Курсовая работа|Педагогика

Этнокультурное воспитание в условиях ДОУ Крайнего Севера

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ

1.1. Воспитание детей народов Крайнего Севера как социально-педагогический феномен  

1.2. Игра как метод формирования этнокультурной деятельности детей в условиях ДОУ   

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ   

2.1. Педагогические идеи устного народного поэтического творчества

2.2. Основные методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования состоит в том, что коренные малочисленные народы, проживающие на территории Крайнего Севера находятся в настоящее время в кризисном состоянии, наблюдается тенденция снижения количества коренного населения, что приводит к трансформации культуры народов Крайнего Севера.

Происходящие социально-экономические и рыночные реформы, влекут за собой пагубное влияние на традиционный уклад жизни народов Севера, в связи с миграцией пришлого населения, утрачиваются традиции народов Крайнего Севера.

Новая концепция национальной системы образования призвана и демографическая ситуации народов Крайнего Севера рождают предпосылки поиска новых путей воспитания подрастающего  населения в современных условиях, принимая во внимание и региональные особенности проживания.

Основными задачами образовательных учреждений народов Крайнего Севера становятся реализация идей национальных учебных заведений, построение педагогического опыта с учетом этнографических особенностей коренного населения, сохранение традиций воспитания детей в условиях Крайнего Севера, пи соблюдении взаимосвязи различных культур.

Вышеуказанные проблемы порождают необходимость теоретического осмысления развития традиций этнокультурного воспитания подрастающего поколения народов Крайнего Севера.

Возрождение этнокультурных традиций в настоящее время являются важнейшей проблемой сохранения этнокультуры.

Социально-педагогический аспект данного исследования состоит в изучении педагогического опыта воспитания этнокультуры в условиях Крайнего Севера.

Это обусловлено недостаточной изученностью традиций воспитания подрастающего поколения северных народов.

В исследовании рассмотрены наиболее значимые факторы воспитания этнокультуры, такие как:

- изучить теоретико-методологические основ исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России;

- рассмотреть традиции семейного воспитания и воспитания подрастающего поколения в условиях дошкольных учебных заведений народов Крайнего Севера, семейные и гендерные традиции;

- рассмотреть использование фольклора, прикладного искусства, игр и игрушек, праздничную культуру ненцев;

Этнокультурные традиции различных народов были изучены такими учеными как Покровский Е.А. [29], Григорьев В.М. [10],[11] и др. необходимо пи этом отметить, что этнокультурные традиции народов Крайнего Севера остаются малоизученными. Именно эта проблема и стала целью данного исследования.

Объект исследования — воспитание детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России.

Предмет исследования — развитие этнокультурных традиций коренных народов Крайнего Севера России.

Гипотеза исследования состоит в том, что этнокультурный опыт нуждается в постоянном обобщении и актуализации.

Задачами исследования является:

- Изучение традиций воспитания подрастающего поколения Крайнего Севера России на примере МБДОУ Детский Сад № 9 "Кристаллик", Салехард;

- Охарактеризовать воспитательные возможности традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера России как средства разностороннего развития детей.

- Разработать педагогические условия сохранения и использования этнокультурных традиций воспитания современными региональными образовательными учреждениями.

База исследования - МБДОУ Детский Сад № 9 "Кристаллик", Салехард.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России

1.1. Воспитание детей народов Крайнего Севера как социально-педагогический феномен

Педагогическая наука как социогуманитарная наука быстро реагирует на процессы, происходящие в общественной жизни, отражает и изучает явления и проблемы, возникающие в процессе развития человеческой культуры. Процессы, происходящие в современное время в нашей стране, резко изменили социокультурную ситуацию, повлекли за собой изменения в системе образования, дали толчок активному развитию педагогической науки. Расширились границы педагогики, в ней появились новые отрасли: инженерная, медицинская педагогика, андрогогика, аксиология, этнопедагогика, педагогика диалога, сотрудничества, толерантности, искусства, творчества, успеха, радости и др.

Этнокультурное образование также сформировалось как новое направление в педагогике. Понятие «этнокультурное образование» появилось относительно недавно, приблизительно в конце прошлого века. Сегодня оно становится активным элементом педагогической терминологии, хотя единства в ее понимании нет. Этот термин используется наряду со следующими терминами: "этнорегиональное", "этнонациональное", "национально-региональное", "поликультурное" и "этнокультурологическое" образование.

В современных энциклопедиях и словарях пока нет единого мнения относительно определения «этнокультурного образования», хотя этнокультурные темы активно изучаются в педагогической науке. В понимании основного значения термина мы разделяем позицию Т.К. Солодухиной, которая дала следующее определение: "Взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижениях народов, является этнокультурным образованием».  Оно раскрывает содержание этнокультурного образования. Однако это определение не исчерпывает всей полноты этого многогранного социально-педагогического феномена и не отражает его сущность.

Мы определяем этнокультурное образование как целостный процесс изучения и практической ассимиляции этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), процесс формирования и воспитания личности по традициям этнической культуры, сочетающий в себе моноэтническую глубину постижения родной культуры и многонациональный широту охвата. Этнокультурное образование - сложное междисциплинарное явление, исследующее содержание этнокультурной составляющей образовательного процесса и имеющее множество нерешенных проблем.

Этнокультурное образование как таковое представлено различными авторами, как:

- «процесс и результат целенаправленного образования и воспитания личности как этносубъекта»;

- «образование, направленное на сохранение этнокультурной самобытности индивида через овладение родным языком и культурой при одновременном освоении ценностей национальной и мировой культур».

Обобщая эти определения, можно сказать, что целостное этнокультурное образование - это формирование многоуровневой идентичности через образование и воспитание личности как этнического субъекта, передачу опыта этнокультурной традиции, актуализацию этого опыта в современных социокультурных условиях.

В связи с процессами демократизации общества в перестроечную и постперестроечную эпохи в России активизировались процессы гуманизации и изменения в образовании, что также привело к развитию различных направлений этнокультурного образования. Следует помнить, что именно в России еще в 1920-е годы были провозглашены и реализованы ленинские идеи широкого образования на местных языках (начавшегося в царский период), создания национальной письменности, отмены принудительного обучения на русском языке, свободного выбора языка, основанного на личных интересах и «нуждах экономического оборота страны».

Даже западные ученые называют нашу страну «пионером концепции преподавания на родном языке», что нашло отражение в документах ЮНЕСКО по преподаванию на языках малых народов 1950-х годов.

С 1938 года Постановлением ЦК КПСС (большевиков) и Совета Народных Комиссаров «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и регионов» начался второй этап советской языковой политики, обусловленный потребностями взаимопонимания людей в общей стране, ролью русского языка как языка межнационального общения.

Проблема этнокультурного образования решается с разных точек зрения: с учетом возрастных стадий социализации, в большей степени с точки зрения средств обучения или воспитания, она основывается на разных подходах. Наиболее значимыми являются этнопедагогический и культурологический подходы, ставшие общепринятыми в современной педагогике. Для ученых и практиков, работающих в области этнокультурного образования, характерно их взаимодействие или объединение. Культурологический подход отличается рассмотрением культуры как целостной системы и ее частей как элементов этой системы. При рассмотрении этнокультуры было бы правомерно говорить об этнокультурном подходе, и в этом подходе можно выделить этнохудожественный подход, направленный на изучение и приобщение личности к ценностям различных видов народной художественной культуры. В современной педагогике проблема этнокультурного образования переросла в самостоятельную научную проблему, требующую серьезного внимания. Эта проблема становится самостоятельной областью педагогической науки. Специфика этнокультурного образования имеет свои границы: они открыты от моноэтнического к многоэтническому этнокультурному образованию. Проблема этнокультурного образования предполагает осмысление моноэтнической глубины и полиэтнической широты, вопросы межкультурного взаимодействия. Феномен этнокультурного образования является сложным педагогическим феноменом, интегрирующим проблемы изучения этнокультуры и ее интерпретации в процесс образования, что требует изучения взаимодействия различных гуманитарных наук (различные отрасли педагогики, этнологии, фольклора, культурологии, философии).

  1. Арутюнов, С.А. Древние культуры азиатских эскимосов. (Уэленский могильник) / С.А. Арутюнов, В. И. Сергеев. М.: Наука, 1969. — 205 с.
  2. Арутюнов, С.А. Коренные малочисленные народы России: оптимизация межнациональных отношений / С.А. Арутюнов // Этнополитический вестник России.- 2017. -№ 1.-С. 107-113.
  3. Берг, Л.С. Очерки по истории русских географических открытий / Л.С. Берг.- М.: АН СССР, 1996. 358 с.
  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Перевод с английского / Под ред. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  5. Буторина, Т.С. Образовательные традиции русского Севера / Т.С. Буторина // Вестник Северо-Западного отделения РАО. 2019. - №4. - С. 264-271.
  6. Былеева, Л.В. Игры народов СССР / Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. М.: Педагогика, 1985. - 386 с.
  7. Васильевский, Р.С. Происхождение и древняя культура коряков / Р.С. Василевский. Новосибирск: Наука, 1971. - 250 с.
  8. Вдовин, И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей / И.С. Вдовин // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. 1976. - №4 - С. 217-253.
  9. Грачева, Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. / Г.Н. Грачева. Л.: Наука, 1983.-173 с.
  10. Григорьев, В.М. Народная педагогика игры. Вопросы методологии и теории / В.М. Григорьев М.: Аргус, 2016. - 156 с.
  11. Григорьев, В.М. Семейно-общинные основы народной педагогики игры / Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трактатов и материалов. — М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2016. - 176 с.
  12. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. -М.: Знание, 1975.-128 с.
  13. Запорожец, А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. М., 1978.-С. 61-68.
  14. История родного края. Игры в начальной школе: Книга для учителя / Под ред. Н.С. Цепляевой. Магадан: СМУ, 2015. - 83 с.
  15. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2015.- 416 с.
  16. Клике, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Клике. М.: Прогресс, 1983. - 203 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: ВЛАДОС, 2016. - 414 с.
  18. Коменский Я.А. Избранные сочинения. Т.2. / Я.А. Коменский -М.: Педагогика, 1982.-286 с.
  19. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1988. - 62 с.
  20. Концептуальные основы педагогики национальной школы / Под ред. М.И. Мухина. Элиста, 2017. - 133 с.
  21. Кочешков, Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII-XX) / Н.В. Кочешков. -Л.: Век, 1989.-197 с.
  22. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка / Е.А. Коссаковская М.: Знание, 1980.-61 с.
  23. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное детство: культурно-исторический аспект / Под ред. JI.A. Парамоновой. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы междунар. семинара. М., 2004. - С. 10-13.
  24. Липский, И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И.А. Липский М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 320с.
  25. Меляков, Н.И. Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Севера / Н.И. Меляков. М.: Педагогика, 2018. - 194 с.
  26. Мухина, B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее / B.C. Мухина // Психологический журнал. 2014. - № 3. - С. 42-53.
  27. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: Инфра-М, 2019. - 368 с.
  28. Плоткин, М.М. Социальное воспитание школьников: Монография / М.М. Плоткин. М.: Изд-во Института социальной работы. - 2018. - 200 с.
  29. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. СПб.: Форма «ЛАНС», 2014. - 387 с.
  30. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки (азиатские эскимосы, чукчи, кереки, коряки и ительмены). М.: Наука, 2014. - 645 с.
  31. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В .А. Сластенина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2017. -4.1. - 288 с.
  32. Чадаева, А.П. Национальная игрушка / А.П. Чадаев. Хабаровск: ИУУ, 2016.- 96 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское