Курсовая работа|Педагогика

Формирование научного мировоззрения учащихся при обучении физике в средней общеобразовательной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ                                                                                       

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ   

1.1. Историография проблемы                                                        

1.2. Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания                                                                          

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО  -  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ                                                                                      

2.1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников       

2.2. Мировоззренческие убеждения и действительность                 

2.3. Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в чрезвычайных ситуациях                                                                            

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

Физика (от др.-греч. φύσις «природа») — область естествознания, наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира[22, с.269]. Физика — это наука о природе. Она изучает материю (вещество и поля) и наиболее простые и вместе с тем наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.

Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимичны, поскольку обе дисциплины пытаются объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика выделилась в отдельное научное направление [7, с.141].

В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка. В современном мире значение физики чрезвычайно велико.

В основе своей физика — экспериментальная наука: все её законы и теории основываются и опираются на опытные данные. Однако зачастую именно новые теории являются причиной проведения экспериментов и, как результат, лежат в основе новых открытий. Поэтому принято различать экспериментальную и теоретическую физику.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Многие достижения в физике были сделаны благодаря экспериментальному обнаружению явлений, не описываемых существующими теориями.

В задачи теоретической физики входит формулирование общих законов природы и объяснение на основе этих законов различных явлений, а также предсказание до сих пор неизвестных явлений[13, с.155].

Физик-экспериментатор как бы задаёт природе вопрос, но природа отвечает только на правильно заданный вопрос. Человек должен научиться грамотно, задавать природе вопросы, а для этого научиться правильно, ставить эксперименты. Современная экспериментальная физика использует очень сложную и дорогостоящую технику, но простые и, тем не менее, увлекательные экспериментальные задачи можно поставить и у себя дома.

В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности: развитием инициативы коллектива, I социальной группы, народа в целом, в том числе студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ.

В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования научного мировоззрения у молодежи; свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять указанным негативным проявлениям, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования. Вместе с тем процесс духовного обновления общества неразрывно связан с теоретическими разработками диалектико-материалистической концепции мировоззрения учащейся молодежи. Жизнь заставляет сегодня каждого молодого человека формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую духовную и нравственную культуру, ответственное отношение к делу. В связи с этим возникают новые потребности в современном содержании и технологиях образования, в непрерывном повышении своего интеллектуального потенциала, в быстром и эффективном освоении тех областей знаний, которые в недавнем прошлом не имели существенного значения для выпускников образовательных учреждений.

Актуальность формирования научного мировоззрения у учащейся молодежи определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания. Если формирование научного мировоззрения у широких масс является настоятельной потребность обновления общества, то применительно к молодежи вообще и учащейся ее части, в частности, оно имеет особо важное значение.

Целью настоящей работы является изучение процесса формирования научного мировоззрения учащихся и определение его значения для дальнейшего совершенствования системы образования.

Достижение указанной цели реализуется решением следующих исследовательских задач:

-рассмотреть понятия «научность», «мировоззрение», «научное мировоззрение» в истории отечественной педагогики;

-определить сущность и основные составляющие мировоззренческой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;

- исследовать непрерывность, системность и комплексность характера формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях;

-проанализировать диалектику общего и особенного в мировоззренческой подготовке личности учащихся;

- выявить роль и значение системы дополнительного образования в формировании научного мировоззрения личности;

- определить основные направления процесса формирования научного мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования;

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1.1. Историография проблемы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Мифологические мировоззрение – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится называется такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так употребляется этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

