Курсовая работа|Педагогика

Формирование читательской компетентности младших школьников в процессе обучения смысловому чтению

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 66

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников

1.1. Формирование читательской компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

1.2.Особенности формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста  

1.3.Обучение смысловому чтению как условие формирования читательской компетентности младших школьников

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетентности младших школьников в процессе обучения смысловому чтению

2.1. Выявление уровня читательской компетентности учащихся на констатирующем этапе исследования  

2.2. Формирование читательской компетентности младших школьников средствами смыслового чтения  

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Основная проблема современного общества заключается в том, что у молодого поколения слабо развита культура чтения. Можно сказать, что все новейшие технологии и их стремительное развитие сыграли злую шутку: высокие технологии и компьютеры плохо повлияли на отношение детей к книгам. Дети все чаще предпочитают читать с экрана компьютера, телефона и планшета, ставя книги далеко на задний план. С одной стороны, информационные технологии хороши тем, что помогают молодому поколению расширить пространство интеллектуальных возможностей, но если посмотреть с другой стороны, чтение стало менее важным.

Данная тема актуальна тем, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальных классов должны, помимо обучения чтению вслух и самому себе, овладеть навыком чтения с целью поиска определенной информации в тексте для получения необходимых знаний, овладения дисциплиной, обогащения интеллекта и опыта чтения.

Когда ребенок впервые идет в школу – это становится новым этапом в жизни ребенка, и не только в его жизни, но и в жизни родителей ребенка. На данном этапе происходит формирование очень важных навыков, таких как умение учиться, умение организовывать свою деятельность в новых условиях общества. Умение правильно читать (заложенное в старшем дошкольном возрасте) позволяет ученику получить новые для него знания, позволит возродить его потенциал в общении, поможет адаптироваться, а главное, в будущем создаст основу для возможности ученика в саморазвитии и самообразовании в последующем обучении[3].

Существующие противоречия между идеями, которые заложены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и возможности их понимания в педагогической деятельности, а также необходимость дальнейшего изучения методических условий для формирования читательской компетенции учеников на основе современных методов обучения определяют актуальность изучаемой проблемы и выбор темы исследований: «Формирование читательской компетентности младших школьников в процессе обучения смысловому чтению».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние обучения смысловому чтению на формирование читательской компетентности младших школьников.

Объект исследования: формирование читательской компетентности младших школьников.

Предмет исследования: обучение смысловому чтению  как условие  формирования читательской компетентности младших школьников.

Гипотеза исследования: обучение смысловому чтению  будет способствовать  формированию читательской компетентности младших школьников, если учитель начальных классов:

- учитывает результаты диагностики уровня читательской компетентности учащихся;

- знакомит учащихся с приемами смыслового чтения: «диалог с автором,   прогнозирование содержания по фрагментам текста, постановка «тонких» и «толстых» вопросов, «нанизывание идей»;

- проводит смысловые беседы по тексту:

- использует данные методические приемы в целях осмысления художественных особенностей изучаемого произведения на уровне использования языковых средств, выстраивания композиций, раскрытия авторского замысла, роли персонажей, сюжета и основной мысли текста;

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников.
  2. Изучить методические основы организации работы по обучению смысловому чтению учащихся начальных классов.
  3. Выявить уровни читательской компетентности младших школьников на основе комплексных диагностических методик.
  4. Составить комплексные задания по анализу литературно-художественных произведений на основе приемов смыслового чтения и оценить их эффективность в формировании читательской компетентности обучающихся в процессе организации опытно-экспериментальной работы в школе.

Методологическая основа исследования:

– концептуальные положения Л. С. Выготского, А. А.  Леонтьева об особенностях формирования читательской компетентности младших школьников;

– теоретические положения М.В. Беденко, Т.Е. Егоров, А.Н.Корнев, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова об особенностях художественного восприятия литературно-художественных произведений детьми младшего школьного возраста;

– идеи Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н., Зайцева В.Н., об организации работы по обучению приемам смыслового чтения младших школьников.

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: методики выявления уровня читательской компетентности.

интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Красноозёрная основная общеобразовательная школа» с. Красноозерное, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, 15 учащихся 3 класса (экспериментальный класс); МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» с. Солнечного, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, 14 учащихся 3 класса (контрольный класс).

Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Объем работы –  67 страниц.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников.

1.1. Формирование читательской компетентности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В современном быстро меняющемся мире люди вынуждены учиться на протяжении всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является формирование ключевых компетенций, как отмечается в концепции модернизации российского образования. Компетенция читателя занимает центральное место в списке ключевых компетенций. Содержание образования на протяжении всей жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребенка способностью к обучению, чем информацией, которая неизбежно будет забыта. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, у преподавателя нет времени на формирование компетенций.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под чтением в педагогике понимается процесс воспроизведения звуковой формы слов и словосочетаний в полном соответствии с их графическим назначением. Чтение, как деятельность направлено на преобразование закодированного в тексте опыта автора, в его личностного опыт чтения. Таким образом, читательская деятельность подразумевает осознанную читательскую компетентность, а читательская - потенциальную читательскую активность.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

И именно в начальной школе теряется 60-70 процентов учащихся-они не могут успешно учиться, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет освоить материал.

Возникает вопрос: Можно ли достичь оптимального чтения, потому что разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, холерики, как правило, говорят и читают со скоростью не менее 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже скороговоркой-180 слов в минуту и более. Для сангвиника диапазон совпадает с оптимальным - 120-150 слов в минуту. Так, холерик и сангвиник могут достигать уровня 120 слов в минуту. Хуже обстоит дело с флегматичными и меланхоличными людьми. Для этих категорий учащихся вряд ли удастся достичь с учетом скорости чтения. Но большинство учеников-холерики и сангвиники (90%), а флегматики и меланхолики-менее 10%, то есть не более 3-4 человек в классе.

Таким образом, большинство учеников могут читать 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: как достичь этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к читательской деятельности ("люблю читать");

- интерес к конкретным книгам ("я хочу эти книги");

- увлечение процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие знали об этой книге").

Успех формирования читательской компетенции у детей зависит от участия родителей в решении этой задачи. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению тоже очень здорово. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок ловит и поглощает его. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка. Детям нужна "читающая" среда, книжная среда. Только на этой основе возникает желание читать, которое перерастает в глубокую духовную потребность. "Читающая" среда должна создаваться прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет им найти необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетенция является одной из основных УУД, способствующих личностному, социальному и профессиональному развитию учеников, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетенциями-умением к самостоятельной деятельности в учебном процессе, использованием знаний и навыков, приобретенных в школе на практике и в повседневной жизни для:

- самостоятельное чтение книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном работа;

- самостоятельный отбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с различными источниками информации (словари, справочники, в том числе электронные носители).

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.- 105 c.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012.-121 c.
  3. Губанова, М. И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. Наука и школьная практика // сб.мат. [Электронный ресурс].
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013
  5. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 375 с.
  6. Зорина, З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учеб. пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 320 с. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 603 с.
  7. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014.- 451 c.
  8. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.
  9. Кузнецов, О. А., Хромов, Л. Н. Техника быстрого чтения. – М., 2003.
  10. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / Пер. А.Б. Островского. - М. : ТЕРРА - Кн. клуб, 1999. - 384 с.
  11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  12. Пентин А.Ю. Что нам делать со смысловым чтением? //А.Ю.Пентин// Методист. 2010. №4,64с.
  13. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [Электронный ресурс]. – Москва, 2008.
  14. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4
  15. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. – 2 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское