Современный этап информатизации органов внутренних дел характеризуется качественным перестроением всей IT-инфраструктуры министерства. Необходимость существенных изменений вызвана тем обстоятельством, что в середине 2000-х годов в МВД многие информационные ресурсы формировалось не системно, в зависимости от наличия либо отсутствия соответствующих кадров, материального и технического обеспечения подразделений. Как результат - разрозненность и хаотичность построения всей системы информатизации ОВД. Однако, не смотря на имеющиеся существенные недостатки, сделано было достаточно много. У министерства сформировалась своя, ведомственная единая информационно-телекоммуникационная система (далее - ЕИТКС) [26, 28], на основе которой началось создание единого информационного пространства органов внутренних дел.
В 2012 году Приказом Министра внутренних дел была утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 - 2014 годах [34], в соответствии с которой началось формирование автоматизированных систем обработки информации, программно-технических средств, программно-аппаратных комплексов, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения повседневной и служебной деятельности органов внутренних дел.
Создание ИСОД МВД России пришло на смену проекту по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, которая выполнила свое предназначение, сформировав основу для дальнейшей информатизации МВД России. Как отмечается в Решении Коллегии МВД России от 5 декабря 2018 года, совершенствование и развитие информационных систем обеспечения деятельности территориальных органов МВД России продолжают оставаться актуальным направлением оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел [37].
С точки зрения процессуального обеспечения служебной деятельности, органами внутренних дел применяются средства аудио-, фото и видеофиксации при документировании фактов совершения преступлений, административных правонарушений, протоколировании действий сотрудников полиции в процессе выполнения возложенных на них обязанностей.
Практическая деятельность ОВД обеспечивается доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированным информационным системам и интегрированным банкам данных. Системы электронного обмена систематизируют учет и хранение документов; обеспечивают оперативный доступ к документам. Особенности задач, поставленных перед ОВД, требуют включения всех новейших технологий в деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, а значит и расширение использования информационных технологий.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий затронуло и сферу документационного обеспечения органов внутренних дел. Электронный документооборот внедряется в служебную деятельность на всех уровнях управления. Он позволит усовершенствовать работу ведомства, но на практике до сих пор не смог полностью заменить бумажные носители. Это обусловлено не только тем, что редактирование печатного варианта документа до сих пор выступает основной технологией подготовки управленческих решений и спецификой секретного делопроизводства в органах внутренних дел.
Ведомственными нормативными документами предписывается использовать в практической деятельности органов внутренних дел современные научные и технические достижения, информационные технологии и коммуникационные системы. Основным инструментом поддержки процесса раскрытия и расследования преступлений являются оперативно-справочные, разыскные и криминалистические учеты, созданные и ведущиеся в органах внутренних дел.
ОВД используют электронные механизмы приема и регистрации документов, предоставляют ряд услуг населению в электронной форме, осуществляют межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, общественными объединениями и политическими партиями.
Сервис электронного документооборота (СЭД) выступает одним из сервисов обеспечения повседневной деятельности подразделений ИСОД МВД России и активно внедряется в деятельность подразделений документационного обеспечения органов внутренних дел.
В Главном управлении МВД России по Свердловской области организация документооборота и делопроизводства возлагается на Управление делопроизводства и режима. В настоящее время процесс работы с документами предусматривает как бумажный документооборот, так и электронный. Электронное взаимодействие охватывает работу с центральным Аппаратом МВД России и региональными структурами ОВД и территориальными подразделениями органов внутренних дел в муниципальных образованиях. Отдельным направлением выступает формирование электронного документационного взаимодействия органов внутренних дел Свердловской области с иными органами государственной власти и местного самоуправления.
Проблемы совершенствования документооборота с помощью современных информационных технологий, организация доступа к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств определили актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является система электронного документационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.
Предметом - деятельность Управления делопроизводства и режима ГУ МВД России по Свердловской области по организации документооборота и делопроизводства в электронном виде.
Цель исследования - разработать рекомендации, направленные на совершенствование электронного документационного обеспечения в органах внутренних дел Свердловской области.
В соответствии с целью исследования выдвигаем следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внедрения информационных систем обеспечения в деятельность органов внутренних дел в целом и информатизации документационного обеспечения МВД России в частности;
- проанализировать организацию делопроизводства и документооборота в ГУ МВД России по Свердловской области;
- рассмотреть практические аспекты интеграции электронного документооборота в деятельность органов внутренних дел;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование электронных делопроизводственных процессов в органах внутренних дел Свердловской области.
Степень изученности проблемы. Вопросы организации делопроизводства в органах государственной власти РФ, в том числе в органах внутренних дел, рассматривались в исследованиях Соболевой М.В., Тулуповой М.Ю., Роговой Н.А., Пашина М.В., Раздорожного А.А.и других.
Методологической основой работы исследования выступил комплексный подход к анализу организационно-правового и технологического обеспечения электронного документооборота органов внутренних дел.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: структурный, системный, аналитический, логический, статистический, математический, сопоставления и сравнения, а также формально-юридический.
Научная новизна работы состоит в разработке отдельных элементов концептуально-логической модели электронного документооборота территориальных органов внутренних дел, адаптированной в общую систему делопроизводства МВД России.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определена комплексным анализом документационного обеспечения и делопроизводства в системе МВД России.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций, направленных на оптимизацию электронного документационного обеспечения в Главном управлении МВД России по Свердловской области и в территориальных органах внутренних дел.
В качестве нормативной правовой базы исследования использовались Конституция и действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, приказы и распоряжения МВД России, ГУ МВД России по Свердловской области.
Эмпирическая база исследования включает в себя широкий комплекс различных публикаций в научных и ведомственных изданиях, информационно-аналитические и статистические материалы МВД России и ГУ МВД России по Свердловской области.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МВД РОССИИ
1.1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Актуальные информационные технологии внедряются в деятельность органов власти всех уровней. Проект по созданию ЕИТКС, реализуемый в МВД России с 2005 года, сформировал базовые основы для внедрения в повседневную и оперативно-служебную деятельность Министерства новых технологических решений в части информатизации.
МВД России завершило длительный этап формирования собственной информационно-технологической инфраструктуры. От территориально- распределённых узлов связи, расположенных в каждом субъекте, с небольшими серверными мощностями и разрозненными базами данных в 2005 - 2009 годах мы перешли к мощной, защищённой инфраструктуре с системой центров обработки данных, функционирующих по единому регламенту и использующих унифицированное программное обеспечение [52].
Была создана ИМТС, которая обеспечивает информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными и государственными органами различных уровней. С 2012 года активно внедряется ИСОД МВД России.
Приказом МВД РФ от 2011 года [29] в структуре министерства создано подразделение, которое приступило к системному устранению недостатков, имеющихся в сфере информатизации ОВД. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ДИТСиЗИ) обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, средств связи, радио- и радиотехнического контроля, технической (в том числе криптографической) защиты информации, формирования и ведения информационных ресурсов, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В современных условиях стратегическим направлением деятельности Департамента является развитие ведомственной инфокоммуникационной платформы в рамках совершенствования единой системы информационноаналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) [55].
Благодаря приложенным усилиям к 2016 году в Министерстве сформировалось единое информационное пространство. Был обеспечен круглосуточный доступ сотрудников полиции к ресурсам единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России практически в любой точке страны.
Однако процесс информатизации управленческого процесса в органах внутренних дел не завершен. Цель, поставленная руководством МВД России заключается в построении технологической платформы, обеспечивающей простое и эффективное управление и взаимодействие всех сил и средств органов внутренних дел. Необходимо обеспечить комплексный, инновационный подход при проведении единой технической политики и внедрении передовых технологий, а также систем, обеспечивающих требуемый уровень информационной безопасности. Подход, который учитывает новые экономические условия и предусматривает совершенствование нормативного правового регулирования нашей деятельности [55].
ИСОД планируется использовать для решения следующих задач повседневной и оперативно-служебной деятельности:
- создание и развитие Единой информационной системы централизованной обработки данных для информационно-аналитической поддержки деятельности подразделений МВД России;
- интеграция и развитие в рамках единой информационной системы классификации и кодирования нормативно-справочной информации, используемой в существующих информационных системах МВД России;
- централизация и интеграция информационных ресурсов ранее созданных специализированных территориально распределенных автоматизированных систем и информационных систем, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также интеграция с введенными в промышленную эксплуатацию информационнотехнологическими телекоммуникационными компонентами инфраструктуры электронного правительства;
- унификация системного программного обеспечения, системы управления базами данных и программно-аппаратных средств;
- обеспечение совместного ведения учета преступлений, сообщений о происшествиях, административных правонарушений и исполнения административных наказаний, а также специальных учетов в рамках интегрированного банка данных;
- организация единой политики информационной безопасности и централизация санкционированного доступа сотрудников ОВД к информационным ресурсам Системы, обеспечение контроля и анализа, произведенных ими действий;
- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации, а также промежуточных звеньев в передаче и обработке первичных информационных учетов, создание интегрированной системы постоянной готовности (по принципу: первичные данные доступны сразу всем авторизированным (уполномоченным) пользователям для просмотра и обработки);
- создание и внедрение типового программно-технического решения обеспечения деятельности органов внутренних дел на региональном и районном уровнях;
- обеспечение контроля за деятельностью сотрудников на основе анализа произведенных ими действий при реализации должностных обязанностей и полномочий;
- создание единого каталога и личных кабинетов пользователей ИСОД МВД России, обеспечение единого порядка администрирования, сопровождения и развития информационных ресурсов Системы;
- создание подсистемы обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативно-технических подразделений органов внутренних дел МВД России;
- подключение к информационным ресурсам Системы рабочих мест сотрудников территориальных органов МВД России,
- обеспечение сотрудников подразделений МВД России необходимой справочной информацией в режиме реального времени, автоматизированными средствами поддержки принятия решений;
- обеспечение электронного взаимодействия между подразделениями МВД России;
- создание типовой модели данных информационных ресурсов ИСОД МВД России в виде текстового описания, единых справочников и классификаторов;
- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования Системы;
- создание катастрофоустойчивых решений и решений высокой доступности.
В концепцию создания ИСОД заложены базовые принципы, на которых основывается система [34]:
- централизованного управления разработкой, внедрением и сопровождением ИСОД МВД России на основании единой технической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов;
- унификации системного программного обеспечения, системы управления базами данных и прочих лицензионных программных и программноаппаратных средств;
- централизации и интеграции информационных ресурсов ранее созданных специализированных территориально распределенных автоматизированных систем и информационных систем, за исключением систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
- совместимости (интероперабельности) информационных систем МВД России;
- информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- модернизации используемых информационных систем и разработки новых компонентов ИСОД МВД России с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств;
- экономической целесообразности, основанной на обоснованности финансовых затрат на создание, развитие и эксплуатацию ИСОД МВД России.
Деятельность Министерства по созданию ИСОД соответствует основным направлениям государственной политики последних лет, где в качестве приоритетного направления ставится использование для государственных нужд отечественного программного обеспечения. Одним из первых стратегических документов в этом направлении является Распоряжение Правительства РФ от 2004 года [22] утвердившее «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации».