Введение
1 Теоретические и практические аспекты осуществления контроля качества и безопасности молочных товаров
1.1 Современное состояние потребительского рынка молочных товаров
1.2 Классификация творога и его характеристика как объекта таможенного контроля
1.3 Факторы, определяющие качество и безопасность творога
2 Осуществление контроля качества и безопасности молочных товаров территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, г. Полевской и Сысертском районе
2.1 Организационно-правовая структура Южного Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
2.2 Нормативно-правовая и материально-техническая база отдела защиты прав потребителей
2.3 Анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения контроля качества и безопасности молочных товаров
3 Исследование качества и безопасности творога, реализуемого в Свердловской области
3.1 Характеристика образцов и методы исследования творога
3.2 Анализ полученных результатов экспертизы качества и безопасности творога
Заключение
Список использованных источников
С первых месяцев жизни человек употребляет в пищу молоко. Как писал академик Павлов И.П.: «Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой». Известно, что этот продукт содержит более ста ценнейших компонентов. В него входят все вещества, необходимые для жизнедеятельности организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
С каждым годом увеличивается объем потребления молока и молочных продуктов, а соответственно и их производство. Молочные продукты популярны в России у всех категорий населения вне зависимости от возраста, места проживания и материального достатка. Являясь продуктом повседневного спроса, молоко и молочные продукты составляют 16% минимальной стоимости потребительской корзины трудового населения РФ. Рост объемов выпускаемой продукции требует от производителей расширения сбыта, увеличения сроков хранения, улучшения качества.
Однако часть недобросовестных производителей прибегают к таким негативным явлениям как обман, обвес, продажа некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому в настоящее время проблема осуществления идентификации, обнаружения и/или предупреждения выпуска и реализации фальсифицированных товаров остается актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение товароведных характеристик, анализ качества молочных товаров на примере творога и разработка рекомендаций по усовершенствованию контроля качества и безопасности для Управления Роспотребнадзора.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современное состояние рынка молочных товаров;
- дать товароведную характеристику для творога;
- изучить структуру и ознакомиться с практической деятельностью Управления Роспотребнадзора;
- ознакомиться с правовой базой по контролю качества и безопасности молочных товаров;
- провести экспертизу качества отобранных образцов творога и на ее основании дать экспертное заключение о качестве образцов.
Объектом исследования в данной работе является территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе.
Предметом исследования выступает контроль качества и безопасности творога.
В качестве информационной базы использовались государственные федеральные законы и стандарты, санитарные правила и нормы, учебная литература по товароведению, экспертизе, маркетингу, данные государственной статистики, периодические издания, журналы, материалы международной сети Интернет, а также материалы Южного Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, результаты проверок, проводимых Управлением.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические данные, касающиеся товароведной характеристики, классификации и факторов, формирующих качество и безопасность молочных товаров на примере творога.
Во второй главе на базе преддипломной производственной практики рассмотрена организация контроля и качества безопасности молочных товаров в сфере деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
В третьей главе представлены результаты экспертизы творога и разработаны рекомендации в целях усовершенствования контроля качества и безопасности молочной группы товаров для Управления Роспотребнадзора.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ
1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ
В настоящее время ежегодный объем производимых в мире молочных продуктов питания превышает 700 млн тонн; суммарный торговый оборот превышает 400 млрд долл. США. По этим показателям молочные продукты занимают одно из первых мест на мировом пищевом рынке [8].
Сырьем для производства всех молочных товаров является молоко. По данным экспертов, в 2016 году производство молока в России составило 21,2 млн тонн, что выше показателя 2015 года на 2,8%. Основная часть производится силами сельскохозяйственных организаций – 69%.
По мнению многих экспертов, существует два основных фактора, влияющих на российский молочный рынок:
- мировой рынок в виде цен на биржевой молочный продукт. Он является лучшим индикатором баланса спроса и предложения на молоко. На данный момент цена молока в мире находится в достаточно сбалансированном состоянии, что обеспечивает нормальную ситуацию, как для производителей молока, так и перерабатывающей промышленности.
- баланс спроса и предложения в странах Евразийского экономического союза. По данным Росстата и ФТС потребление молока в странах ЕАЭС растет с каждым годом. Уровень самообеспеченности товарным молоком в 2017 году в России – 82%, и по мнению экспертов, дальше он будет только повышаться [29].
Молоко жидкое обработанное, кефир, сметана, творог, сливки, ряженка, биойогурт, продукты кисломолочные для детского питания и т.д – все это можно отнести к позиции «цельномолочная продукция». Объемы производства цельномолочной продукции в РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Объемы производства цельномолочной продукции, млн. тонн[1]
Год
|
Объемы производства
|
Темпы роста, %
|
2013
|
11,3
|
-
|
2014
|
11,5
|
1,8
|
2015
|
11,7
|
1,8
|
2016
|
12,1
|
3,4
|
По данным таблицы видно, что производство цельномолочной продукции в РФ на данный момент достаточно эффективно. По результатам 2016 года объем производства вырос на 3,4% по сравнению с 2015.
Несмотря на то, что объемы производства растут, перерабатывающая молочная промышленность работает в условиях недостатка высококачественного сырого молока. Причинами тому являются сокращения поголовья коров при увеличении надоев молока, сезонность производства, коммерческие производители, а также отсутствие эффективных связей между производителями сырья и его переработчиками.
В РФ реализация молочных товаров распространяется на территорию всей страны, следовательно можно рассматривать отдельно взятые региональные рынки. Согласно данным Росстата на 2016 год, все Федеральные округа показали положительные результаты в производстве молочных товаров. В Южном ФО было произведено 43 тыс. тонн продукции, в Северо-Западном – 38 тыс. тонн, в Уральском – 34 тыс. тонн. Ведущими федеральными округами по производству молочных товаров являются Центральный (27%) и Приволжский (25%), что объясняется высокой концентрацией производства сырого молока в указанных районах.
Другим источником поступления молочных товаров российским потребителям является импорт. Импорт молока и молочных продуктов в 2017 и в 2016 одинаковый – 6 535 тыс. тонн. Основной поставщик – Белоруссия, а также Новая Зеландия, Аргентина, Турция и Уругвай.
Структура импорта молока и молокопродуктов в Российскую Федерацию (в стоимостном выражении) представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура импорта молока и молокопродуктов в РФ[2]
Большую роль на отечественном молочном рынке играют такие крупные иностранные производители как Данон (ОАО «Юнимилк») и PepsiCo (ОАО «Вимм-Билль-Данн»).