Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли дидактической игры в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания
1.1 Теоретическая сущность и понятие дидактической игры
1.2 Место и роль дидактической игры в обучении младших школьников
1.3 Система дидактических игр с действиями сложения и вычитания на уроках математики в первом классе
2 Организация опытно-экспериментальной работы ознакомления младших школьников с действиями сложения и вычитания с помощью дидактических игр
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по организации дидактических игр для ознакомления первоклассников с действиями сложения и вычитания
2.2 Формирование у первоклассников умения выполнять действия сложения и вычитания с помощью дидактических игр
2.3 Сравнительная диагностика по выявлению умения выполнять действия сложения и вычитания
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность работы обусловлена тем, что фундаментальными исследованиями в области психологии и педагогики, практикой обучения и воспитания доказано, что одним из эффективных средств организации учебного процесса для детей младшего школьного возраста является дидактическая игра, в полной мере отвечающая возрастным особенностям детей и естественным механизмам развития их психики. Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность. На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что она является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. В игре ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он - полноправный субъект деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей, в частности, обращают внимание на известные исследования В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Т.К. Жикалкиной, Е.Э. Кочуровой и других. Условия работы сегодня регламентированы федеральными государственными образовательными стандартами и использующимися учебниками.
Объект работы – дидактические игры с действиями сложения и вычитания.
Предмет работы - особенности дидактической игры в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания.
Гипотеза: если в процессе обучения систематически и последовательно использовать дидактическую игру при обучении действиям сложения и вычитания, то можно добиться повышения успеваемости учащихся первых классов.
Цель работы – исследовать роль дидактической игры в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания.
Достижение цели возможно при решении следующих задач:
- Исследовать теоретическую сущность и содержание дидактической игры, ее место и роль в обучении младших школьников
- Охарактеризовать систему дидактических игр с действиями сложения и вычитания на уроках математики в первом классе.
- Представить результаты констатирующего и контрольного эксперимента по организации дидактических игр для ознакомления первоклассников с действиями сложения и вычитания.
Основными методами исследования являются теоретический анализ педагогической и методической литературы, обобщение полученных данных.
База исследования: МБОУ СОШ № 1, 353864, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, город Приморско-Ахтарск, улица Космонавтов, 111.
Структура работы представлена следующими компонентами: введение, основная часть, заключение, список использованных источников и ряд приложений
1 Теоретические аспекты значения и роли дидактической игры в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания
1.1 Теоретическая сущность и понятие дидактической игры
В начальной школе позиции игры еще достаточно прочны; с одной стороны — это база для овладения учебной деятельностью и социальной ролью ученика, а с другой — она доставляет ребенку радость, создает психологический комфорт.
Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.
Большое внимание игре уделял В.А. Сухомлинский, он отмечал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [27]. Он разрешал приносить детям в школу любимые игрушки, создавал с ними «Страну Лилипутию», «Изумрудное царство».
Психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал: «Ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля» как игра [29].
Высоко оценивая значение игры, С.Т. Шацкий утверждал: «Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [28].
Наиболее полно и точно, в широком понимании, сущность игры характеризуется П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым: «Человеческая игра есть изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и специально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую (мыслительную), и душевную деятельность» [24].
По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяются дидактические игры.
Дидактические игры - это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания, иначе их называют игровыми [22].
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактические игры имеют чёткое отличие от прочих игр рядом особых свойств:
1) познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
2) присутствуют игровые правила и игровые действия;
3) определены дидактические задачи [26].
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра может занимать фрагмент урока или урок целиком. Как показывают наблюдения за обучением детей, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам [5].
Результативность дидактических, игр и занимательных заданий зависит от методики их применения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей с использованием игровых методов можно достигнуть лишь при условии нацеленности каждой игры на решение программных задач. Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения.
Среди всего существующего многообразия дидактических игр, развивающих умственные способности детей младшего школьного возраста выделяют интеллектуально-развивающие (логико-математические) игры, основное назначение которых заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.
Особенностью таких игр выступает не наличие в них прямого открытого познавательного содержания, а собственно поиск скрытых путей решения игровой задачи. Свободный, самостоятельный, творческий подход к процессу осмысления игровой проблематики обусловливает подключения ребенком собственно смекалки, сообразительности, нестандартного творческого (образного и логического) мышления, планирования умственных операций, нахождение своих путей решения задачи [17].
В процессе привлечения детей к дидактическим играм младшие школьники могут гораздо точнее и глубже осознавать предметы и их свойства, принципы их расположение в пространстве. Ведь без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным.
Таким образом, в дидактических играх создаются условия для осмысления детьми социальных взаимосвязей и отношений. Развивается умение устанавливать равноправные взаимодействия и доброжелательные взаимоотношения: строить совместные действия на основе правил, выслушивать предложения других и учитывать их в деятельности. У детей младшего школьного возраста формируется уровень познавательного и социального развития, позволяющий им осуществлять совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, проявляя при этом свои индивидуальные способности и возможности.