Актуальность работы. Статистические данные в сфере розничной торговли свидетельствуют об увеличении количества отечественных и зарубежных компаний, что не может не отразиться на уровне конкуренции на рынке. На увеличение конкуренции также оказывают влияние внутренние факторы самой организации такие, как кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, текучесть кадров и стиль управления.
Повышение уровня конкурентоспособности можно достичь, разработав меры по достижения конкурентных преимуществ на основании выявленных слабых сторон компании.
Теоретической и методологической основой данной курсовой работы стали труда отечественных и зарубежных исследователей в области конкуренции, экономики, управления и обслуживания: О.Г. Афанасьева [2], М. Ахматова [3], Д.С. Воронов [9], М.Ш. Габикова [10], Ю.Б. Рубин [42], Д.Л. Гибсон [11], Дж. Грейсон [15], К.Г. Маркс [35], Л. Нобли [38], М. Портер [43]. Перечисленные авторы раскрыли основные понятия конкурентоспособности и пути ее повышения.
Цель данной выпускной квалификационной работы: провести анализ конкурентоспособности сети магазинов «Лента» и разработать рекомендации по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Ознакомиться с понятием конкурентоспособности и проанализировать ее виды;
б) Изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
в) Выделить методы повышения конкурентоспособности предприятия на рынке;
г) Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Лента»;
д) Проанализировать конкурентоспособность ООО «Лента» в сравнении с конкурентами;
е) Определить пути повышения конкурентоспособности ООО «Лента» в том числе рассмотреть резервы повышения конкурентоспособности услуг предприятия;
ж) Оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретическая значимость заключается в дополнении положений теории конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость заключается в конкретном предложении для ООО «ЛЕНТА» метода повышения конкурентоспособности и решения проблем, выявленных в ходе исследования. Научная новизна заключается в развитии теоретических положений оценки конкурентоспособности конкретного предприятия.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Лента», головной офис которой находится в г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования выступает конкурентоспособность предприятия, а также методы ее оценки и пути повышения.
Структура работы представлена тремя главами, заключением, списком литературы.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим аспектам конкуренции, ее роли и методах оценки.
Глава два настоящей работы раскрывает организационную структуру предприятия, на примере ООО «Лента». В данном разделе проведен детальный анализ всей экономической деятельности компании на основании различных маркетинговых методов оценки и результатам конкурентоспособности других представителей розничной торговли.
Третий раздел курсовой предлагает ряд мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности предприятия, на примере ООО «Лента».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Понятие конкурентоспособности и ее воздействие на показатели эффективности предприятия
Конкуренция – это усилие компании, прилагаемые с целью превзойти остальные компании в определенных показателях лидирующей позиции на рынке или преимуществ, находившихся у ограниченного количества компаний [26]. На момент выхода компании на рынок, на нем уже сформировано огромное количество конкурирующих между собой компаний.
Рыночная конкуренция в России регулируется ФЗ «О защите конкуренции» [60]. Данный закон дает легальное определение понятию, характеризуя конкуренцию, как соперничество между субъектами хозяйственной деятельности, действия которых ограничивают других в достижении желаемых благ, а также воздействуют на вращение товаров на рынке.
Методологические основы конкурентоспособности были заложены Адамам Смитом, по праву которому принадлежит звание основателя экономической науки. А также Карлу Марксу [35], Д. Риккардо.
В своих работах Адам Смит представлял конкуренцию, как субъект равновесия рыночного механизма, под действием которого происходит распределение трудовых и финансовых ресурсов между секторами экономики. Он считал, что конкуренция является одним из самых эффективных рычагов регулирования цен, учитывающая влияние спроса и предложения на конкретный товар или услугу.
На основании подобных принципах Д. Риккардо разработал модель совершенной конкуренции, в которой заключалось, что рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также находится в тесной взаимосвязи от уровня конкуренции на рынке. Подобная модель чистой конкуренции была рассмотрена в работе К. Маркса «Капитал» [35].
В дальнейшем их труд продолжат такие ученые, как Э. Чемберлен со своей теорией монополистической конкуренцией, Д. Кейнс с теорией занятости и другие.
Роль конкуренции в развитии предприятия изучена Майклом Портером. В своей работе он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только фирму, но и производители, поставщики и даже сами покупатели [43]. Результат его труда был представлен в качестве концепции пяти сил конкуренции:
а) Угроза вторжения новых конкурентов;
б) Угроза появления продуктов — заменителей;
в) Экономический потенциал поставщиков;
г) Экономический потенциал покупателей;
д) Соперничество среди существующих конкурентов.
Взаимодействие этих сил создает среду действующего рынка. Состояние каждой силы и ее совокупного эффекта влияет на уровень и состояние конкурентоспособности предприятия.
Под конкурентным преимуществом принято считать высокую степень компетенции предприятия в той или иной области, позволяющая создавать пути наименьшего соприкосновения с последствиями конкуренции, а также привлекать и удерживать клиентов [24]. Базой для формирования конкурентного преимущества является обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов цепочки ценностей предприятия [12]. Знание своих конкурентных преимуществ позволяет организации осуществлять свою хозяйственную деятельность с наибольшей производительностью [42].
Несмотря на то, что начало изучению конкуренции было положено давно, до сих пор мировая экономическая наука не имеет единого мнения о содержании понятия «конкурентоспособность» и методам ее оценки и формирования.[67].
1 Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 239
2 Афанасьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА. - 2017 – 118 с
3 Аврамов, П.А. Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе/ П.А. Аврамов. -Олим-Бизнес, 2018.
4 Беленов, О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов.: учебное пособие / Беленов О.Н., Анучин А.А. — Москва: КноРУс, 2019. — 142 с
5 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. — М.: Инфра-М, 2017. — 224 c.
6 Бондаренко С.И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России: моногр. / С.И. Бондаренко. — М.: Научная книга, 2015. — 104 c.
7 Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
8 Волкова, Наталья Конкурентоспособность предпринимательских структур / Наталья Волкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 176 c.
9 Воронов Дмитрий Сергеевич. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Екатеринбург, 2002. - 145c.
10 Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
11 Гибсон, Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2005 – 660 с.
12 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебное пособие/ Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2004. – 461 с. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник/ В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
13 Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Высшая школа, 2015. - 907 c
14 Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016. – 635 с
15 Грейсон Дж. младший, О ‘Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - С. 142, 143, 174-175.
16 Гришина Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции сельского хозяйства / Ю.В. Гришина // Молодежь и наука. 2016. № 4. С. 136.
17 Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2016 – С. 35-39
18 Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154
19 Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 375 с.
18 Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. — №7. – С. 67-69
21 Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.
22 Кершенбаум, В.Я. Конкурентоспособность и проблемы нефтегазового комплекса. Учебное пособие: моногр. / ред. А.И. Владимиров, В.Я. Кершенбаум. - М.: Национальный институт нефти и газа, 2016. - 640 c.
23 Коломиец, Андрей Конкурентоспособность российских банков в условиях инфляции: моногр. / Андрей Коломиец. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2015. - 111 c.
24 Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. — 2018 – С. 55-59.
25 Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2015. - 419 c.
26 Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. — 192 c.
27 Клайв, Р. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества/
28 Комарова, И.П. Устойчивая конкурентоспособность компаний высокотехнологичных отраслей: монография / Комарова И.П. — Москва: Русайнс, 2017. — 118 с.
29 Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2015. - 464 c.
30 Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2016. - 448 c.
31 Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2017. - 438 c.
32 Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Инвестиционная и финансовая политика фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 304 с.
33 Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 507 с.
34 Малюк В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Малюк. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 361 с.
35 Мадрас А. Н. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мадрас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
36 Маркс, К.Г. Капитал/ К.Г. Маркс. -2000. - 512 с.
37 Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2016. – 194 с.
38 Лежнева, А.В. Инновационная стратегия и создание устойчивых конкурентных преимуществ компаний в условиях трансформации рынка электроники: монография / Лежнева А.В., Кожевина О.В. — Москва: Русайнс, 2016. — 74 с
39 Нобли Л., Маккейн К. За фасадом ИБМ. - Нью-Йорк, 1989. Макгроу-Хилл. Как добиться успеха. Практический совет деловым людям: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991, С.84, 85, 97, 98, .108.
40 Незамайкин, В. Н. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 467 с.
41 Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Погодина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.
42 Рубчинский, А. А. Методы и модели принятия управленческих решений: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Рубчинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 526 с.
43 Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2017. - 448 c.
44 Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ М. Портер-: Альпина Паблишер. - 2020.
45 Розанова Н. М.-КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.: Издательство Юрайт,2019-343
46 Супрун, В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке / В.А. Супрун. - М.: Либроком, 2017. - 192 c.
47 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А.Смит. - АСТ, 2019. - с. 1072.
48 Струве П. Б.-ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ-М.: Издательство Юрайт,2019-193-
49 Сапунов А.В. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики / Сапунов А.В., Капсамун Е.А. // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 169-171.
50 Тарануха, Ю.В. Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ: практическое пособие / Тарануха Ю.В. — Москва: Русайнс, 2016. — 357 с.
51 Тарануха, Ю.В. Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ : практическое пособие / Тарануха Ю.В. — Москва : Русайнс, 2016. — 357 с.
52 Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество, 2016. - 464 c.
53 Фидельман, Григорий Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности / Григорий Фидельман , Сергей Дедиков , Юрий Адлер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 192 c.
54 Черепанова Н.В. Социальная ответственность: учебное пособие/ Н.В. Черепанова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 21 с.
55 Черненкович С.С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих предприятиях / С.С. Черненкович // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. – 2017. — №18. – С. 67-68
56 Чичиренко М.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / М.А. Чичиренко // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 59.
57 Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с.
58 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
59 Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для академического бакалавриата / М. Б. Шифрин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 321 с.
60 Шарафутдинова, Н.С. Управление конкурентоспособностью организации. : учебное пособие / Шарафутдинова Н.С., Палякин Р.Б. — Москва : Русайнс, 2017. — 132 с.
61 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебнопрактическое пособие. - 2-е изд., исп. И доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. –С. 40.
62 Ямпольская Д. О.-ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 2-е изд., исп. и доп. Учебник для СПО-М. Издательство Юрайт,2019-193
63 Яконицева М.В. Маркетинговые средства анализа конкурентоспособности предприятий / М.В. Яконицева // Методология и практика бухгалтерского учета. – 2016. — №8. – С. 64-67
64 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
65 Kotler, Philip. Marketing management// P. Kotler, K. L. Keller. – 14th global ed. – Boston [etc.] : Pearson Education, 2014. – 679, [227] p. pag.
66 Lindstrom M. Brandwashed : tricks companies use to manipulate our minds and persuade us to buy / M. Lindstrom. – New York : Crown Business, 2015. – 291p
67 Simpson, D. Use of supply relationships to recycle secondary materials / D. Simpson // Intern. J. of production research. - 2017. - No. 48, iss. 1. - Pp. 227 - 249.