Введение
Глава 1. Теоретические аспекты служебного контракта
1.1 Сущность, значение и правовая основа служебного контракта
1.2 Содержание и форма служебного контракта
Глава 2. Анализ особенностей заключения служебного контракта в Департаменте торговли и услуг г. Москвы
2.1. Специфика заключения, приостановления, изменения и прекращения служебного контракта Департамента торговли и услуг г. Москвы
2.2. Проблемы и пути совершенствования служебного контракта, его содержания и формы
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы: Во всех без исключения странах мира государственная служба играет определяющую роль в осуществлении функций государства, меняется и совершенствуется под влиянием внешне- и внутриполитических, экономических и социальных факторов. В настоящее время выделяется общая тенденция расширения поля деятельности, а также увеличения количества и качества стоящих перед государственными служащими целей и задач. Следовательно, формирование высокопрофессионального штата государственных служащих является приоритетным направлением развития и сферой повышенного внимания для любого государства.
Служебный контракт – относительно новое понятие в российском законодательстве. По структуре и содержанию служебный контракт имеет сходные черты с трудовым договором, однако составляется с учетом особенностей и специфики государственной службы. Указ Президента РФ от 16.02.2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ»[1] закрепляет понятие служебного контракта, а также предписывает переоформить заключенные ранее трудовые договоры с государственными служащими в служебные контракты утвержденной формы.
Отличие государственных служащих от работников по найму, заключающих трудовой договор состоит в том, что стороны служебного договора менее свободны в выборе условий соглашения. При определении формы и содержания служебного контракта стороны строго ограничены рамками Закона. Однако все же есть ограниченный ряд условий, которые стороны могут прописать в соглашении по своему усмотрению. Таким образом, роль служебного контракта в правовом регулировании государственно-служебных отношений, его содержание и формы, установленные в рамках современных тенденций в российском законодательстве, являются актуальными вопросами для аналитической работы и научного исследования.
Объект исследования – отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения служебного контракта на государственной гражданской службе Департамента торговли и услуг г. Москвы.
Предмет исследования – теоретические и практические вопросы служебного контракта как правовой основы государственно-служебных отношений.
Целью настоящей работы является комплексный анализ юридического значения и функциональной роли служебного контракта в правовом регулировании государственно-служебных отношений, анализ его содержания и формы.
Задачи исследования:
- изучить сущность, значение и правовую основу служебного контракта;
- рассмотреть содержание и форму служебного контракта;
- проанализировать специфику заключения, приостановления, изменения и прекращения служебного контракта Департамента торговли и услуг г. Москвы;
- выявить проблемы и определить пути совершенствования служебного контракта, его содержания и формы.
Методология исследования. Основу исследования составляют концептуальные положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных правоведов, а также нормы и положения законов Российской Федерации.
В основу данного исследования был положен метод теоретического анализа и обобщения научной литературы. Особенно широко применялись системный анализ, сравнительный анализ.
Глава 1. Теоретические аспекты служебного контракта
1.1 Сущность, значение и правовая основа служебного контракта
С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2](далее Закон ФЗ-№79), который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.
Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Закона ФЗ-№79 от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием[3].
Анализируя специфику служебного контракта, в сравнении с традиционным институтом трудового договора, необходимо отметить, что далеко не все признаки трудового договора можно отнести к служебному контракту. В частности:
– служебный контракт определяет не трудовую функцию, а сферу деятельности гражданского служащего по замещаемой им должности;
– условия служебного контракта по большей части определены законодательством, и лишь небольшая их часть определяется представителем нанимателя.
Кроме того, сложным и, по меньшей мере, спорным является вопрос о роли служебного контракта в возникновении служебных правоотношений.
По мнению автора, контракт на государственной службе (в том числе и на государственной гражданской) никак не может являться «разновидностью» трудового договора, а относится к виду административно-правовых договоров.
В частности, можно выделить следующие признаки административного договора, характерные для служебного контракта:
– служебный контракт является двухсторонним актом;
– основан на добровольном, согласном, волеизъявлении сторон, хотя равенство сторон в нем отсутствует;
– базируется на нормах административного, а не трудового или гражданского права (в частности, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации);
– связан с административными отношениями, возникающими в сфере государственного управления;
– обязательной стороной административного договора является государство (наниматель), от имени которого выступает его представитель (лицо, замещающее государственную должность, либо должностное лицо государственной службы).
В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих. В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е. Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством[4].
Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Закона ФЗ-№79»[5]. Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закон ФЗ-№79 под служебным контрактом понимается «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы». Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих[6].