Введение
1 Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью предприятия
1.1 Понятие прибыли. Процесс ее формирования
1.2 Понятие и показатели рентабельности
1.3 Подходы и методы оценки эффективности инвестиционного проекта
2 Оценка прибыли и рентабельности организации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Место на рынке розничных торговых сетей
2.3 Анализ основных показателей прибыли и рентабельности предприятия
3 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Рынок розничных торговых сетей в нашей стране начал развиваться относительно недавно. С уходом плановой экономики СССР, тяжелым переходом к рыночной экономике для Новой России, население которой в течение 90-х годов и начала нулевых нуждалось в товарах, как минимум, первой необходимости, остро стоял вопрос о том, как удовлетворить потребности, медленно, но, тем не менее, богатеющего населения. В начале 2000 годов, предприниматели, имевшие более-менее удачный бизнес, связанный с дистрибуцией различных товаров, перенимая успешный опыт западных стран в ведении сетевой розничной торговли, стремятся воссоздать нечто подобное на просторах страны с абсолютно свободным рынком.
К сегодняшнему дню, рынок розничных торговых сетей в нашей стране претерпел множество изменений: если еще 10 лет назад сети «диктовали» нам условия игры, то на данный момент, ввиду серьезной конкуренции на рынке розничных услуг – покупатель стоит на первом месте. В среднем, за 25 лет существования торговых сетей в нашей стране можно выделить 3 вехи:
- появление первых региональных сетевых магазинов;
- образование крупных торговых сетей федерального масштаба, с последующей каннибализацией местных игроков рынка;
- гонка федеральных сетей за кошельком покупателя в целях получения максимальной прибыли.
Актуальность темы выпускной работы состоит в том, что на текущий момент рынок розничных торговых сетей достаточно подвижен, существует тройка крупнейших по розничному обороту, количеству торговых объектов сетей, однако на рынок заходят новые игроки, предлагая потребителю, привыкшему к магазинам формата «у дома» концепцию дискаунтреов и сити-сторов. Ввиду выше сказанного актуальность управления прибылью и рентабельностью предприятия – чрезвычайно важна. Необходимость в эффективном планировании, инвестировании текущих средств, в перспективные проекты будущих периодов существует у каждой торговой сети, для устойчивой экспансии, предоставления исключительного сервиса и любви со стороны потребителя.
Целью работы является анализ текущей операционной деятельности предприятия, разработки рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия, оценки эффективности предложенных мер.
Основные задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические основы управления прибылью и рентабельностью, дать определение понятиям – прибыть, рентабельность, ликвидность, платежеспособность;
- рассмотреть теоретические основы управления инвестициями, рассмотреть методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- представить характеристику исследуемого объекта;
- провести анализ операционной деятельности предприятия;
- провести анализ места, занимаемого на рынке торговых услуг предприятием;
- выявить проблематику предприятия в области управления прибылью, представить план мероприятий оказывающих положительную динамику роста прибыли;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий (улучшений) деятельности торгового объекта.
Объект исследования: АО «ТАНДЕР» - розничная торговая сеть «Магнит»
В качестве предмета исследования в выпускной работе выступает управление прибылью организации.
Источники получения информации для написания выпускной работы: нормативно-правовые Акты, регулирующие торговую деятельность; научная, учебная литература российских и зарубежных авторов; периодические издания; материалы собственных наблюдений; интернет-ресурсы компании; внутренняя документация; финансовая отчетность компании.
В процессе написания данной работы использовались различные методы, такие как:
- аналитический метод,
- описательный метод,
- метод классификации,
- метод синтеза,
- сравнительный метод,
- метод наблюдения,
- табличный метод,
- графический метод,
- методы сбора и обработки информации.
Данная выпускная работа состоит из следующих основных структурных разделов:
- введение,
- теоретическая глава,
- аналитическая глава,
- практическая глава,
- заключение,
- список использованных источников.
Практическая значимость разработки мероприятий повышающих прибыль и рентабельность предприятия необходима для устойчивого развития компании в условиях агрессивной конкурентной среде.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ. ПРОЦЕСС ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Прибыль – одна из наиболее важных экономических категорий рыночной экономики, возможно и самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, иначе – ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только издержки, неэффективно и противоестественно.
Главный источник происхождения прибыли – это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой – получение прибыли [14, с.222].
Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия. Прибыль, как экономическая категория, характеризует финансовый результат коммерческой деятельности предприятия, показывает экономическую эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости производства. Также прибыль показывает чистый доход, создаваемый в сфере материального производства. Прибыль – один из основных финансовых показателей оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет нее осуществляется финансирование мероприятий по повышению эффективности производства, социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда в части стимулирующих выплат.
Прибыль на предприятии выполняет следующие функции:
- характеризует экономический эффект, полученный в результате хозяйственной деятельности предприятия, т.е. превышение доходов над расходами;
- имеет стимулирующую функцию, т.к одновременно представляет собой финансовый результат деятельности организации и ее составной частью собственных финансовых ресурсов, позволяющих обновлять основные фонды, расширять производство.
- является важнейшим источником формирования бюджетов разных уровней. Поступления в бюджет идут от налогов на прибыль предприятия, штрафов, пеней, неустоек и других обязательных платежей в соответствии с законодательством [14, с.240].
Существует определенная схема формирования прибыли (рисунок 1).
Рисунок 1 – Общая схема формирования прибыли[1]
Рассмотрим методики расчета разных видов прибыли:
1) Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 01.03.1999. - № 9. - ст. 1096.
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2016) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
3) Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/
4) Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 [Электронный ресурс] Федеральный закон от 30.11.1994 ФЗ № 51-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5)Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс] Федеральный закон от 26.01.1996 ФЗ № 14-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6)Аксенов, А. П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление : учебно-методическое пособие / А. П. Аксенов. - Москва : Финансы и статистика, 2014. — 192 с. - ISBN 978-5-279-03177-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1478910 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
7) Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
8)Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / под ред. Позднякова В.Я.. — М.: Инфра-М, 2018. — 190 c.
9) Аскинадзи, В. М. Инвестиции : учебник для бакалавров / В.М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 422 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс.
10) Баженов, Ю. К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учебное пособие / Ю. К. Баженов, Г. Г. Иванов. — Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 95 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0816-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043392 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
11)Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2018. — 544 c.
12) Бурлаков, В. В. Управление инновационным потенциалом предприятия с учетом латентности инноваций : монография / В. В. Бурлаков. - Москва : Издательство «Научный консультант», 2018. — 154 с. - ISBN 978-5-907084-44-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1455874 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
13) Гайдук, В. И. Экономика фирмы (предприятия) / В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
14) Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / В.Д. Герасимова, Л.Р. Туктарова, О.А. Черняева. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
15) Давыдянц, Д. Е. Золотое правило экономики предприятия / Д. Е. Давыдянц, Н. А. Давыдянц. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2020. – 24 с.
16) Змеев, С. Ю. Бизнес без иллюзий. Как получить реальную прибыль: практическое пособие / С. Ю. Змеев. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 320 с. - (Серия «Сам себе психолог»). - ISBN 978-5-4461-1635-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1783901 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
17) Инвестиции и инвестиционная деятельность : учебник / Л. И. Юзвович, М.С. Марамыгин, Е.Г. Князева, М.И. Львова, Ю. В. Куваева, М. В. Чудиновских, С. А. Дегтярев ; под общ. ред. Л. И. Юзович ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 498 с. : ил. – Библиогр.: в конце глав. – 100 экз.
18) Инвестиционный менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Лахметкиной. – М. : КНОРУС, 2016. – 262 с. – (Бакалавриат и магистратура).
19) Кондратьева, И. В. Экономика предприятия : Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2-е изд., стереотип.. – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2021. – 232 с.
20) Корнеева, И. В. Экономика фирмы. Практикум : учебное пособие для вузов / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
21) Куприянова, Л. М. Финансовый анализ : учебное пособие / Л.М. Куприянова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 157 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/6242. - ISBN 978-5-16-016300-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1655068 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
22) Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум для вузов / О. И. Милкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 473 с.
23) Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / А. А. Раздорожный. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 95 с.
24)Панков, В. В. Экономический анализ : учебное пособие / В. В. Панков, Н. А. Казакова. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. - 624 с. - ISBN 978-5-9776-0189-4. – [Текст]: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/554399 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
25) Свечникова, В. В. Экономика предприятия (организации) в схемах и таблицах: учебное пособие / В. В. Свечникова, М. И. Швейкерт, Е. А. Пузикова. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2021. – 95 с.
26) Системы, методы и инструменты менеджмента качества : учебник / М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 576 с. - ISBN 978-5-4461-0514-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1789512 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
27) Совершенствование технологий и инструментов в развитии бизнеса : сборник научно-исследовательских работ студентов по итогам XI Московской научно-практической конференции «Студенческая наука-2016» 18 ноября 2016 года. г. Москва / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Экономика организации : под общ. ред. д.э.н., проф. А. В. Шарковой и к.э.н., доц. Д. В. Швандар. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 141 с. - ISBN 978-5-394-02818-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1449645 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
28) Сысоева, С. Большая книга директора магазина. Технологии 4.0. : практическое руководство / С. Сысоева, Г. Крок. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 528 с. - (Серия «Розничная торговля»). - ISBN 978-5-4461-1517-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1783713 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
29)Шимширт, Н. Д. Практические аспекты финансового управления корпорацией : учебное пособие / Н. Д. Шимширт, В. В. Копилевич ; под. ред. Н. Д. Шимширт. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. - 160 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1681640 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
30) Ширяева, Г. Ф. Финансы организаций (предприятий) : учебное пособие для студентов вузов / Г. Ф. Ширяева ; Восточная экономико-юридичес-кая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). — 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА ; Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 228 с. - ISBN 978-5-9765-3604-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1643251 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
31) Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 398 с.
32) Экономика организации. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
33) Экономические аспекты и проблемы функционирования современных предприятий: сборник статей научных докладов студентов, аспирантов и магистрантов по итогам научно-исследовательской работы по кафедре «Экономика организации» за 2015г. / под науч. ред. к.э.н., доц. М. А. Пономаревой. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 80 с. - ISBN 978-5-394-02657-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1450818 (дата обращения: 18.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
34) Analysis for Financial Management 12th Edition, Kindle Edition/ Publisher: McGraw-Hill Higher Education; 12th edition (January 9, 2018)
35) Value Proposition Design: How to Create Products and Services Customers Want (Strategyzer)/ Dr. Alexander Osterwalder/ January 28, 2015/ 320 pages
36) Debt Cycle Investing: Simple Tools for Reading the Economy to Make Smarter Investment Decisions/ Gary Gordon/ 242 pages.
37) Financial Planning & Analysis and Performance Management (Wiley Finance)/ Wiley; 1st edition (June 13, 2018)/ William W. Benton, CFA/640 pages
38) Financial Analysis of Mergers and Acquisitions: Understanding Financial Statements and Accounting Rules with Case Studies 1st ed. 2020 Edition/ Palgrave Macmillan; 1st ed. 2020 edition (February 3, 2021)
39) Интернет портал «Магнит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/
40) Интернет портал «66.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://66.ru/news/business/220437/
41) Интернет портал «2gis.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://2gis.ru/ekaterinburg/search