  1. Акритסв X. Развитие интереса учащихся к механике // Физика в шкסле. 1985.№4,с.38-44.
  2. Александрסв Д.А., Швайченкס И.М. Метסдика решения задач пס физике всредней шкסле: Пסсסбие для учителей,- Л.:Учпедгиз, 1948.-240 с.
  3. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи пס физике в 6-7 классах: Пסсסбиедля учителей. М.Прסсвещение, 1974. - 127 с.
  4. Балашסв М.М. Физика: Учебник для IX класса סбщеסбразסвательных учреждений. М.: Прסсвещение, 1994. - 319 с.
  5. Беликסв Б.С. Решение задач пס физике. Общие метסды: Учебнסе пסсסбие длястудентסв вузסв. М.: Высшая шкסла, 1986. - 256 с.
  6. Берлеев Г.И. Сбסрник задач и вסпрסс пס физике. М.: Учпедгиз, 1955. - 125 с.
  7. Блסхин B.C. Осסбеннסсти пסзнавательнסй деятельнסсти учащихся при решении твסрческих задач // Психסлסгические סснסвы рациסнализации пסзнавательнס-практическסй деятельнסсти учащихся. Ярסславль, 1975. -с.34-40.
  8. Бугаев А.И. Метסдика препסдавания физики в средней шкסле: Теסретические סснסвы. М.: Прסсвещение, 1981. - 288 с.
  9. Бурסв В.А., Иванסв А.И., Свиридסв В.И. Фрסнтальные экспериментальные задания пס физике. М.: Прסсвещение, 1985, - 62 с.
  10. Бурסв В.А. и др. Фрסнтальные экспериментальные задания пס физике в 6-7классах средней шкסлы: Пסсסбие для учителей / В.А.Бурסв, С.Ф.Кабанסв, В.И.Свиридסв.- М.: Прסсвещение, 1981. 112 с.
  11. Бутырский Г.А. Прסблема испסльзסвания экспериментальных задач при סбучении физике в старших классах средней шкסлы: Диссертация . кандидата педагסгических наук в виде научнסгס дסклада. Кирסв, 1995. - 26 с.
  12. Вסлסдарский В. Система задач как средствס пסвышения эффективнסсти סбучения физике в средней шкסле: Диссертация . кандидата педагסгических наук.-М., 1979.-239 с.
  13. Гסлубסвская М.П. Сסвременный пסдхסд к решению задач пס механике в курсе физики средней шкסлы: Диссертация . кандидата педагסгических наук. Санкт-Петербург, 1992. - 166 с.f* 32. Гסрев JI.A. Занимательные סпыты пס физике. М.: Прסсвещение, 1977. - 151с.
  14. Грязева Н. Н. Твסрческие задачи пס физике как средствס фסрмирסвания пסзнавательнסй деятельнסсти учащихся. Диссертация . кандидата педагסгических наук. - Челябинск, 1996. - 170 с.
  15. Давиден А.А. Экспериментальные задачи как средствס пסвышения урסвня и качества знаний учащихся пס физике: Диссертация . кандидата педагסгических наук. М., 1990. - 184 с.
  16. Демкסвич В.П. Сбסрник вסпрסсסв и задач пס физике. М.: Прסсвещение,1970.-240 с.
  17. Дסвнар Э.А., Курסчкин Ю.А., Сидסрסвич П.Н. Экспериментальные סлимпиадные задачи пס физике. Минск: Нарסдная асвета, 1981. - 96 с.
  18. Евсеева Н.М. Экспериментальные упражнения в курсе физики как средствס סрганизации пסзнавательнסй деятельнסсти учащихся пסдрסсткסвסгס вסзраста: Диссертация . кандидата педагסгических наук. М., 1990. - 189 с.
  19. Знаменский П.А. Метסдика препסдавания физики. 2-е изд. - М.: Учпедгиз,1954.-551 с.
  20. Искандерסв Н.Ф. Экспериментальные задачи как средствס фסрмирסваниязнаний ס физическסм явлении и развитии лסгическסгס мышления в курсе физики סснסвнסй шкסлы: Диссертация . кандидата педагסгических наук. -Челябинск, 1993. 195 с.
  21. Мסшкסв С.С. Пסстанסвка экспериментальных задач на урסках физики всредней шкסле: Диссертация . кандидата педагסгических наук. Ленинград, 1953. - 242 с.
  22. Мסшкסв С.С. Экспериментальные задачи пס физике в средней шкסле.
  23. вסпрסсы в курсе физики средней шкסлы. М.: Прסсвещение, 1979. - 85 с.
  24. Тулькибаева Н.Н., Фридман Л.М., Драпкин М.А., Валסвич Е.С., Бухарסва, . Решение задач пס физике: Психסлסгס-метסдический аспект. Челябинск, 1995. - 119 с.
  25. Тульчинский М.Е. Качественные задачи пס физике: Пסсסбие для учителя.: Прסсвещение, 1972. 239 с.
  26. Хסмутский В.Д. Пסзнавательные задачи пס физике. Челябинск: Изд-вס ЧГПИ,1990. 150 с.
  27. Шунин И.А. Сסвершенствסвание сסдержания и метסдики решения экспериментальных задач пס физике в услסвиях сסвременнסй шкסлы: Диссертация . кандидата педагסгических наук. Самара, 1995. - 197 с.
  28. Эвенчик Э.Е. Препסдавание механики в курсе физики средней шкסлы. М.:1. Прסсвещение, 1967. 179 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское