Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников
1.1. Формирование читательской компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.2.Особенности формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста
1.3.Обучение смысловому чтению как условие формирования читательской компетентности младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетентности младших школьников в процессе обучения смысловому чтению
2.1. Выявление уровня читательской компетентности учащихся на констатирующем этапе исследования
2.2. Формирование читательской компетентности младших школьников средствами смыслового чтения
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основная проблема современного общества заключается в том, что у молодого поколения слабо развита культура чтения. Можно сказать, что все новейшие технологии и их стремительное развитие сыграли злую шутку: высокие технологии и компьютеры плохо повлияли на отношение детей к книгам. Дети все чаще предпочитают читать с экрана компьютера, телефона и планшета, ставя книги далеко на задний план. С одной стороны, информационные технологии хороши тем, что помогают молодому поколению расширить пространство интеллектуальных возможностей, но если посмотреть с другой стороны, чтение стало менее важным.
Данная тема актуальна тем, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальных классов должны, помимо обучения чтению вслух и самому себе, овладеть навыком чтения с целью поиска определенной информации в тексте для получения необходимых знаний, овладения дисциплиной, обогащения интеллекта и опыта чтения.
Когда ребенок впервые идет в школу – это становится новым этапом в жизни ребенка, и не только в его жизни, но и в жизни родителей ребенка. На данном этапе происходит формирование очень важных навыков, таких как умение учиться, умение организовывать свою деятельность в новых условиях общества. Умение правильно читать (заложенное в старшем дошкольном возрасте) позволяет ученику получить новые для него знания, позволит возродить его потенциал в общении, поможет адаптироваться, а главное, в будущем создаст основу для возможности ученика в саморазвитии и самообразовании в последующем обучении[3].
Существующие противоречия между идеями, которые заложены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и возможности их понимания в педагогической деятельности, а также необходимость дальнейшего изучения методических условий для формирования читательской компетенции учеников на основе современных методов обучения определяют актуальность изучаемой проблемы и выбор темы исследований: «Формирование читательской компетентности младших школьников в процессе обучения смысловому чтению».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние обучения смысловому чтению на формирование читательской компетентности младших школьников.
Объект исследования: формирование читательской компетентности младших школьников.
Предмет исследования: обучение смысловому чтению как условие формирования читательской компетентности младших школьников.
Гипотеза исследования: обучение смысловому чтению будет способствовать формированию читательской компетентности младших школьников, если учитель начальных классов:
- учитывает результаты диагностики уровня читательской компетентности учащихся;
- знакомит учащихся с приемами смыслового чтения: «диалог с автором, прогнозирование содержания по фрагментам текста, постановка «тонких» и «толстых» вопросов, «нанизывание идей»;
- проводит смысловые беседы по тексту:
- использует данные методические приемы в целях осмысления художественных особенностей изучаемого произведения на уровне использования языковых средств, выстраивания композиций, раскрытия авторского замысла, роли персонажей, сюжета и основной мысли текста;
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников.
- Изучить методические основы организации работы по обучению смысловому чтению учащихся начальных классов.
- Выявить уровни читательской компетентности младших школьников на основе комплексных диагностических методик.
- Составить комплексные задания по анализу литературно-художественных произведений на основе приемов смыслового чтения и оценить их эффективность в формировании читательской компетентности обучающихся в процессе организации опытно-экспериментальной работы в школе.
Методологическая основа исследования:
– концептуальные положения Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева об особенностях формирования читательской компетентности младших школьников;
– теоретические положения М.В. Беденко, Т.Е. Егоров, А.Н.Корнев, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова об особенностях художественного восприятия литературно-художественных произведений детьми младшего школьного возраста;
– идеи Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н., Зайцева В.Н., об организации работы по обучению приемам смыслового чтения младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
– эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: методики выявления уровня читательской компетентности.
– интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Красноозёрная основная общеобразовательная школа» с. Красноозерное, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, 15 учащихся 3 класса (экспериментальный класс); МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» с. Солнечного, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, 14 учащихся 3 класса (контрольный класс).
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Объем работы – 67 страниц.
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников.
1.1. Формирование читательской компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В современном быстро меняющемся мире люди вынуждены учиться на протяжении всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является формирование ключевых компетенций, как отмечается в концепции модернизации российского образования. Компетенция читателя занимает центральное место в списке ключевых компетенций. Содержание образования на протяжении всей жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребенка способностью к обучению, чем информацией, которая неизбежно будет забыта. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, у преподавателя нет времени на формирование компетенций.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под чтением в педагогике понимается процесс воспроизведения звуковой формы слов и словосочетаний в полном соответствии с их графическим назначением. Чтение, как деятельность направлено на преобразование закодированного в тексте опыта автора, в его личностного опыт чтения. Таким образом, читательская деятельность подразумевает осознанную читательскую компетентность, а читательская - потенциальную читательскую активность.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
И именно в начальной школе теряется 60-70 процентов учащихся-они не могут успешно учиться, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет освоить материал.
Возникает вопрос: Можно ли достичь оптимального чтения, потому что разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, холерики, как правило, говорят и читают со скоростью не менее 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже скороговоркой-180 слов в минуту и более. Для сангвиника диапазон совпадает с оптимальным - 120-150 слов в минуту. Так, холерик и сангвиник могут достигать уровня 120 слов в минуту. Хуже обстоит дело с флегматичными и меланхоличными людьми. Для этих категорий учащихся вряд ли удастся достичь с учетом скорости чтения. Но большинство учеников-холерики и сангвиники (90%), а флегматики и меланхолики-менее 10%, то есть не более 3-4 человек в классе.
Таким образом, большинство учеников могут читать 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: как достичь этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к читательской деятельности ("люблю читать");
- интерес к конкретным книгам ("я хочу эти книги");
- увлечение процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие знали об этой книге").
Успех формирования читательской компетенции у детей зависит от участия родителей в решении этой задачи. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению тоже очень здорово. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок ловит и поглощает его. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка. Детям нужна "читающая" среда, книжная среда. Только на этой основе возникает желание читать, которое перерастает в глубокую духовную потребность. "Читающая" среда должна создаваться прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет им найти необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Читательская компетенция является одной из основных УУД, способствующих личностному, социальному и профессиональному развитию учеников, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетенциями-умением к самостоятельной деятельности в учебном процессе, использованием знаний и навыков, приобретенных в школе на практике и в повседневной жизни для:
- самостоятельное чтение книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном работа;
- самостоятельный отбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с различными источниками информации (словари, справочники, в том числе электронные носители).