Введение
- Теоретические аспекты развития внимания в педагогике
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Виды и свойства внимания
1.3 Особенности развития внимания младших школьников
Вывод к первой главе
- Эмпирические исследования особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста
2.1 Цели, задачи, организация исследования
2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников
Вывод ко второй главе
Заключение
Список использованной литературы
В научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий с окружающим миром.
Целью данной работы является изучить развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
- провести анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых по теме внимания;
- рассмотреть виды и свойства внимания;
- изучить особенности развития внимания младших школьников;
- изучить методики для изучения развития внимания у детей младшего школьного возраста;
- сделать обработку и анализ полученных результатов.
- подвести итоги по работе.
Объектом исследования является внимание у младших школьников.
Предметом исследования является развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Методами исследования являются анализ теоретических данных, статистические методы и аналитические методы.
Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на главы и подпункты, заключения, списка использованной литературы.
- Теоретические аспекты развития внимания в педагогике
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
Наиболее развитые положения генетической теории внимания разработаны у Э. Титченера, исходящего из того, что две формы внимания, которые различаются в популярном значении, а именно: пассивное, или непроизвольное, внимание и активное, или произвольное, внимание, - в действительности характерны для различных стадий духовного развития. Отличаются они друг от друга только по сложности как более ранняя и более поздняя форма, а показывают один и тот же тип сознания, но в различные периоды нашего духовного роста. Различие и характер каждого из них Титченер пытается выяснить из условий их появления[10, ст.57].
Проблемами внимания занимались и такие известные психологи как Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин.
Движущей силой обучения является противоречие в проблемной ситуации. Оно способствует активизации познавательной деятельности, включая внимание. Рассмотрим часть методик, суть которых заключается в выявлении влияния проблемных ситуаций на развитие внимания у младших школьников. Данные методики предложены Р.С. Немовым:
Методика первая. Определение продуктивности и устойчивости внимания. Ребенок получает бланк с кольцами Ландольта и сопровождающую инструкцию. Внимательно рассматривая кольца по рядам, он должен определить те, у которых есть разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркнуть эти кольца. Работа ограничена временем 5 минут. Каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта» и ребенок должен поставить её в том месте бланка, где его застала команда. По истечении времени произносится слово «стоп» и ребенок прекращает работу, поставив двойную вертикальную черту, где он остановился. Экспериментатор выясняет, какое количество колец было просмотрено ребенком за каждую минуту и количество допущенных им ошибок. Продуктивность и устойчивость внимания определяется по специальной формуле, а по её результатам строится график работы ребенка над заданием;
Методика вторая. Оценка распределения внимания. Инструкция, выдаваемая детям, аналогична инструкции первой методики.
Разница заключается в том, что надо зачеркивать одновременно два разных вида колец, с разрывами в различных местах, например, сверху и слева. При этом первое кольцо зачеркивается одним способом, а второе другим. Процедура обработки такая же, как и в первой методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания;
Методика третья. Оценка переключения внимания. Бланки, как и в первых двух методиках, но инструкция несколько другая. Первая минута работы – найти и зачеркнуть одним способом кольца одного типа. В течение следующей минуты – кольца другого типа и так далее в течение пяти минут. Обработка, представление и интерпретация результатов те же, что и в первых двух методиках. В данный комплекс в основном вошли такие методики, при помощи которых оцениваются индивидуально устойчивые и компенсируемые свойства внимания детей[4, ст.21].