Курсовая работа|Педагогика

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 42

Введение

  1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования

1.1. Сущность основных понятий исследования: «психолого-педагогическое сопровождение», «инклюзивное образование»

1.2. Особенности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Выводы по I главе

  1. Исследование опыта организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

2.1. Опыт психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, (в Лицее №116) в условиях инклюзивного образования

2.2. Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Выводы по II главе

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность. За последние годы в России происходит существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья, особенностями психофизического развития и оценки возможностей детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время назрела острая необходимость в понимании проблем детей с особыми образовательными потребностями в уважении и признании их прав на образование, желании и готовности включить их в детское сообщество. Это поможет освободить таких детей от социальной изоляции, будет способствовать здоровому взаимодействию их с другими детьми и развитию позитивного, терпеливого, толерантного, лояльного отношения к ним со стороны окружающих. Социализация очень важна для каждого маленького человека, а для ребенка с ограниченными возможностями особенно. И именно школа играет важнейшую роль в процессе адаптации его к жизни. Анализ состояния здоровья, нарушений психофизического развития ребенка, желание родителей дать ему образование в общеобразовательной школе, воспитание в семейном кругу дает толчок для изменений в образовательном процессе.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наиболее слабым местом исследования данной проблемы является отсутствие работ, разрабатывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами. Недостаточно также изучена как проблема совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в целом, психолого-педагогическое сопровождение семей с ребенком с ОВЗ, а также другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и оптимизации управления этим процессом.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, которая предусматривает включение их в социум, создание возможности удовлетворения их основных потребностей, реализацию их интересов. Таким образом, актуальность избранной темы определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

Истоки исследования социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ были заложены в трудах таких ученых, как П. Блонский, П. Каптерев, Я. Корчак, К. Заблоский, К. Кирейчик и др.

Проблема исследования заключается в несоответствии предъявляемых требований к уровню развития знаний, умений и навыков, а также уровня социализации детей в современном российском обществе и педагогической разработкой и реализацией данного процесса, а также наличием методических основ в коррекционно-педагогической деятельности.

С учетом актуальности проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Цель исследования: проанализировать теоретические и практические подходы к организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Объект исследования: семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ.

Предмет исследования: методика организации психолого-педагогического сопровождения семей с ребенком с ОВЗ

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ раскрыть особенности организации инклюзивного образования.
  2. Проанализировать практические и нормативно-правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

База исследования: Лицей №116.

Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования

  • теоретические: анализ, синтез, обобщение, моделирование.
  • эмпирические: сравнение, наблюдение, беседа, опрос.

Структура работы: исследовательская работа включает введение, две главы с разделами, заключение с основными выводами и список использованной литературы.

 

I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования

1.1. Сущность основных понятий исследования: «психолого-педагогическое сопровождение», «инклюзивное образование»

Проблема интеграции в социум, повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями и их семей всегда была и остается актуальной. В нашей стране с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, что приводит к полной их инвалидности.

Однако в стране исторически сложилась такая ситуация, при которой дети с особыми потребностями длительное время оставались без внимания общества, и даже в определенной степени были изолированы от него, учась и воспитываясь в школах-интернатах. Часто эти дети были неподготовленными к жизни в открытой среде, что отнюдь не соответствовало их особым потребностям.

Это связано не только с негативными моментами: ухудшением состояния окружающей среды, снижением уровня жизни, алкоголизацией населения, но и с таким положительным явлением, характерным для всех развитых стран, как повышение качества медицинской помощи матери и ребенку, что значительно снизило детскую смертность, и сделало важным интеграцию детей с особыми потребностями в социум.

Следует отметить, что проблема жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является не только медицинской. Повышением качества жизни больного ребенка и его семьи должны заниматься государство в целом, психологи, социальные работники, правоведы, учителя, которые способны осуществлять необходимое сопровождение ребенка.

Система образования в России рассматривается как основа национального и духовного возрождения общества. Ее основная задача заключается в воспитании поколения людей, которые способны оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять независимое, социальное и правовое государство как составляющую европейского и мирового сообщества. Современной мировой тенденцией является стремление социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития.

В нашем обществе начинает формироваться новая культурная и образовательная норма - уважение к людям с физическими и интеллектуальными недостатками. Согласно уставу Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации о правах человека, дети-инвалиды имеют равные права и возможности с другими людьми. Принятые Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов определили приоритеты в правах детей с особыми образовательными потребностями на образовательные, медицинские услуги, профессиональную подготовку и трудовую деятельность (по данным Всемирного банка — это 10-12 % населения).

В нашем государстве на протяжении десятилетий существовала образовательная политика, которая базировалась на принципах работы системы общеобразовательных школ для «здоровых» детей и так называемых специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями». Последние имели четкую и дифференцированную систему учебно-воспитательных заведений восьми типов — для каждой категории детей, имеющих особенности психофизического развития (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями опорно-двигательной сферы, задержкой психического развития, ограниченными умственными возможностями, речевыми недостатками). Одним из перспективных направлений реформирования специального образования этих категорий детей является их инклюзивное образование в общеобразовательных учебных заведениях.

Под инклюзией (от «inclusion» — включение) понимают привлечение детей из особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство, приспособление образовательного процесса к потребностям всех учащихся, в том числе и таких, которые имеют особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование — это система образовательных услуг, которая основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Инклюзия — это политика и процесс, который позволяет всем детям участвовать во всех программах. Инклюзия определяется в усилиях, направленных на введение детей в регулярное образовательное пространство. Отличие такого подхода заключается в признании того факта, что мы меняем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.

Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей — все дети являются ценными и активными членами общества.

Исходя из данных Всемирного банка, Институт Юнеско по Информационным технологиям в образовании в своей аналитической записке за октябрь 2019 г. отмечал, что количество детей-инвалидов младше 16 лет оценивается в 140-165 миллионов, 62 миллиона — это дети младшего школьного возраста.

В России количество детей-инвалидов более 690 тысяч человек. Несмотря на выделяемые средства для создания условий и образовательной среды, в 2018-2019 учебном году 16 тысяч детей с ограничениями здоровья не обучались в школе.

В настоящее время мы наблюдаем быстрые темпы внедрения инклюзивного обучения в практику общеобразовательных школ России, а с другой — тенденцию не столько реализации настоящего инклюзива, сколько о механического перемещения ребенка из специализированной школы в специализированный класс при общеобразовательной школе. Подобный подход, вопреки его внешней привлекательности (ведь ребенок остается в семье, не отрывается от родительской опеки), все же не решает основной задачи инклюзива — социализации ребенка, полноценного включения его в коллектив здоровых детей, развития способностей жить в обществе, чувствовать свое родство с ним.

Ведь цель инклюзива - не механический перевод ученика из одного типа учебного заведения в другой, а попытка такой организации жизни ребенка, при которой он научится чувствовать себя не хуже других, окажется способным, несмотря особенности своего физического состояния, свободно выстраивать успешный проект собственной жизни на основе понимания своей социальной значимости.

По мнению российских исследователей проблем инклюзивного образования, результатам инклюзии должно стать: предоставление учащимся возможности постоянно и активно участвовать во всех мероприятиях общеобразовательного процесса; адаптация к жизни в социуме и преодоление стереотипов; индивидуальная помощь, включенная в общий процесс обучения таким образом, чтобы не отделять и не изолировать ученика.

Поставленные задачи достаточно точно отражают цель инклюзии — обеспечение детей с особыми потребностями качественным обучением и всесторонним развитием.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, равно как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, что придает особому ребенку уверенности в себе и воспитывает в других детях чуткость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Большинство детей с отклонениями в развитии, вопреки усилиям семьи, специалистов, общества по их обучению и воспитанию, когда вырастают, остаются неподготовленными к включению в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что каждый человек, имеющий недостатки в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, материально себя обеспечивать и быть полезным для общества [2; 4; 9; 11].

В последние годы все более заметным становится стремление к изменениям сложившейся ситуации в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Стоит отметить внимание со стороны государства относительно инклюзивного обучения, которое ярко проявляется в последнее десятилетие.

Тем не менее, проблема воспитания и реабилитации детей с недостатками развития остается сложной. Нужна разработка новых теоретических подходов к их обучению и интеграции в общество. Заметим, что в России система инклюзии имеет совсем небольшой опыт. Относительно недавно стала внедряться мысль о важности инклюзии детей с особенными потребностями, о создании условий и образовательного пространства, в котором такие дети могли бы существовать.

Сегодня существует уже немало образовательных учреждений, перешедших на инклюзивное образование. Но еще остается много преград для реализации проекта по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учебные заведения. Основные из них:

разнообразие категорий детей с особыми образовательными потребностями: от незначительных нарушений, например, слуха - до глубокой задержки в развитии;

психологический барьер — страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для других участников процесса, негативные представления, суеверия, нежелание изменений, психологическая неготовность к работы с «особыми» детьми;

архитектурная недоступность образовательных заведений;

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются не способными к обучению;

большинство учителей и директоров общеобразовательных школ недостаточно осведомлены в проблемах включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения в обычных классах;

родители детей с особыми образовательными потребностями не знают, как отстаивать права своих детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Таким образом, инклюзивное образование — прогрессивный способ образования, который имеет большие перспективы в современном обществе. Для реализации нужны теоретические обоснования, методы, которые еще должны быть созданы.

Кроме того, нужны специалисты, которые будут воплощать этот проект в жизнь, ибо далеко не все современные педагоги способны перестроиться на новую систему. Инклюзивное образование — важный проект, который нужно развивать, совершенствовать и воплощать в жизнь, которому нужна поддержка государства, специалистов, родителей и педагогов. По мнению многих специалистов, инклюзивное образование — новый этап в развитии образования вообще. Ведь в государственных образовательных учреждениях часто не учитываются способности каждого конкретного ребенка. Это связано с переполненностью классов, педагоги просто не в состоянии искать подход к каждому из 25-35 учеников, а тем более, когда таких классов несколько. В то же время инклюзивное образование дает возможность включать в систему образования детей-инвалидов, что ставит на новый уровень социальную поддержку этой категории граждан. Кроме того, взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 03.08.2018). // СЗ РФ от 22.05.1995. Ст. 1930.
  2. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
  3. Алехина С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования // Российский научный журнал. – 2013. – № 5 (30). – С. 132–140.
  4. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 1. – С. 5–16.
  5. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-91.
  6. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красно- яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013. - С. 71 - 95.
  7. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
  8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с
  9. Богинская, Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход [Текст] / Ю. В. Богинская // Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (32). - С. 47-53.
  10. Бордовский, Г. А., Кантор, В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Г. А. Бордовский, В. З. Кантор // Вестник Герценовского университета. - 2008. - №10. - Режим доступа. - http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i- v-z-kantorom
  11. Гайнуллина Л. Ф. Инклюзия в системе непрерывного образования / Л. Ф. Гайнуллина, Е. Л. Яковлева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2014. — № 4 (134). — С. 164-169.
  12. Гембаренко В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями / В. Гембаренко // Социальное обеспечение. – 2009. – № 3. – С. 38–42.
  13. Ежовкина Е. В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина, Н. В. Рябова // Российский научный журнал. – Рязань, 2012. – № 5 (30) – С. 84–89.
  14. Леонгард Э. И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума / Э. И. Леонгард // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2. – С. 3–6.
  15. Назарова, Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] / Н. М. Назарова // Вестник МГПУ - Серия «Педагогика и психология». - 2009. - № 3 (9). - С. 8-19.
  16. Пудова, Е. М. Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного пространства образовательной школы [Текст] / Е. М. Пудова, И. В. Потапова // XV Бушелевские чтения: сб. материалов научно-практической конференции. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 44-49.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское