Введение
|
1 Прибыль и рентабельность как показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
|
1.1 Прибыль предприятия: ее сущность и механизм формирования
|
1.2 Показатели рентабельности предприятия
|
1.3 Управление прибылью и рентабельностью предприятия
|
1.4 Методика анализа финансового состояния предприятия
|
2 Анализ деятельности предприятия МУП «Водоканалсервис» и оценка ее эффективности
|
2.1 Краткая характеристика предприятия МУП «Водоканалсервис»
|
2.2 Анализ системы управления персоналом МУП «Водоканалсервис»
|
2.3 Анализ финансового состояния предприятия МУП «Водоканалсервис»
|
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия
МУП «Водоканалсервис»
|
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
|
3.2 Мероприятия, направленные на снижение затрат предприятия
МУП «Водоканалсервис»
|
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
|
Заключение
|
Список использованных источников
|
Прибыль является основным показателем, который характеризует финансовый результат деятельности организации. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат предприятия, который зависит от рационального использования ресурсов, места расположения, эффективности применяемой технологии, обоснованности принимаемых решений, материально – технического снабжения и т.д.
Однако прибыль – это абсолютный показатель. Для измерения эффективности деятельности предприятия данного показателя недостаточно. Поэтому для оценки эффективности деятельности организации полученный результат принято сопоставлять с некоторыми базами, получая тем самым показатели рентабельности.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие стремится к увеличению прибыли и рентабельности своей финансово-хозяйственной деятельности и определение путей повышения данных показателей является важным фактором выживания организации.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие Пышминского городского округа «Водоканалсервис» (далее МУП «Водоканалсервис»).
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность МУП «Водоканалсервис», основные показатели прибыли и рентабельности предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить наиболее эффективные пути повышения прибыли и рентабельности предприятия МУП «Водоканалсервис», разработать конкретные мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия, обосновав их экономическую эффективность.
Исходя из цели, задачи выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- изучить теоретический материал в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;
- исследовать действующее законодательство, нормативные документы организации и рекомендуемую литературу;
- познакомиться со спецификой работы предприятия, его организационной структурой, основными функциями каждого подразделения;
- собрать общие сведения о предприятии, проанализировать формы бухгалтерской, статистической отчетности;
- провести общую оценку эффективности деятельности предприятия, выявить имеющиеся проблемы в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы такие научные методы исследования как: анализ, синтез, сравнение. Для оценки финансового состояния предприятия использовались горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, а также сравнительный анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической, аналитической, рекомендательной глав, заключения, списка использованных источников.
1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ
В условиях рыночной экономики прибыль любой организации является важнейшим оценочным показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Получение прибыли позволяет не только поддерживать и развивать производственную деятельность организации, но и удовлетворять ее различные социальные интересы. Поэтому каждая организация стремится к увеличению получаемой прибыли. Именно стремление получить прибыль и увеличить ее является мощным фактором развития производственной деятельности коммерческого предприятия. Этот стимул и определяет роль прибыли и ее значение как социальной категории, а экономическая сущность прибыли выражается в доходе, полученном на инвестированный капитал.
В свою очередь, сама сущность прибыли порождает сложные экономические взаимоотношения по поводу ее объемов и границ распределения, складывающиеся между коммерческой организацией как хозяйствующим субъектом, с одной стороны, и рядом других субъектов – с другой. Такие взаимоотношения носят ярко выраженный расчетный характер, так как могут принимать множество различных форм. В этом проявляется основная специфическая черта прибыли коммерческих организаций, которая в то же время порождает определенную систему отношений по поводу ее формирования, получения и использования.
Функциональная определенность таких отношений характеризуется выполнением прибылью важных экономических, социальных, политических потребностей организации и общества в целом. Посредством своей прибыли организации участвуют в формировании государственных бюджетов различных уровней, в социальных программах своих регионов, а также оказывают реальное воздействие на формирование политических реалий.
Внутри самой организации в величине прибыли отражаются все экономические процессы, а также находят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, отчисления, нормы и нормативы, денежные потоки и т. д.). При этом, хотя в технологическом смысле в хозяйственной деятельности организаций прибыль не участвует, в экономическом смысле она опосредствует хозяйственную деятельность на всех ее стадиях и одновременно является важнейшим ее результатом.
Исходя из этого, роль прибыли в хозяйственной деятельности организаций предопределяется ее функциональным назначением, а проявляется в использовании производных от нее расчетных категорий, таких как налог на прибыль, доходы собственников, прибыль, направленная на расширение деятельности организации, резервы за счет прибыли, обеспечивающие устойчивое положение организации на рынке и др. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие важнейшие функции:
- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
- является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является источником формирования бюджетов разных уровней.
Свою специфическую роль в оценке деятельности предприятия играют и убытки. Они показывают ошибки и просчеты управления в использовании финансовых средств, организации производства и сбытовой деятельности.
На размер и динамику прибыли оказывают влияние факторы, которые зависят и не зависят от стараний предприятия. Факторы внутренней среды исследуются предприятием и принимаются во внимание, на них можно воздействовать в отношении увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность лица, принимающего решения, заработную плату, организацию труда, конкурентоспособность товаров и услуг, уровень цен на продаваемую продукцию, организацию производства. Наименьшее воздействие оказывают факторы внешней среды: налоговая система, уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, входные барьеры, государственные органы управления, политические, социокультурные, экологические и другие.
Также следует отметить, что для коммерческих предприятий важнейшим показателем является порог окупаемости затрат, пройдя который, организации начнут получать прибыль. Таким показателем является точка безубыточности, под которой понимается объем продаж предприятия, покрывающий все расходы, не получая при этом ни прибыли, ни убытка.
С экономических позиций прибыль представляет собой разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной позиции прибыль – это разность между чистыми активами на конец и начало отчетного периода. При этом в обобщенном виде под чистыми активами понимается разница между стоимостью всего имущества предприятия и его обязательствами перед кредиторами по бухгалтерскому балансу. В свою очередь, бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между полученными доходами над понесенными расходами по действующим правилам их признания и определения величины.
Таким образом, в современных условиях прибыль предприятия может быть выражена множеством значений, каждое из которых является важнейшим оценочным показателем, характеризующим какую-либо сферу деятельности предприятия. В этих целях важнейшим инструментарием, позволяющим определить направленность оценки соответствующего значения прибыли, является современный механизм ее формирования.
Важнейшим показателем конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия является валовая прибыль. Она определяется путем исключения из выручки (нетто) от продажи продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей) их производственной себестоимости. В свою очередь, валовая прибыль, уменьшенная на величину коммерческих расходов (расходов на продажу), отражает значение прибыли от продаж продукции, работ, услуг.
К прибыли от продаж прибавляется сумма процентов к получению доходов от участия в других организациях и прочих доходов, которая в свою очередь уменьшается на сумму процентов к уплате и прочих расходов. Такая алгоритмизация порождает значение прибыли до налогообложения. Именно этот показатель является стратегическим в системе оценочных значений прибыли.
После того как прибыль облагается налогом формируется конечный финансовый результат отчетного периода, который называется чистой прибылью (чистым убытком) отчетного периода. Схема формирования конечного финансового результата имеет следующий вид (таблица 1):
1) Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений [Текст]: учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 396 c.
2) Арзуманова Т.И. Экономика организации [Текст]: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
3) Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом [Текст]: учебник – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 560 с.
4) Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2015. – 372 c.
5) Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 366 с.
6) Веретенникова О.Б., Майданик В.И., Ростовцев К.В. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие: [в 2 ч.] / [М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2016. Ч. 2. – 188 с.
7) Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 264 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
8) Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие для Вузов / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – М.: Проспект, КноРус, 2015. – 597 с.
9) Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия [Текст]: Учебник. Практикум / – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 448 с.
10) Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с
11) Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст]: учебное пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
12) Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой [Текст]: Учебник для бакалавров – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 496 с.
13) Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Е.А. Кандрашина. – М.: Дашков и К, 2015. – 220 c.
14) Качкова О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – Москва: Кнорус, 2017. – 360 с.
15) Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст]: учебное пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. – Москва: ИНФРА-М, 2013. – 301 с.
16) Кибанов А.Я. Экономика управления персоналом [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова; под ред. А. Я. Кибанова. – Москва: Инфра-М, 2014. – 426 с.
17) Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью [Текст]: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2016. – 338 с.
18) Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика [Текст]: В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2017. – 1104 с.
19) Колчина Н.В., Португалова О.В. Финансы организаций [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению подготовки «Финансы и кредит» – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 – 399 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
20) Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 623 c.
21) Кулагина, Н.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. А. Кулагина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 135 с.
22) Куприянова Л.М. Финансовый анализ [Текст]: учеб. пособие /. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 157 с.
23) Либерман И. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / И. А. Либерман. – 5-е изд. – М. : РИОР, 2014. – 220 с.
24) Малис Н. И., Назарова Н. А., Тихонова А. В. Прибыль организаций: налогообложение и учет [Текст]: учебник / – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. – 180 с.
25) Маркарьян Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 576 с.
26) Нечитайло А.И., Нечитайло И.А. Экономика предприятия [Текст]: учебник для бакалавров – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 414 с. – (Высшее образование).
27) Пожидаева Т. А. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Пожидаева. – М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
28) Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / В.Я. Поздняков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 617 с.
29) Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для академического бакалавриата/под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – Серия: Авторский учебник.
30) Рогова Е.М. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 540 c.
31) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Г.В.Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014. – 225 с.
32) Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст]: А. А. Сергеев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 463 с.
33) Томпсон-мл. А.А., Питереф М., Гэмбл Д., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: создание конкурентного преимущества [Текст]: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2016. – 800 с.
34) Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
35) Фролов А.В. Управление организацией [Текст]: учебник / А.В.Фролов – М.: ИНФРА-М, 2014. – 448 с.
36) Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации [Текст]: учеб. пособие/ Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 382 с. – (Среднее профессиональное образование).
37) Шаркова А.В. Экономика организации [Текст]: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. – М.: Дашков и К, 2016. – 120 c.
38) Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / А. Д. Шеремет. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 255 с.
39) Шмален Т. А. Основы и проблемы экономики предприятия [Текст]: Т.А.Шмален – М.: Финансы и статистика, 2014. – 269 с.
40) Интернет портал «Корпоративный менеджмент»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/ (Дата обращения: 11 марта 2018 год).
41) Интернет ресурс «Административно-Управленческий портал»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/products/mch/faob/ (Дата обращения: 12 апреля 2018 год).
42) Официальный сайт МУП «Водоканалсервис»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vodokanalpishma.ru/ (Дата обращения: 08 мая 2018 год).
43) Kotler P.T., Keller K.L. Marketing. Management [Text] / P.T. Kotler, K.L. Keller. – Pearson: London, 2015. – 800 p.