Введение
1 Теоретические аспекты организации логистической деятельности торгового предприятия
1.1 Сущность, функции и принципы логистики
1.2 Понятие и классификация торговых организаций
1.3 Особенности организации логистической деятельности торгового предприятия
1.4 Методики оценки эффективности логистической деятельности торгового предприятия
2 Анализ эффективности логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн»
2.3 Анализ логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн»
3 Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности логистической деятельности торгового предприятия
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики основной задачей торговой организации является повышение конкурентоспособности оказываемых услуг. Хозяйственная деятельность торговых предприятий во многом определяется эффективностью осуществления логистических операций. Потребность в оборотных средствах и их величина, расходы предприятия зависят от комплектующих, материалов, своевременности приобретения сырья, качества материалов, их стоимости.
С целью укрепления позиций предприятия на рынке представляется необходимым применение современных высокоэффективных способов и технологий управления товарообращением.
Вместе с тем, в условиях накаливающейся конкурентной борьбы на фоне мирового экономического кризиса, эффективное применение логистических инструментов становится для предприятий мощнейшим рычагом в условиях конкурентной борьбы. Отечественные торговые компании переживают растущее давление, как со стороны локальных соперников, так и со стороны международных компаний. Некоторые логистические принципы, такие как скорость, надежность и гибкость системы товарообращения становятся для предприятий важным конкурентным преимуществом – элементом бизнес-модели и условием удержания устойчивой позиции на рынке.
Степень разработанности проблемы. В области логистики товарообращения имеется большое количество трудов отечественных и зарубежных ученых: Б.А. Аникина, Н.В. Астафьевой, А.И. Баскина, В.И. Бережного, Е.В. Бережной, М.П. Гордона, А.П. Долгова, Неруша, В.Е. Николайчука, O.A. Новикова, О.Д. Проценко, В.Г. Санкова, C.B. Саркисова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, Л.А. Сосуновой, С.А. Уварова, A.B. Фоменко, Д.В. Черновой, В.В. Щербакова и др., а также зарубежных ученых: Д. Бауэрсокса, К. Баррата, Е. Барди, Дж. Вумека, Б. Геттинг, Т. Голдсби, Д. Джонса, Дж. Клосса, Дж. Лайкера, М. Липдсрса, Э. Мате, Д. Стока, Д. Тиксье, М.Уайтхеда, X. Фирона, А. Харрисона. Несмотря на большой интерес наших ученых к данной проблеме, в настоящее время недостаточно определены понятия и критерии результативности и временной эффективности логистического процесса управления деятельностью предприятий малого бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности торгового предприятия (на примере ООО «Рускан Дистрибьюшн»).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации логистической деятельности торгового предприятия;
- осуществить анализ эффективности логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн».
Объект исследования − общество с ограниченной ответственностью «Рускан Дистрибьюшн».
Предмет исследования − логистическая деятельность ООО «Рускан Дистрибьюшн».
Для написания данной работы были использованы монографии авторов таких, как Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Еремеева Л.Э., Жигалова В.Н., Ивуть Р.Б., Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А., Маргунова В.И., Мельников В.П., Неруш Ю.М., Павлюченко И.В. и другие. Были использованы нормативные документы предприятия АО «Лорри», а также Интернет- ресурсы.
Научная новизна результатов исследования состоит в уточнении критериев эффективности логистических систем, обобщении основных методик их оценки.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в том, что мероприятия по улучшению организации логистической деятельности торгового предприятия могут быть использованы для повышения эффективности его деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 111 страницах машинописного текста, включает 13 рисунков, 36 таблиц. Список использованных источников включает 36 наименований.
В первой главе отражены теоретические аспекты организации логистической деятельности торгового предприятия.
Во второй главе проведен анализ эффективности логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн».
В третьей главе отражены рекомендации, направленные на совершенствование логистической деятельности ООО «Рускан Дистрибьюшн».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ
Логистика – это организация управления экономическими системами в сфере товарного обращения [18, c.54].
Предметом логистики является весь цикл производственно-коммерческой деятельности, от управления, разработки и организации движения грузов, планирования издержек по хранению, до эффективного процесса реализации готовой продукции [6, c.190].
Современную логистику следует изначально рассматривать, с экономической точки зрения, делая акцент на управленческий аспект. Тогда сущность логистики кардинально меняется, а сама деятельность приобретает другое значение. Логистика становится не просто организацией по управлению доставки товаров клиентам, а преобразовывается в научно доказанную на практике активность, связанную с компанией, а еще с управлением движения всех ее потоков: материальных, финансовых, информационных и транспортных в т.ч. от одного источника до всех окончательных схем потребителей.
На рисунке 1 представлено движение ресурсов в логистике как материальных, так и нематериальных. Таким образом, логистика выражается в объединительных процессах обеспечения взаимодействия каждого этапа управленческого процесса и участников этого процесса. Например, это может быть управление материальными потоками предприятия, а основанием этого управления будет полная информация о цели поставок этих товаров, в какое место их нужно привезти и в какие временные рамки должна быть осуществлена доставка. В данных существующих условиях все затраты на этот операцию должны быть минимальны.
Рисунок 1 - Движение ресурсов в логистическом процессе [20, c.113]
Суть логистики выражается в объединенных процессах обеспечения взаимодействия каждого этапа управленческого процесса и его участников. Такой квалифицированный подход к формированию производства, обязательно скажется, в конечном результате, и на его прибыльности. Это подтвердили и проведенные в 2007 г. в США оценочные исследования деятельности предприятий среднего бизнеса. Оказалось, что те компании, которые изначально сами создавали и развивали логистические цепочки, начиная с закупки самого сырья и заканчивая продажей готовых товаров, значительно выигрывали на себестоимости продукции, которая в итоге оказывалась значительно меньше, чем, если бы не было такого подхода.
В логистике выделяют еще одно важное понятие - «перемещение», и логистика грузоперевозок объясняет это, как изменение местопребывания груза с меньшими затратами времени и денежных средств. Это соотносится с теорией логистики, из которой следует, что наличие товарных ресурсов, в том числе и в пути, должно быть минимум. Транспортировка груза является одной из главных функций логистики, ведь благодаря перевозке оборудования, сырья, продуктов формируется единая цепь, соединяющая производителя и потребителя [9, c.99].
Логистика перевозок стала самостоятельной отраслью во всей логистике запасов, по следующим факторам:
- объем затрат на перевозку может достигать половины суммы всех затрат логистики при транспортировке от источника сырья до потребителя готовой продукции;
- возможность оптимального выбора пути при решении задач распространения грузов в рамках одной логистической системы;
- набирающее темпы развитие международных перевозок, и как конечный результат, увеличения части затрат транспортировки на дальние расстояния в итоговой стоимости товара;
- возрастает возможность уменьшения затрат на перевозку грузов из-за высокого количества транспортных компаний, соперничающих между собой на внутреннем и внешнем рынках [13, c.78].
Логистика перевозок позволяет сэкономить материальные ресурсы, а также намного уменьшить время на доставку товара. Негативным последствием неправильной организации передвижения являются избыток запасов на складе, а также дополнительные денежные затраты. Нередко логистика перевозок может уменьшить издержки на хранение груза, но только тогда, когда затраты на выгрузку и погрузку товара больше стоимости простоя транспорта. Такое хранение разумно при резком изменении маршрута передвижения груза и при недостатке складских помещений.
Нынешняя логистика перевозок экономит ресурсы за счет пути между местами погрузки-выгрузки, при учете масштаба передвижения груза.
Рассматривая моделирование, создание и внедрение производственных (финансовых) систем, ключевой целью логистики любой компании, является взвешенное и действенное управление движением информации и материальной составляющей (в частности, финансовыми потоками), и как результат, уменьшение издержек и максимальная рационализация технологических процессов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Процесс бизнес-логистики [20, c.110]
Определение логистики, первоочередно ассоциируется с бизнесом. Есть целый перечень проверенных практикой, и признанных, научных разработок в области теории управления и логистических систем. Однако на практике концепция не всегда может использоваться в данном конкретном случае. Для этого, используются фирмы, специализирующиеся на исполнении логистических задач. В бизнесе, эти задачи сводятся к оптимизации управления несколькими элементами: склады, запасы, транспорт, комплектация, упаковка, связь. Каждый из этих элементов имеет свою логистику. Так как цель логистики это улучшение и повышение эффективности, принципы логистики употребляются не только в экономике или финансах. Они довольно широко используются практически во всех сферах деятельности человека. Существуют демографическая, социальная и муниципальная, образовательная и политическая, педагогическая, фармацевтическая и медицинская логистики.
Растущие запросы со стороны предпринимателей к областям логистики происходя из за возможности улучшения отдельных видов операций, внедряя новые способы обработки производственных процессов внутри единого цикла, при помощи логистики как единой цельной системы. Следовательно, бизнес и система логистики взаимозависимы друг от друга.
Задачи логистики единой системы и их эффективность на фирме исчисляется пропорциональным соотношением между затратами, прибылью и рентабельностью.
Экономность транспортных издержек может привести к их росту в связи с увеличением запасов склада, а экономность на таре товара увеличить дополнительные расходы при повреждении грузов при перевозке.
Способы понижения издержек на всех стадиях логистической системы:
- переговоры с поставщиками по уменьшению изначальных цен, предоставлению скидок;
- поиск доступных аналогов материальных ресурсов;
- оптимизация расходов в каждом части цепочки поставок;
- улучшение взаимосвязи с поставщиками, поставки на склады «точно в срок», создание запасов, перемещение готовой продукции;
- проведение проверки для выявления внутренних резервов в производственной цикле;
- повышение квалификации персонала;
- разработать систему стимулирующих факторов в работе и оплате логистов [24, c,89].
Ключевым моментом бизнеса при получении прибыли это себестоимость товара. Между прибылью и себестоимостью присутствует прямая взаимосвязь. Если издержки на реализацию растут быстрее, чем выручка, снижается рентабельность.
Все расходы, появляющиеся в единой системе (управление запасами, закупки, транспорт, склад) входят в первоначальную себестоимость продукции, и поэтому основой успеха является нацеленность на рынок или на потребителя. Это приводит к получению прибыли от реализации наибольшей численности продукции высокого качества при низкой себестоимости единицы продукции.