В условиях нестабильности экономики, изменений в конкурентной среде с целью поддержания стабильной и прибыльной деятельности любого предприятия, в том числе и кредитной организации особое внимание должно уделяться повышению его конкурентоспособности.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха любой организации является конкурентоспособность.
Во-вторых, что конкурентоспособность организации как относительная характеристика может быть оценена только путем сопоставления его полезных свойств и свойств изделий-конкурентов в конкретных условиях потребления.
Таким образом, ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды приведших к резкому возрастанию требует оценки конкурентоспособности в организации.
Цель выпускной квалификационной работы является разработать пути повышения конкурентоспособности организации.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
– исследовать понятие и сущность конкурентоспособность предприятия;
– изучить методы анализа конкурентоспособности предприятия;
– проанализировать конкурентное положение ПАО «Сбербанк» отделение № 7003 и основных конкурентов;
– разработать пути повышения конкурентоспособности организации.
Объектом исследования – конкурентоспособность ПАО «Сбербанк» отделение № 7003
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе повышения конкурентоспособности кредитных организаций.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование, проектирование, схематизация;
– эмпирические: наблюдение, опрос, сбор информации, анкетирование, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования. Значимость полученных результатов состоит в том, что положения и выводы работы могут быть использованы в качестве основы для решения задач повышения конкурентоспособности кредитной организации.
Информационная база работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих и зарубежных авторов, посвященные проблемам оценки конкурентоспособности предприятия представлены в работах: Н.Е. Николайчука, Котлер М, Н.В.Мироновой, М.С.Иванова, М.В.Фарбера, и другими, статьи, опубликованные в периодических печатях, а также Интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любое предприятие, которое образовалось, в настоящее время развивается и функционирует на рынке, чтобы производить товары или оказывать услуги, старается добиться главной цели – получении наибольшей прибыли.
Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими предприятиями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители или предоставляют одинаковые услуги.
Следовательно, понятие конкурентоспособности предприятия является одним из основных понятий в настоящее время. Определяя понятие конкурентоспособности предприятия, прежде всего, нужно начинать с содержания и сущности конкуренции. Само собой разумеется, что конкурентоспособность предприятия должна формулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных понятием конкуренции.
Неоднозначность толкования авторами понятия конкурентоспособность предприятия обусловлено тем, что отсутствует единое мнение ученых относительно сущности рассматриваемого понятия.
Отметим, что однозначной общепринятой трактовки понятия конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует.
Итак, с целью уточнения понятия конкурентоспособность предприятия необходимо сравнить мнения ученых.
Авторы дают различные понятия конкурентоспособность предприятия, представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Понятия конкурентоспособность предприятия[1ۡ2, 18, 22]
Авторы
|
Понятие конкурентоспособность
|
Лифиц И.ۡМ.
|
Конкурентоспособность организации - это способность предприятия, конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичными товарами посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создавая удобства для покупателей, потребителей»
|
Фатхутдинов Р.А.
|
«Конкурентоспособность организации – это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу»
|
Л.М. Калашникова
|
«Конкурентоспособность предприятия — понятие комплексное, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы»
|
Зайцев Н. Л.
|
«Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными техникоэкономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции»
|
Яшин Н. С.
|
«Конкурентоспособность предприятия — это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции»
|
Итак, по мнению ряда ученых, можно отметить, что особое внимание при оценке конкурентоспособности предприятия отводится изучению производимого товара, что является основой конкурентных преимуществ всех предприятий.
Преимущество любого предприятия над конкурентами в экономической, организационной и технической деятельности моۡжۡно считать конкурентным преимуществом только тогда, когда преимущество отражается в увеличении рыночной доۡлۡи, объема продаж и прибыли.
Целью конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности потенциала и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность продукции и предприятия-производителя этой продукции соотносятся между собой как часть и целое.
Тем не менее, А. Воронов подтверждает, что «конкурентоспособность предприятия — это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары».
Все-таки, если учитывать, что в наше время предприятия могут производить разнообразные виды продукции и в одно время работать на разнообразных рынках в рамках стратегий диверсификации, то уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают.
Наличие одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции в номенклатуре не означает еще, что предприятие тоже является конкурентоспособным.
Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам.
Находясь в конкурентном окружении, многие предприятия прибегают к разнообразным формам и методам конкурентной борьбы, которые зачастую выходящие за пределы традиционной конкуренции продуктом.
Тем не менее, значение и роль конкуренции товаром в общей конкурентной борьбе организации не уменьшается.
Более того, именно конкуренция товаром, в конечном счете, является решающей для долгосрочного выживания предприятия.
Усложнение конкурентных полей для многих предприятий обусловливает еще большие различия в понимании сущности и содержания конкурентоспособности.
С целью установления экономической сущности конкурентоспособности предприятия необходимо анализировать рынок, внутри которого оно действует, как единую экономическую систему. Система экономическая включает в себя функционально однородные предприятия и внешнюю среду, формирующую требования данных объектов. Требования внешней среды и результаты деятельности объектов можно представить как некоторые показатели, которые имеют различные экономические смыслы.
Следует отметить, что цель каждого из вышеуказанных объектов – достичь максимально возможных результатов функционирования, которые предъявляются потребителям.
Предприятия, находясь в конкурентном окружении, прибегают к множеству многообразных форм и методов конкурентной борьбы, нередко далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом.
Тем не менее, значение и роль конкуренции товаром в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Именно конкуренция товаром, в конечном счете, является решающей для долгосрочного выживания предприятия.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод. Конкурентоспособность предприятия это понятие комплексное. Оно, прежде всего, определено системой и качеством управления всего предприятия.