Курсовая работа|Педагогика

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках по окружающему миру

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 48

Введение

Глава 1. Теоретические основы самостоятельной работы в обучении младших школьников

1.1 Определение сущности понятия самостоятельная работа в психолого-педагогических исследованиях

1.2 Основные особенности развития навыков самостоятельной работы младших школьников

Глава 2 Организация процесса исследовательской деятельности на уроках окружающего мира как средство развития навыков самостоятельной работы

2.1 Выявления развития навыков самостоятельной работы у младших школьников на констатирующем этапе

2.2 Организация процесса самостоятельной деятельности на уроках окружающего мира  

Заключение

Библиографический список

Приложения

Актуальность исследования состоит в том, что для достижения навыков самостоятельной работы учащихся необходимо использовать элементы проблемного, проектного, блочно-модульного обучения в процессе исследовательской деятельности. Проблема развития навыков самостоятельной работы является актуальной для всех учителей. Её решение важно с точки зрения, успешного овладения современным содержанием школьного образования необходимого для эффективного процесса обучения в направлении учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Для этого требуется чётко определить систему умений и навыков овладение которыми приводит к самостоятельному выполнению работ различного характера. Важным также является раскрытие процесса формирования умений и навыков самостоятельной работы при обучении, умение учиться является первым шагом к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организацию своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности формирования навыков самостоятельной работы на уроках по окружающему миру.

Объект исследования: развитие навыков самостоятельной работы младших школьников.

Предмет исследования: формирование навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования: развитие навыков самостоятельной работы младших школьников будет более эффективным, если учитель:

- систематически диагностирует в процессе обучения уровень сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников;

- использует в организации самостоятельной работы младших школьников разные направления познавательной, практической, проблемно-поисковой деятельности;

- использует приёмы самоконтроля и самооценки на всех этапах исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности развития навыков самостоятельной работы.
  2. Изучить методики исследовательской деятельности как средство организации самостоятельной работы младших школьников.
  3. Выявить уровень сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников.
  4. Дать рекомендации по формированию навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира.

Методологические основы исследования:

  • концептуальные положения составляют основные психолого-педагогические подходы к характеристике объекта изучения, как развитие навыков самостоятельной работы младших школьников И.Я. Лернер, Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов;
  • теоретические положения о методических основах развития навыков самостоятельной работы младших школьников в процессе исследовательской деятельности Б.Е. Райкова, И. А Зимней, П.Я. Гальперина, Н.А. Половниковой, Г.И. Китайгородской, А.И. Савенкова.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» 2 «а» класс.

Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

 

Глава 1. Теоретические основы самостоятельной работы в обучении младших школьников

1.1 Определение сущности понятия самостоятельная работа в психолого-педагогических исследованиях

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности [2,28].

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока, является активизации учащихся средствами самостоятельной работы, которая занимает исключительное место в современном уроке, так как ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа - как отмечает П.И. Пидкасистый - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [15, 97].

Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов в 60-е годы обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов - предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта [10, 45].

В зависимости от места выполнения, самостоятельную работу разделяют на выполняемую:

  • в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении);
  • во время внеклассного или внешкольного учебного мероприятия (на пришкольном опытном участке, на географической площадке, на экскурсии и так далее) дома.

Особенно «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с учебной книгой, газетой дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и так далее. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным. Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

1) работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и так далее);

2) работа со справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства, словари, энциклопедии и прочее);

3) решение и составление задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и так далее);

6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре и другие).

7) работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, кубиков и так далее;

8) графические работы.

Нужно учитывать, что классификация самостоятельных работ по источникам знаний является вспомогательной, так как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель.

Приведённая классификация видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю сторону или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. Однако такой подход к классификации односторонен. Он не раскрывает внутреннего содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности школьников. Это понимали многие ведущие дидакты и пытались как-то совместить обе стороны содержания самостоятельной работы. Наиболее характерна в этом отношении классификация, разработанная Б.П. Есиповым. Исходным ее принципом было избрано дидактическое назначение. Поэтому виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные им виды самостоятельной работы, Б.П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников [7, 25].

Отображение внутренней стороны содержания самостоятельной работы основано на последовательном нарастании продуктивного и творческого начал как в самостоятельной деятельности, так и в заданиях, проектирующих эту деятельность и отражающих изменения в уровне мышления учащихся. Постоянное введение в процесс усвоения знаний учебных процедур, требующих возрастающей самостоятельности и творчества школьников.

Для развития навыков самостоятельной работы могут быть использованы различные виды самостоятельных работ. Развитие системы самостоятельных работ, обусловленное развитием содержания изучаемого материала, обеспечивает продвижение учащихся в умении анализировать, проектировать, создаёт основу для выявления школьниками общих принципов и закономерностей изучаемого материала и дальнейшего их использования в качестве способа деятельности, обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы младших школьников.

  1. Белых, С, Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых / Исследовательская работа школьников. - 2016. - № 18. - с.68-74.
  2. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2015. - 272 с.
  3. Васильева, Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2017. - 346 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2018. - 108 с.
  5. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Машурцева, Д.А. Общая психология: Учебно - методическое пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 352 с.
  6. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Педагогика, 2016. - 415 с.
  7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2015. - 186 с.
  8. Жарова, А.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / А.В. Жарова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 246 с.
  9. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2013. - 264 с.
  10. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Педагогика, 2016. - 248 с.
  11. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Наука, 2015. - 244 с.
  12. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. - Спб.: Питер, 2014. - 320 с.
  13. Калинина, Н.В. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2018. - 80 с.
  14. Карпов, Е. м. Учебно - исследовательская деятельность в школе / Е. м. Карпов / Лучшие страницы педагогической прессы. - 2011. - № 6. - С.54-63.
  15. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения / М.К. Ковальская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 156
  16. Кочаровская, З.Д., Омарокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя / З.Д. Кочаровская, М.И. Омарокова // Начальная школа. - 2011. - №5. - с.34-38.
  17. Курнещова, Л.Е. Методичесие рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы / Л.Е. Курнешова/ Учитель года Москвы. - Письмо. - 2014. № 2. - С.13-14.
  18. Лебедева, С.А., Тарасов, С.В. Организация исследовательской деятельности / С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 7. - С.41-44.
  19. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для пед. вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2018. - 583 с.
  20. Муртазин, Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся / Г.М. Муртазин. - М.: Аспект пресс, 2014. - 318 с.
  21. Огородников, И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся / И.Т. Огородников. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 286 с.
  22. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, / 2012. - 698 с.
  23. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2016. - 386 с.
  24. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий / Начальная школа, № 7, 2017., - С.90.
  25. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 368 с.
  26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 713 с.
  27. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 576 с.
  28. Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика / А.И. Савенков / Одарённый ребёнок. - 2015. - 215 с.
  29. Стрезикозин, В.П. Организация процесса обучения в школе / В. п. Стрезиконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 248 с.
  30. Тлиф, В.А. Виды исследований школьников. В.А. Тлиф / Одарённый ребёнок. - 2015. - № 2. - С.84-106.
  31. Хакунова, Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обуаемых / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. - 2013. - №1 - с.70-73.
  32. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 314 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2016 год 39 стр.
Курсовая Поиск и сортировка информации в базах данных
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское