Курсовая работа|Педагогика

Пути повышения эффективности школьных секций и кружков спортивной направленности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 30

Введение

1.Теоретические аспекты двигательной активности младших школьников, как составляющая физического воспитания спортивной направленности в школе

1.1 Двигательная активность, как условие сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста

1.2 Двигательная активность школьников младших классов как компонент здорового образа жизни

1.3 Приобщение детей к многолетним занятиям спортом, как социально-педагогическая проблема

  1. Оценка эффективности работы школьных спортивных секции и кружков

2.1 Значение школьных спортивных кружков и секций в жизни школьника

2.2 Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях  

2.3 Повышение эффективности работы школьной спортивной секции

Заключение

Список литературы

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей  учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в  подготовке учащихся  к жизни, к общественно полезному труду. Интерес и  привычка к занятиям физическими упражнениями и спортом формируется  ещё в школе и остаѐтся на всю жизнь.

В современных условиях человек меньше двигается, а значит его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за  чего быстро стареют. Ухудшается экология, и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека  начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно тренировать организм, занимаясь физической культурой и  спортом. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь  при условии, что они правильно выполняются, к тому же, рациональная  техника исполнения упражнений способствует формированию правильных  навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения  целесообразно распределять усилия и эффективно осуществлять разные  движения, воспитывать у них готовность быстро усваивать новые  двигательные действия. Меняются ритм жизни, ценности, идеалы.

Неизменным остаётся лишь стремление человека к движению. Человек  должен быть здоровым, сильным, ловки, выносливым, особенно в наши дни. Физическая культура была и остаётся одним из главных направлений оздоровительной работы в нашей школе.

Система физического воспитания в  школе объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий физическими упражнениями и  спортом и физкультурные мероприятия в режиме школьного дня. Установка  на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками  основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое  здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных  способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные  способы (умения) осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что дополнительная внеурочная деятельность по организации спортивных кружков и секций поможет укрепить здоровье младших школьников, повысить самооценку, сформировать командный дух и позволит ребенку провести свободное время с пользой. Приобщение родителей, так же в данной ситуации очень необходимо, так как наставничество с их стороны может положительно повлиять на мотивацию младших школьников заниматься спортом. В младшем школьном возрасте дети хотят быть похожи на своих родителей, поэтому их советы и личный пример занятия споротом положительно повлияют на детей посещать школьные спортивные секции и кружки.

Объект курсовой работы- школьные спортивные секции и кружки.

Предмет исследования- формирование двигательной деятельности на занятиях в школьных спортивных кружках и секциях.

Цель курсовой работы: пути повышения эффективности школьных секций и кружков спортивной направленности.

Задачи курсовой работы:

-ознакомиться с двигательной активностью младших школьников, как с условием сохранения и укрепления их здоровья;

-рассмотреть двигательную активность, как компонент здорового образа жизни младших школьников;

-указать пути приобщения детей к многолетним занятием спортом;

-выделить значение школьных спортивных кружков и секций в жизни школьника;

-исследовать проблему занятий младших школьников в спортивных секциях;

-обозначить пути повышения эффективности работы спортивной секции.

 

1.Теоретические аспекты двигательной активности младших школьников, как составляющая физического воспитания спортивной направленности в школе

1.1 Двигательная активность, как условие сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста

В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Москве.

Одним из самых больших достижений второй половины ХХ века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья.

Двигательная активность является важной биологической потребностью, основой здорового образа жизни и формирования здоровья человека.

По мнению Э.Н. Вайнера «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. До 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения. В каждом возрастном периоде уровень физиологических отправлений и состояние организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры» [8, c. 201].

Мышечная нагрузка необходима человеку. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов  и другие авторы отмечают, что без работы мышц, являющихся не только частью опорно-двигательного аппарата, но и всех сосудов и внутренних органов, не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Более того, через мышечные движения, в конечном счёте, осуществляется и вся психическая деятельность человека [16, c. 94].

Постоянное психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжёлые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности, развитие депрессии. В период активной мышечной деятельности организм находится в состоянии напряжения, мобилизации нервной системы, роста сил сопротивления. Под влиянием движений повышается устойчивость организма к различным заболеваниям.

По мнению Г.П. Лукиной «здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, особую значимость имеет двигательная активность. Это не только естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, это так же и форма деятельного участия школьника в освоении программы по предмету «Физическая культура», содействующая развитию двигательных способностей у школьников» [14, с.8].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: скоростных, координационных, способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Высокий уровень развития двигательных способностей - важнейший компонент состояния здоровья. Поэтому важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности школьников. Следует также отметить, что благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Как видно из таблицы 1, возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием [13, c. 20].

Таблица 1

Двигательная активность учащихся младших классов при различных видах мышечной деятельности

Виды мышечной деятельности

Продолжи

тельность,

мин.

Объём движений, кол-во шагов

Мальчики

Девочки

Утренняя гимнастка (дома)

10

400-500

500-700

Гимнастка на уроке (в школе)

10

200-300

300-400

Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе

3

120-150

150-200

Подвижные игры на больших переменах

15

700-1000

800-12000

Подвижные игры на малых переменах

5

400-500

500-600

Подвижные игры на уроках физической культуры

45

1200-3240

1200-3240

Подвижные игры на открытом воздухе

60-90

3000-4000

4000-5000

Внеклассные занятия

90

6840-9120

6840-9120

Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей. Это обусловлено тем, что дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей младшего школьного возраста все больше ограничивается- созданными условиями в школе и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.). В связи с этим у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.

Так в школьных возрастах у 50 % 6-8-летних и у 60 % 9-12-летних детей отмечается выраженная степень двигательной недостаточности. Вместе с тем, как отмечает Э.Н. Вайнер, генетически обусловленная потребность в движении проявляет себя в непроизвольных (до 3000) движениях младших школьников на уроках. Однако ограниченная условиями самопроизвольная двигательная активность ребёнка удовлетворяет его потребность в движении не более чем на 20 %. Констатируя установленную закономерность, что физически слабым детям учиться труднее Э.Н. Вайнер приводит следующие данные: «Среди школьников с низким уровнем физического развития 30-40 % неуспевающих, со средним развитием таких учащихся - 10%, а с высоким развитием - 4-5 %. Именно поэтому период активного формирования организма - школьный возраст - является самым уязвимым для здоровья человека. Следует также помнить, что дети младшего школьного возраста еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам)» [8, c. 215].

Отмечая ведущую роль движения в механизмах онтогенетического развития, Э.Н. Вайнер утверждает, что «полноценное развитие генетической программы индивида, прежде всего, детерминируется его адекватным двигательным режимом» [8, c. 216].

Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональной продолжительности двигательной активности, которая может быть достигнута путем совершенствования двигательного режима в школе.

Двигательная активность младших школьников должна быть целенаправленной, соответствовать их опыту, интересам, функциональным возможностям организма. Одним из важных факторов оптимизации объема двигательной активности детей младшего школьного возраста - является рациональный двигательный режим, включающий всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную [5, 6, 8 и др.].

Выбор количества занятий в неделю зависит в значительной степени от цели занятий. Для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься два раза в неделю. Для его повышения - три раза, а для достижения заметных спортивных результатов - 4-5 раз в неделю.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часов проводить на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Для детей младшего школьного возраста рекомендованы любые физические упражнения. Однако, следует исключить виды физических упражнений с длительным статическим удержанием грузов, что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину, и видов с длительным натуживанием (через повышение внутригрудного и внутрибрюшного давлений - это неблагоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе организма ребёнка). У ребёнка младшего школьного возраста ещё относительно слабы процессы внутреннего торможения в центральной нервной системе, в связи с чем, он не любит выполнять длительные монотонные упражнения. Лучшим средством физического воспитания, увеличения объёма и интенсивности двигательной активности и тем самым укрепления здоровья младших школьников являются игры.

Таким образом, обеспечение рациональной продолжительности двигательной активности может быть достигнуто путем совершенствования двигательного режима в общеобразовательной школе посредством организации дополнительных занятий с детьми младшего школьного возраста в секциях и кружках физкультурно-спортивной направленности, таких, как секция «Подвижные игры».

  1. Акчурин Т.Э. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях // Новая наука: от идеи к результату.- 2015.- № 6.- С. 52-54
  2. Ахметзянова Ф. И. Cпорт в школе // Образование и воспитание. - 2016. - №4. - С. 26-29
  3. Байкалова Л.В. Физическая культура- как основополагающий фактор сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета.-2015.- Т.5.- № 1.- С. 15-19
  4. Барсукова К.Д. Двигательная активность как условие сохранения и укрепления здоровья школьников // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве.-2016.- № 8.- С. 69-73
  5. Беспалова Т.А. Двигательная активность школьников младших классов, как формирование здорового образа жизни// Актуальные вопросы физического воспитания .- 2018.- № 1.- С. 194-198
  6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - Издательский центр «Академия», 2003.-416 с.
  7. Баранаев Ю.А. Основные факторы прихода детей в секцию по легкой атлетике // Наука- образованию, производству, экономике.- 2015.- № 1.- С. 330-332
  8. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001.-416 с.
  9. Гайбиева О.И. Организация занятий спортивного кружка в школе// Вестник научных конференций.- 2016.- № 1.- С. 32-33
  10. Данилова М.Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия.- 2018.-№ 6. -С. 12-18
  11. Зуева Л.С. Важность спортивной тренировки детей // Аллея науки.- 2018.- Т.1.- № 4.- С.899-901
  12. Игонова Е.С. Работа по программе «начальной спортивной подготовки» с детьми дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал.- 2016.- № 1.- С. 12-17
  13. Карасева М.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе физического воспитания // Науковедение.- 2014.- № 1.- С. 20-24
  14. Лукина Г.П. Физическое развитие и состояние здоровья младших школьников, получивших дополнительные образовательные услуги с трёхлетнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 03.03:04 / Лукина Галина Петровна.-М., 2010. - 24 с.
  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е издание, переработано и дополнено. - М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
  16. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб, пособие для студ. высш. учеб;-заведений. - 2-е год., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
  17. Науменко Ю.В. Формирование внутренней картины здоровья школьника / Ю.В. Науменко .//.Управление начальной школой. - 2009. - № 7. - С. 35-41
  18. Немов Р.С. Психология: учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. - 668 с.
  19. Пахомова Л.Э. Факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп // Теория и практика физической культуры.- 2016.- № 1.- С. 50-52
  20. Соловьева Н.А. Влияние физической культуры на состояние здоровья учеников начальной школы // Экологическая безопасность, здоровье и образование.- 2017.- № 1.- С. 305-309
  21. Сухарев А.Г., Н.М. Цыренова Технология обучения, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе: методическое пособие. - М.: МИОО, 2004. - 56 с.
  22. Филиппов А.Ю. Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013.- № 11.- С. 33-35
  23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480 с.
  24. Штайн И.В. Приобщение детей к многолетним занятиям спортом как социально-педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета.-2018.- № 1.- С. 194-199
  25. Шелухина Н.В. Внеурочная деятельность по физической культуре как средство формирования образа жизни школьника // Научно-методический журнал поиск.- 2017.- № 2.- С. 42-44

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское