Актуальность темы. Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Процессы цифровизации образования связаны с предъявлением более высоких требований к качеству образования, затрагивая его традиции и педагогическую практику, психолого-педагогические риски образовательной среды, а также личностные характеристики обучающихся, связанные с готовностью к деятельности в цифровой образовательной среде.
Вопросы понимания цифровой грамотности обсуждаются современными российскими учеными, такими как: М.С. Добрякова, А.М. Кондаков, И.В. Кузора, П.О. Лукша и др.
Изучением данной проблемы занимались Е.П. Велихов, М.Г. Гельфман, Н.Н. Красовский, В.Э. Меламуд, М.Г. Минин, В.Д. Пароджанов, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев и др.; проблемы информационного характера и управления информационно-образовательной средой рассматривались в трудах таких исследователей как: Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин, В.В. Гура, Б.П. Сайков и др.
Психолого-педагогические основы применения информационных технологий в образовании рассмотрены в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Е.С. Полат и др.
Проблема информатизации школьного образования уже в течение долгового времени ждала своего решения. Усилиями энтузиастов – работников образования всех уровней – создавались электронные образовательные ресурсы, осваивалось программное обеспечение для дидактического сопровождения учебного процесса, диагностики знаний и навыков, разрабатывались новые технологии обучения.
В результате массового закрытия школ, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, учащиеся по всему миру вынуждены учиться из дома посредством использования онлайн ресурсов и технологий. Российским учащимся, учителям и родителям доступны различные платформы для онлайн обучения, такие как Российская электронная школа, Яндекс Учебник, Учи.ру, ЯКласс и Дневник.ру.
Однако учителя и учащиеся сталкиваются с различными сложностями, вызванными новыми требованиями образовательной среды в режиме онлайн.
По-прежнему остается актуальным поиск путей целенаправленного формирования и развития информационно-образовательной среды школы, призванной обеспечить: новые возможности для доступа к образованию; образование с использованием той же технологии, которую ученики применяют для общения и деятельности вне школы; новые формы взаимодействия между участниками образовательного процесса; реальную возможность решить задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Объект исследования: обучение в условиях цифровой образовательной среды.
Предмет исследования: готовность к обучению в условиях цифровой образовательной среды в начальной школе.
Цель исследования: рассмотреть особенности готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что готовность учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды зависит от готовности общеобразовательной школы к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Рассмотреть цифровую трансформацию образования как системный процесс.
- Определить особенности формирования цифровой образовательной среды образовательной организации.
- Провести диагностику готовности общеобразовательной школы к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
- Проанализировать готовность учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы по теме исследования;
- Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анкетирование педагогов, учащихся и родителей начальной ступени образования.
- Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Эмпирическая база работы: бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 33». В исследование приняли участие 10 педагогов начального образования и 20 родителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности готовности общеобразовательной школы, учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды позволят сделать процесс обучения более полным и качественным.
Глава 1. Теоретические особенности готовности учеников 1-4 классов и родителей к обучению в условиях цифровой образовательной среды
1.1 Цифровая трансформация образования как системный процесс
Образование в целом является одним из наиболее перспективным направлением целенаправленного формирования инновационного кадрового потенциала страны. Реализация программы развития цифровой экономики, в соответствии с приоритетами государственной политики РФ, ставит перед образованием новые задачи, решение которых возможно при комплексном подходе к его цифровой трансформации.
Системе образования предстоит серьезный процесс реформирования, направленный на расширение возможностей традиционных моделей обучения на основе создания единого цифрового образовательного пространства. Цифровая трансформация образовательной процесса требует создания необходимой инфраструктуры, формирования соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы, обеспечивающей реализацию приоритетных проектов.
Цифровая трансформация – это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации [1].
В работе А. Прохорова и Л. Коника обсуждается понятие «цифровая трансформация». Данное понятие является наиболее общим, поскольку охватывает своим содержанием все сферы деятельности человека. Авторы приводят одно из первых его значений как перехода от аналоговых данных к цифровым (узкий смысл). Процесс этого перехода длится уже несколько десятилетий.
В широком толковании «цифровая трансформация» как понятие рассматривается в трех контекстах:
- применение цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности компаний, предприятий, учреждений;
- при этом каждое обновление технологий определяет начало новой стадии цифровой трансформации этой деятельности;
- использование комплекса цифровых технологий высокого уровня, возникших на определенном этапе развития;
- внедрение в деятельность компании, предприятия или учреждения комплекса цифровых технологий высокого уровня с целью построения такой модели профессиональной деятельности, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач [6].
В работе А.Г. Савиной дается определение цифровой трансформации системы образования, под которой понимается длительный процесс, характеризующийся необходимостью комплексных преобразований по решению следующих задач:
- создание необходимой инфраструктуры цифрового образования, основанной на глубоком проникновении информационно-коммуникационных технологий в образовательные организации всех уровней;
- формирование соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы, новых образовательных стандартов, материалов и программ;
- реализацию приоритетных проектов по подготовке педагогических и административных кадров для цифрового образования. Вызовы, стоящие перед современной российской системой образования, должны обеспечить ее глобальную конкурентоспособность на международной арене и создать центры инновационного, технологического и социального развития внутри страны [10].
Процессы «цифровой трансформации» охватывают разные области жизнедеятельности, в том числе и в образование, где она направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. life-long-learning – обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning technologies-технологий продвинутого обучения.
Цифровая трансформация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.
Анализ существующего состояния системы образования показывает, что имеются предпосылки для цифровой трансформации, такие как:
- наличие неавтоматизированных процессов;
- «лоскутная» информатизация;
- отсутствие прозрачной схемы прохождения документов;
- отсутствие аналитических инструментов для принятия решений.
Целями и задачами цифровой трансформации образовательных учреждений, мы видим:
- автоматизацию всех видов деятельности учреждения;
- создание единого информационно-образовательного пространства;
- дальнейшее развитие разработок и их интеграция;
- организацию электронного документооборота;
- создание инструментов для оперативного управления;
- создание целостной личностно ориентированной электронной информационно-образовательной среды.
Мы считаем, что начинать цифровую трансформацию вуза необходимо с главного процесса деятельности – образовательного процесса.
Образовательный процесс – это целенаправленная и организованная единая система действий для обучения, воспитания и развития личности, которая включает цели, задачи, методы и средства управляемого образования.
Управление образовательным процессом включает в себя:
- систему организационного управления учебным процессом (учебные программы и планы, приказы (документооборот), расписание, приемная комиссия);
- систему учета контингента;
- кадровое обеспечение (формирование нагрузки, индивидуальных планов преподавателей и др.), повышение квалификации НПР;
- информационное обеспечение (ЭБС, сайт, ЭИОС и др.);
- систему организационного и документационного сопровождения обучающихся;
- систему профессионального воспитания;
- материально-техническое обеспечение (аудиторный фонд, лаборатории, учебное оборудование).
Как мы говорили выше, одной из важной цели трансформации учебного заведения является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, целью которого является обеспечение информационной открытости учреждения, в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере образования, обеспечение средствами современных информационных технологий требований к условиям реализации образовательных программ и возможности удаленного доступа обучающихся и научно-педагогических работников к информационным и образовательным ресурсам.
Цель трансформации образовательного процесса – максимальное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий.
Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которая выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course).