Введение
1.Теоретические аспекты двигательной активности младших школьников, как составляющая физического воспитания спортивной направленности в школе
1.1 Двигательная активность, как условие сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста
1.2 Двигательная активность школьников младших классов как компонент здорового образа жизни
1.3 Приобщение детей к многолетним занятиям спортом, как социально-педагогическая проблема
- Оценка эффективности работы школьных спортивных секции и кружков
2.1 Значение школьных спортивных кружков и секций в жизни школьника
2.2 Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях
2.3 Повышение эффективности работы школьной спортивной секции
Заключение
Список литературы
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями и спортом формируется ещё в школе и остаѐтся на всю жизнь.
В современных условиях человек меньше двигается, а значит его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за чего быстро стареют. Ухудшается экология, и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно тренировать организм, занимаясь физической культурой и спортом. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются, к тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилия и эффективно осуществлять разные движения, воспитывать у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия. Меняются ритм жизни, ценности, идеалы.
Неизменным остаётся лишь стремление человека к движению. Человек должен быть здоровым, сильным, ловки, выносливым, особенно в наши дни. Физическая культура была и остаётся одним из главных направлений оздоровительной работы в нашей школе.
Система физического воспитания в школе объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий физическими упражнениями и спортом и физкультурные мероприятия в режиме школьного дня. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что дополнительная внеурочная деятельность по организации спортивных кружков и секций поможет укрепить здоровье младших школьников, повысить самооценку, сформировать командный дух и позволит ребенку провести свободное время с пользой. Приобщение родителей, так же в данной ситуации очень необходимо, так как наставничество с их стороны может положительно повлиять на мотивацию младших школьников заниматься спортом. В младшем школьном возрасте дети хотят быть похожи на своих родителей, поэтому их советы и личный пример занятия споротом положительно повлияют на детей посещать школьные спортивные секции и кружки.
Объект курсовой работы- школьные спортивные секции и кружки.
Предмет исследования- формирование двигательной деятельности на занятиях в школьных спортивных кружках и секциях.
Цель курсовой работы: пути повышения эффективности школьных секций и кружков спортивной направленности.
Задачи курсовой работы:
-ознакомиться с двигательной активностью младших школьников, как с условием сохранения и укрепления их здоровья;
-рассмотреть двигательную активность, как компонент здорового образа жизни младших школьников;
-указать пути приобщения детей к многолетним занятием спортом;
-выделить значение школьных спортивных кружков и секций в жизни школьника;
-исследовать проблему занятий младших школьников в спортивных секциях;
-обозначить пути повышения эффективности работы спортивной секции.
1.Теоретические аспекты двигательной активности младших школьников, как составляющая физического воспитания спортивной направленности в школе
1.1 Двигательная активность, как условие сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста
В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Москве.
Одним из самых больших достижений второй половины ХХ века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья.
Двигательная активность является важной биологической потребностью, основой здорового образа жизни и формирования здоровья человека.
По мнению Э.Н. Вайнера «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. До 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения. В каждом возрастном периоде уровень физиологических отправлений и состояние организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры» [8, c. 201].
Мышечная нагрузка необходима человеку. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов и другие авторы отмечают, что без работы мышц, являющихся не только частью опорно-двигательного аппарата, но и всех сосудов и внутренних органов, не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Более того, через мышечные движения, в конечном счёте, осуществляется и вся психическая деятельность человека [16, c. 94].
Постоянное психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжёлые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности, развитие депрессии. В период активной мышечной деятельности организм находится в состоянии напряжения, мобилизации нервной системы, роста сил сопротивления. Под влиянием движений повышается устойчивость организма к различным заболеваниям.
По мнению Г.П. Лукиной «здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, особую значимость имеет двигательная активность. Это не только естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, это так же и форма деятельного участия школьника в освоении программы по предмету «Физическая культура», содействующая развитию двигательных способностей у школьников» [14, с.8].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: скоростных, координационных, способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Высокий уровень развития двигательных способностей - важнейший компонент состояния здоровья. Поэтому важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности школьников. Следует также отметить, что благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Как видно из таблицы 1, возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием [13, c. 20].
Таблица 1
Двигательная активность учащихся младших классов при различных видах мышечной деятельности
Виды мышечной деятельности
|
Продолжи
тельность,
мин.
|
Объём движений, кол-во шагов
|
Мальчики
|
Девочки
|
Утренняя гимнастка (дома)
|
10
|
400-500
|
500-700
|
Гимнастка на уроке (в школе)
|
10
|
200-300
|
300-400
|
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе
|
3
|
120-150
|
150-200
|
Подвижные игры на больших переменах
|
15
|
700-1000
|
800-12000
|
Подвижные игры на малых переменах
|
5
|
400-500
|
500-600
|
Подвижные игры на уроках физической культуры
|
45
|
1200-3240
|
1200-3240
|
Подвижные игры на открытом воздухе
|
60-90
|
3000-4000
|
4000-5000
|
Внеклассные занятия
|
90
|
6840-9120
|
6840-9120
|
Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей. Это обусловлено тем, что дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей младшего школьного возраста все больше ограничивается- созданными условиями в школе и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.). В связи с этим у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Так в школьных возрастах у 50 % 6-8-летних и у 60 % 9-12-летних детей отмечается выраженная степень двигательной недостаточности. Вместе с тем, как отмечает Э.Н. Вайнер, генетически обусловленная потребность в движении проявляет себя в непроизвольных (до 3000) движениях младших школьников на уроках. Однако ограниченная условиями самопроизвольная двигательная активность ребёнка удовлетворяет его потребность в движении не более чем на 20 %. Констатируя установленную закономерность, что физически слабым детям учиться труднее Э.Н. Вайнер приводит следующие данные: «Среди школьников с низким уровнем физического развития 30-40 % неуспевающих, со средним развитием таких учащихся - 10%, а с высоким развитием - 4-5 %. Именно поэтому период активного формирования организма - школьный возраст - является самым уязвимым для здоровья человека. Следует также помнить, что дети младшего школьного возраста еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам)» [8, c. 215].
Отмечая ведущую роль движения в механизмах онтогенетического развития, Э.Н. Вайнер утверждает, что «полноценное развитие генетической программы индивида, прежде всего, детерминируется его адекватным двигательным режимом» [8, c. 216].
Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональной продолжительности двигательной активности, которая может быть достигнута путем совершенствования двигательного режима в школе.
Двигательная активность младших школьников должна быть целенаправленной, соответствовать их опыту, интересам, функциональным возможностям организма. Одним из важных факторов оптимизации объема двигательной активности детей младшего школьного возраста - является рациональный двигательный режим, включающий всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную [5, 6, 8 и др.].
Выбор количества занятий в неделю зависит в значительной степени от цели занятий. Для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься два раза в неделю. Для его повышения - три раза, а для достижения заметных спортивных результатов - 4-5 раз в неделю.
После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часов проводить на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Для детей младшего школьного возраста рекомендованы любые физические упражнения. Однако, следует исключить виды физических упражнений с длительным статическим удержанием грузов, что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину, и видов с длительным натуживанием (через повышение внутригрудного и внутрибрюшного давлений - это неблагоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе организма ребёнка). У ребёнка младшего школьного возраста ещё относительно слабы процессы внутреннего торможения в центральной нервной системе, в связи с чем, он не любит выполнять длительные монотонные упражнения. Лучшим средством физического воспитания, увеличения объёма и интенсивности двигательной активности и тем самым укрепления здоровья младших школьников являются игры.
Таким образом, обеспечение рациональной продолжительности двигательной активности может быть достигнуто путем совершенствования двигательного режима в общеобразовательной школе посредством организации дополнительных занятий с детьми младшего школьного возраста в секциях и кружках физкультурно-спортивной направленности, таких, как секция «Подвижные игры».