в мире не существует.

Международная практика отводит органам прокуратуры весьма ограниченную сферу компетенции – уголовно-правовую. Опыт нормативного регулирования и реализации полномочий прокуроров иностранных государств в уголовном судопроизводстве и вне уголовно-правовой сферы вызывает огромный интерес у прокурорских работников и ученых-юристов.

  1. Испанская Конституция Одобрена Кенеральными кортесами на пленарных заседаниях конгресса депутатов и Сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом на референдуме 6 декабря 1978 года, подписана Его Величеством Королем перед Генеральными кортесами 27 декабря 1978 года [Электронный ресурс] / URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM#60 (дата обращения: 02.12.2018)
  2. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года [Электронный ресурс]/ URL:https://worldconstitutions.ru/?p=155&attempt=1 (дата обращения: 02.12.2018)
  3. Конституция Португальской Республики [Электронный ресурс]/ URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/portugal/portug-r.htm (дата обращения: 02.12.2018)
  4. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 423—450[Электронный ресурс]/ URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki (дата обращения: 02.12.2018)
  5. Конституция Франции [Электронный ресурс]/ URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138&page=4 (дата обращения: 02.12.2018)
  6. Уложение о судоустройстве Одобрено Королевским декретом № 12 от 30 января 1941 г. [Извлечения] Часть первая, общие положения [Электронный ресурс]/ URL: https://constitutions.ru/?p=5545&attempt=1 (дата обращения: 02.12.2018)
  7. Закон Франции о магистратуре Ордонанс № 58–1270 ОТ 22 декабря 1958 г., содержащий органический закон о статусе магистратуры [Электронный ресурс]/ URL: https://worldconstitutions.ru/?p=877 (дата обращения: 02.12.2018)
  8. Органический закон Испании ОТ 10 января 1980 г О Генеральном Совете судебной власти [Электронный ресурс]/ URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/id/18693 (дата обращения: 02.12.2018)
  9. Аметка Ф.А Сравнительно-правовой анализ правового статуса органов прокуратуры в зарубежных странах [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29167263& (дата обращения: 02.12.2018)
  10. Артемьев, А.М. О признаках правоохранительной службы / А.М. Артемьев // Актуальные проблемы современной науки. №2. 2008. -С. 78-81.
  11. Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны/А.Ю. Гулягин//Журнал росийского права права. -2011. -№ 7.
  12. Додонов, В.Н. Прокуратуры стран мира: справ. / В.Н. Додонов; под общ. науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. С.П. Щербы. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 320 с.
  13. Додонов В.Н. Прокуратура зарубежных стран/В.Н. Додонов. -М., 2011. -183 с.
  14. Додонов, В.Н. Прокуратуры стран мира: справ. / В.Н. Додонов; под общ. науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. С.П. Щербы. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 320 с.
  15. Жидких А. А. Правовое регулирование и практика участия зарубежной прокуратуры в правотворчестве [Электронный ресурс]/ URL: http://e-notabene.ru/lr/article_807.html (дата обращения: 02.12.2018)
  16. Кесиди Я. Г. Органы прокуратуры в зарубежных странах [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26503934& (дата обращения: 02.12.2018)
  17. Кесиди Я.Г. Органы прокуратуры в зарубежных странах/ В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016.- С. 286-290.
  18. Кигас В. Прокуратура Португалии -место и роль в уголовном судопроизводстве/В. Кигас//Законность. -2011. -№ 17.-C.90-99
  19. Князева Е.Г.Прокурорский надзор в зарубежных странах // ЮП. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 19.02.2019).
  20. Коломоец И.И. Сравнительно-правовой анализ деятельности прокурора в уголовном преследовании России и зарубежных стран [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25460942 (дата обращения: 02.12.2018)
  21. Особенности организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах [Электронный ресурс]/ URL: https://studme.org/1594102430378/pravo/osobennosti_organizatsii_deyatelnosti_prokuratury_zarubezhnyh_stranah (дата обращения: 02.12.2018)
  22. Организация и деятельность органов прокуратуры в отдельных зарубежных странах [Электронный ресурс]/ URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1299_page_82.html (дата обращения: 02.12.2018)
  23. Поторыкина Е. Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25616028 (дата обращения: 02.12.2018)
  24. Растопшин Р. А. Права и обязанности прокурора в уголовном процессе ФРГ [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24336851 (дата обращения: 02.12.2018)
  25. Тюренкова К. А., Демидов А. С. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 633-636. — URL https://moluch.ru/archive/101/22885/ (дата обращения: 14.01.2019).
  26. Щерба С.П., Додонов В.Н., Архипова Е.А. Полномочия прокуроров иностранных государств в уголовном судопроизводстве и вне уголовно-правовой сферы [Электронный ресурс]/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26683851& (дата обращения: 02.12.2018)
  27. Gerichtsverfassungsgesetz (GVG), in der Fassung der Bekanntmachung vom 9. Mai 1975 (BGBl. I S.1077) (BGBl. III 300-2) zuletzt geändert durch Gesetz zur Einführung der Europäischen Genossenschaft und zur Änderung des genossenschaftsrechts vom 14. august 2006 (BGBl. I S.1911, 1948) // NomosGesetze. Strafrecht 15. Auflage, Baden-Baden, 2006, S. 1355–1398.

Доп. список

  1. Князева Е.Г. Прокурорский надзор в зарубежных странах//Юристъ-Правоведъ. 2009. № 1. С. 98.       
  2. Сафонова Т.Ю. К вопросу о правовом положении прокуратуры в зарубежных странах на примере США//Российский следователь. 2011. № 10. С. 37          
  3. Карпова E.В. Модели прокуратуры в зарубежных странах//Закон и жизнь. 2012. № 3. С. 52.
  4. Конституция Азербайджанской Республики (принята всенародным голосованием 12 ноября 1995 г.). URL: ttp://ru.president.az/azerbaijan/constitution
  5. Галустьян О.А. Правоохранительные органы. М., 2008. С. 239
  6. Мухамеджанов Э.Б. Прокуратура в зарубежных странах. Алматы, 2005. С. 13
  7. Сафонова Т.Ю. К вопросу о правовом положении прокуратуры как государственного органа в странах СНГ (на примере Республики Армения, Украины, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана)//Международное публичное и частное право. 2011. № 3 (60). С. 36  
  8. Юрковский А.В. Правоохранительные органы в политической системе Корейской Народной Демократической Республики//Сиб. юрид. вестн. 2005. № 1. С. 27.        
  9. Жидких А.А. Правовое регулирование и практика участия зарубежной прокуратуры в правотворчестве//Вопросы права и политики. 2013. № 10. С. 116.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Прокурорский надзор
2019 год 104 стр.
Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Прокурорский надзор
2019 год 71 стр.
Проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Прокурорский надзор
2020 год 64 стр.
Магистерская Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское