Курсовая работа|Педагогика

Готовность учеников 1-4 классов и их родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Solnze

Год: 2021 | Страниц: 44

Цена: 1 900
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические особенности готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды

1.1 Цифровая трансформация образования как системный процесс

1.2 Особенности формирования цифровой образовательной среды образовательной организации

1.3 Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды

2.1 Готовность общеобразовательной школы к обучению в условиях цифровой образовательной среды

2.2 Анализ готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Процессы цифровизации образования связаны с предъявлением более высоких требований к качеству образования, затрагивая его традиции и педагогическую практику, психолого-педагогические риски образовательной среды, а также личностные характеристики обучающихся, связанные с готовностью к деятельности в цифровой образовательной среде.

Вопросы понимания цифровой грамотности обсуждаются современными российскими учеными, такими как: М.С. Добрякова, А.М. Кондаков, И.В. Кузора, П.О. Лукша и др.

Изучением данной проблемы занимались Е.П. Велихов, М.Г. Гельфман, Н.Н. Красовский, В.Э. Меламуд, М.Г. Минин, В.Д. Пароджанов, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев и др.; проблемы информационного характера и управления информационно-образовательной средой рассматривались в трудах таких исследователей как: Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин, В.В. Гура, Б.П. Сайков и др.

Психолого-педагогические основы применения информационных технологий в образовании рассмотрены в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Е.С. Полат и др.

Проблема информатизации школьного образования уже в течение долгового времени ждала своего решения. Усилиями энтузиастов – работников образования всех уровней – создавались электронные образовательные ресурсы, осваивалось программное обеспечение для дидактического сопровождения учебного процесса, диагностики знаний и навыков, разрабатывались новые технологии обучения.

В результате массового закрытия школ, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, учащиеся по всему миру вынуждены учиться из дома посредством использования онлайн ресурсов и технологий. Российским учащимся, учителям и родителям доступны различные платформы для онлайн обучения, такие как Российская электронная школа, Яндекс Учебник, Учи.ру, ЯКласс и Дневник.ру. 

Однако учителя и учащиеся сталкиваются с различными сложностями, вызванными новыми требованиями образовательной среды в режиме онлайн.

По-прежнему остается актуальным поиск путей целенаправленного формирования и развития информационно-образовательной среды школы, призванной обеспечить: новые возможности для доступа к образованию; образование с использованием той же технологии, которую ученики применяют для общения и деятельности вне школы; новые формы взаимодействия между участниками образовательного процесса; реальную возможность решить задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Объект исследования: обучение в условиях цифровой образовательной среды.

Предмет исследования: готовность к обучению в условиях цифровой образовательной среды в начальной школе.

Цель исследования: рассмотреть особенности готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что готовность учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды зависит от готовности общеобразовательной школы к обучению в условиях цифровой образовательной среды.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть цифровую трансформацию образования как системный процесс.
  2. Определить особенности формирования цифровой образовательной среды образовательной организации.
  3. Провести диагностику готовности общеобразовательной школы к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
  4. Проанализировать готовность учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
  2. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анкетирование педагогов, учащихся и родителей начальной ступени образования.
  3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.

Эмпирическая база работы: бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 33». В исследование приняли участие 10 педагогов начального образования и 20 родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности готовности общеобразовательной школы, учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды позволят сделать процесс обучения более полным и качественным.

 

Глава 1. Теоретические особенности готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды

1.1 Цифровая трансформация образования как системный процесс

Образование в целом является одним из наиболее перспективным направлением целенаправленного формирования инновационного кадрового потенциала страны. Реализация программы развития цифровой экономики, в соответствии с приоритетами государственной политики РФ, ставит перед образованием новые задачи, решение которых возможно при комплексном подходе к его цифровой трансформации.

Системе образования предстоит серьезный процесс реформирования, направленный на расширение возможностей традиционных моделей обучения на основе создания единого цифрового образовательного пространства. Цифровая трансформация образовательной процесса требует создания необходимой инфраструктуры, формирования соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы, обеспечивающей реализацию приоритетных проектов.

Цифровая трансформация – это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации [1].

В работе А. Прохорова и Л. Коника обсуждается понятие «цифровая трансформация». Данное понятие является наиболее общим, поскольку охватывает своим содержанием все сферы деятельности человека. Авторы приводят одно из первых его значений как перехода от аналоговых данных к цифровым (узкий смысл). Процесс этого перехода длится уже несколько десятилетий.

В широком толковании «цифровая трансформация» как понятие рассматривается в трех контекстах: 

- применение цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности компаний, предприятий, учреждений;

- при этом каждое обновление технологий определяет начало новой стадии цифровой трансформации этой деятельности; 

- использование комплекса цифровых технологий высокого уровня, возникших на определенном этапе развития; 

- внедрение в деятельность компании, предприятия или учреждения комплекса цифровых технологий высокого уровня с целью построения такой модели профессиональной деятельности, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач [6].

В работе А.Г. Савиной дается определение цифровой трансформации системы образования, под которой понимается длительный процесс, характеризующийся необходимостью комплексных преобразований по решению следующих задач: 

- создание необходимой инфраструктуры цифрового образования, основанной на глубоком проникновении информационно-коммуникационных технологий в образовательные организации всех уровней;

- формирование соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы, новых образовательных стандартов, материалов и программ; 

- реализацию приоритетных проектов по подготовке педагогических и административных кадров для цифрового образования. Вызовы, стоящие перед современной российской системой образования, должны обеспечить ее глобальную конкурентоспособность на международной арене и создать центры инновационного, технологического и социального развития внутри страны [10].

Процессы «цифровой трансформации» охватывают разные области жизнедеятельности, в том числе и в образование, где она направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. life-long-learning – обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning technologies-технологий продвинутого обучения.

Цифровая трансформация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.

Анализ существующего состояния системы образования показывает, что имеются предпосылки для цифровой трансформации, такие как: 

- наличие неавтоматизированных процессов;

- «лоскутная» информатизация;

- отсутствие прозрачной схемы прохождения документов;

- отсутствие аналитических инструментов для принятия решений.

Целями и задачами цифровой трансформации образовательных учреждений, мы видим: 

- автоматизацию всех видов деятельности учреждения;

- создание единого информационно-образовательного пространства;

- дальнейшее развитие разработок и их интеграция;

- организацию электронного документооборота;

- создание инструментов для оперативного управления;

- создание целостной личностно ориентированной электронной информационно-образовательной среды.

Мы считаем, что начинать цифровую трансформацию вуза необходимо с главного процесса деятельности – образовательного процесса.

Образовательный процесс – это целенаправленная и организованная единая система действий для обучения, воспитания и развития личности, которая включает цели, задачи, методы и средства управляемого образования.

Управление образовательным процессом включает в себя:

- систему организационного управления учебным процессом (учебные программы и планы, приказы (документооборот), расписание, приемная комиссия); 

- систему учета контингента;

- кадровое обеспечение (формирование нагрузки, индивидуальных планов преподавателей и др.), повышение квалификации НПР;

- информационное обеспечение (ЭБС, сайт, ЭИОС и др.);

- систему организационного и документационного сопровождения обучающихся;

- систему профессионального воспитания;

- материально-техническое обеспечение (аудиторный фонд, лаборатории, учебное оборудование).

Как мы говорили выше, одной из важной цели трансформации учебного заведения является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, целью которого является обеспечение информационной открытости учреждения, в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере образования, обеспечение средствами современных информационных технологий требований к условиям реализации образовательных программ и возможности удаленного доступа обучающихся и научно-педагогических работников к информационным и образовательным ресурсам.

Цель трансформации образовательного процесса – максимальное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которая выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course).

  1. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 6-2. С. 152-156.
  2. Белова Т.А., Фадеева Ю.А., Шиганова М.В., Гусев И.В. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации // Достижения науки и образования. 2020. №12 (66).
  3. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы. 2018. – URL: hhtp://spbappo.ru. (дата обращения: 22.02.2021)
  4. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К.  М.  Анчиков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с.
  5. Грибанов Ю. И. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем / Ю.И. Грибанов, А.А. Шатров // Вестник Алтайской академии 48.-экономики и права. 2019. № 3. С. 44.
  6. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 120-141.
  7. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Шариков А.В. Цифровая грамотность российских регионов: индустриальный взгляд // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.
  8. Дорожкин Е. М. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования / Е. М. Дорожкин, Н. В. Ломовцева // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: 65. Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. С. 60.
  9. Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения // Вестник Армавирского государственного педагогического университета, 2019. № 2. С. 24-36.
  10. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: монография. – Эл. изд. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf
  11. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)
  12. Ослякова И.В., Прокопчук А.Р., Гаврилова Е.А., Фролова О.А. Педагогические особенности образовательной деятельности в цифровой среде // Современное педагогическое образование. 2020. №12.
  13. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Вычислительная педагогика: мышление, участие и рефлексия // Образовательные технологии и общество. 2018. № 4. С. 502-523.
  14. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. – М.: ПЕР СЭ, 2006. 112 с.
  15. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов [и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. – М.: РАНХиГС при президенте РФ ФИРО. 2020. 98 с.
  16. Педагогическая поддержка ребенка в семье и школе в условиях цифровой образовательной среды (на основе проведенного исследования): Учебно-методическое пособие / О.В. Эрлих, Н.И. Цыганкова, М.Г. Колесникова [и др.]. – СПб.: СПб АППО, 2019. 122 с.
  17. Письмо министерства Просвещения РФ от 16 ноября 2020 года № ГД-2072/03 «Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий».
  18. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий. – URL: https://edu.gov.ru/distance (дата обращения: 22.02.2021)
  19. Савина А.Г. Цифровая трансформация образовательного пространства: реалии и перспективы / А.Г. Савина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. Орел: Изд-во Орловский государственный университет экономики и торговли, 211.- С. 208.
  20. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности // Калининградский вестник образования. 2020. №4.
  21. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203
  22. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 (46).
  23. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
  24. Тульчинский Г.Л. (2017) Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
  25. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 108 с.
  26. Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как тенденция развития современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 260-266.
  27. Федеральные программы национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: «Информационная безопасность», «Цифровые технологии»: официальный сайт. – URL: http://governmtnt.ru. (дата обращения: 21.02.2021)
  28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  29. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  30. Цифровая образовательная среда электронного обучения: методическое пособие / авторы-сост.: Е.Е. Дурноглазов, Е.А. Кузнецова [и др.]. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 64 с.
  31. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности // II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). М., 2013. 68 с.
  32. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. М.: Рыбаков фонд, 2016. 280 с.
  33. Шамшович В.Ф., Фаткуллин Н.Ю., Сахарова Л.А., Глушкова Л.М. Цифровая трансформация образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. №1 (31).
  34. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
  35. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза, проектирование, управление. М.: Управление образования, 2019. 448 с.
  36. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 21.02.2021)
  37. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин [и др.]; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с
  38. Цифровое поколение: завтра начинается сегодня: материалы VIII Областной научно-практической конференции преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования Иркутской области, учителей школ г. Иркутска. 13 марта 2020 г.; под ред. Л.Н. Зуевой, М.В. Глазыриной. Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО, 2020. Вып. 5. 129 с.
  39. Пащенко О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 257 с.
  40. Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN119.pdf (дата обращения: 20.02.2021)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское