Курсовая работа|Педагогика

Роль дидактической игры в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 34

Введение

1  Теоретические аспекты значения и роли  дидактической игры  в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания

1.1  Теоретическая сущность и понятие  дидактической игры

1.2  Место и роль дидактической игры в обучении младших школьников

1.3  Система дидактических игр  с действиями сложения и вычитания на уроках математики в первом классе

2  Организация опытно-экспериментальной  работы ознакомления младших школьников   с действиями сложения и вычитания  с помощью дидактических игр 

2.1  Результаты  констатирующего эксперимента по организации дидактических  игр для ознакомления первоклассников с действиями сложения и вычитания

2.2 Формирование у первоклассников умения выполнять действия сложения  и вычитания с помощью дидактических игр

2.3 Сравнительная диагностика по выявлению умения выполнять действия сложения и вычитания

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Актуальность работы обусловлена тем, что фундаментальными исследованиями в области психологии и педагогики, практикой обучения и воспитания доказано, что одним из эффективных средств организации учебного процесса для детей младшего школьного возраста является дидактическая игра, в полной мере отвечающая возрастным особенностям детей и естественным механизмам развития их психики. Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность. На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что она является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений.  В игре ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он - полноправный субъект деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей, в частности, обращают внимание на известные исследования В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Т.К. Жикалкиной, Е.Э. Кочуровой  и других. Условия работы сегодня регламентированы федеральными государственными образовательными стандартами и использующимися учебниками.

Объект работы – дидактические игры с действиями сложения и вычитания.

Предмет работы -  особенности дидактической игры  в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания.

Гипотеза: если в процессе обучения систематически и последовательно использовать дидактическую игру при обучении действиям сложения и вычитания, то можно добиться повышения успеваемости учащихся первых классов.

Цель работы – исследовать роль дидактической игры  в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

  1. Исследовать теоретическую сущность и содержание дидактической игры, ее место и роль в обучении младших школьников
  2. Охарактеризовать систему дидактических игр  с действиями сложения и вычитания на уроках математики в первом классе.
  3. Представить результаты констатирующего и контрольного эксперимента по  организации дидактических  игр для ознакомления первоклассников с действиями сложения и вычитания.

Основными методами исследования являются теоретический анализ педагогической и методической литературы, обобщение полученных данных.

База исследования: МБОУ СОШ № 1, 353864, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, город Приморско-Ахтарск, улица Космонавтов, 111. 

Структура работы представлена следующими компонентами: введение, основная часть, заключение, список использованных источников и ряд приложений

 

1  Теоретические аспекты значения и роли  дидактической игры  в ознакомлении первоклассников с действиями сложения и вычитания

1.1  Теоретическая сущность и понятие  дидактической игры

В начальной школе позиции игры еще достаточно прочны; с одной стороны — это база для овладения учебной деятельностью и социальной ролью ученика, а с другой — она доставляет ребенку радость, создает психологический комфорт.

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.

Большое внимание игре уделял В.А. Сухомлинский, он отмечал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [27].    Он разрешал приносить детям в школу любимые игрушки, создавал с ними «Страну Лилипутию», «Изумрудное царство».

Психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал: «Ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля» как игра [29].  

Высоко оценивая значение игры, С.Т. Шацкий утверждал: «Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [28].

Наиболее полно и точно, в широком понимании, сущность игры характеризуется П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым: «Человеческая игра есть изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и специально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую (мыслительную), и душевную деятельность» [24].

По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяются дидактические игры.

Дидактические игры - это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания, иначе их называют игровыми [22].

Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Дидактические игры имеют чёткое отличие от прочих игр рядом особых свойств:

1) познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;

2) присутствуют игровые правила и игровые действия;

3) определены дидактические задачи [26].

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра может занимать фрагмент урока или урок целиком. Как показывают наблюдения за обучением детей, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам [5].  

Результативность дидактических, игр и занимательных заданий зависит от методики их применения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей с использованием игровых методов можно достигнуть лишь при условии нацеленности каждой игры на решение программных задач. Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения.

Среди всего существующего многообразия дидактических игр,  развивающих умственные способности детей младшего школьного возраста выделяют интеллектуально-развивающие (логико-математические) игры, основное назначение которых заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.

         Особенностью таких игр выступает не наличие в них прямого открытого познавательного содержания, а собственно поиск скрытых путей решения игровой задачи. Свободный, самостоятельный, творческий подход к процессу осмысления игровой проблематики обусловливает подключения ребенком собственно смекалки, сообразительности, нестандартного творческого (образного и логического) мышления, планирования умственных операций, нахождение своих путей решения задачи [17].

         В процессе привлечения детей к дидактическим играм младшие школьники могут гораздо точнее и глубже осознавать предметы и их свойства, принципы их расположение в пространстве. Ведь без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным.

Таким образом, в дидактических играх создаются условия для осмысления детьми социальных взаимосвязей и отношений. Развивается умение устанавливать равноправные взаимодействия и доброжелательные взаимоотношения: строить совместные действия на основе правил, выслушивать предложения других и учитывать их в деятельности. У детей младшего школьного возраста  формируется уровень познавательного и социального развития, позволяющий им осуществлять совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, проявляя при этом свои индивидуальные способности и возможности.

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ.   –  № 53 (ч. 1).  – Ст. 7598.
  2. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: приказ Минобрнауки России №1643 от 29 декабря 2014 года // Российская газета. – 2014. – 31 декабря.
  3. Аверин, В.А. Психическое развитие младшего школьного возраста: учебное пособие [Текст] /  В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2018. – 327 с.
  4. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] /                      Б.Г. Ананьев.  – СПб.: Лань, 2018. – 296 с.
  5. Беба, Д.Н. Дидактическая игра и её роль в процессе обучения младших школьников [Текст] / Д.Н. Беба, В.С. Лаврова, С.Н. Числова // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2018. - № 16. URL: https://sibac.info/journal/student/36/116168 
  6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]    / П.П. Блонский. – Воронеж : НПО «Модэк», 2018. - 435 с.
  7. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод [Текст]  / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2017. - № 6. – С. 16-18.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.  -  М.:  Академия, 2018. - 464 с.
  9. Власова, И.С. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики [Текст]  / И.С. Власова // Начальная школа. - 2016. - № 10.- С. 43-48.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2016. – 532 с.
  11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагог. – 2016.- 201 с.
  12. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Владос, 2017. – 274 с. 
  13. Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей [Текст]  / В.Н. Дружинин // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. - М.: Изд. Институт психологии РАН, 2017. – 207 с.
  14. Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст]  / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2016. – 327 с.
  15. Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания
    по математике для 1 класса [Текст]: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Академия, 2016. – 216 с.
  16. Калинченко, А.В. Занимательная математика для младших школьников [Текст] / А.В. Калинченко // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 35-38.
  17. Конева, С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики [Текст] / С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. – 2016. - №10. С. 36-40.
  18. Кочурова, Е.Э. Готов ли ребенок к школе? Беседы с учителем [Текст]   / Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2015. – 208 с. 
  19. Крейчова, Э. Дидактические игры в математике [Текст] / Э.Крейчова, М. Вольфова. – СПб.: Лань, 2018. – 227 с.
  20. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.: Владос, 2018. – 240 с.
  21. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А.Е. Маркова. – Петрозаводск, 2017. – 231 с.
  22. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н.А. Мишечкина [Текст]  // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 201-204.
  23. Николаева, И.И. Активизация творческого мышления младших школьников в образовательном процессе [Текст] / И.И. Николаева, Е.В. Николаев // Международный журнал экспериментального образования.  - 2016. -  № 7. -  С. 95-98.
  24. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении [Текст]  / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2017. – 252 с.
  25. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика [Текст]: учеб.-метод. пособие. В 3 ч. Ч. 1. / Т. В. Башаева, О. В. Филатова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 101 с.
  26. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников [Текст] / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2016. - № 11. – С. 4-6.
  27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский.- Киев: Радянська школа, 1972.- 244 с.
  28. Шацкий, С. Т. Школа для детей или дети для школы [Текст] / С.Т. Шацкий // Пед. соч.: В 4-х т. Т. 2. / Под ред. И. А. Каирова [и др.]. - М.: «Просвещение», 1964. - С. 80—133.
  29. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия»,  – 384 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское