ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ
1.1. Воспитание детей народов Крайнего Севера как социально-педагогический феномен
1.2. Игра как метод формирования этнокультурной деятельности детей в условиях ДОУ
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Педагогические идеи устного народного поэтического творчества
2.2. Основные методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования состоит в том, что коренные малочисленные народы, проживающие на территории Крайнего Севера находятся в настоящее время в кризисном состоянии, наблюдается тенденция снижения количества коренного населения, что приводит к трансформации культуры народов Крайнего Севера.
Происходящие социально-экономические и рыночные реформы, влекут за собой пагубное влияние на традиционный уклад жизни народов Севера, в связи с миграцией пришлого населения, утрачиваются традиции народов Крайнего Севера.
Новая концепция национальной системы образования призвана и демографическая ситуации народов Крайнего Севера рождают предпосылки поиска новых путей воспитания подрастающего населения в современных условиях, принимая во внимание и региональные особенности проживания.
Основными задачами образовательных учреждений народов Крайнего Севера становятся реализация идей национальных учебных заведений, построение педагогического опыта с учетом этнографических особенностей коренного населения, сохранение традиций воспитания детей в условиях Крайнего Севера, пи соблюдении взаимосвязи различных культур.
Вышеуказанные проблемы порождают необходимость теоретического осмысления развития традиций этнокультурного воспитания подрастающего поколения народов Крайнего Севера.
Возрождение этнокультурных традиций в настоящее время являются важнейшей проблемой сохранения этнокультуры.
Социально-педагогический аспект данного исследования состоит в изучении педагогического опыта воспитания этнокультуры в условиях Крайнего Севера.
Это обусловлено недостаточной изученностью традиций воспитания подрастающего поколения северных народов.
В исследовании рассмотрены наиболее значимые факторы воспитания этнокультуры, такие как:
- изучить теоретико-методологические основ исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России;
- рассмотреть традиции семейного воспитания и воспитания подрастающего поколения в условиях дошкольных учебных заведений народов Крайнего Севера, семейные и гендерные традиции;
- рассмотреть использование фольклора, прикладного искусства, игр и игрушек, праздничную культуру ненцев;
Этнокультурные традиции различных народов были изучены такими учеными как Покровский Е.А. [29], Григорьев В.М. [10],[11] и др. необходимо пи этом отметить, что этнокультурные традиции народов Крайнего Севера остаются малоизученными. Именно эта проблема и стала целью данного исследования.
Объект исследования — воспитание детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России.
Предмет исследования — развитие этнокультурных традиций коренных народов Крайнего Севера России.
Гипотеза исследования состоит в том, что этнокультурный опыт нуждается в постоянном обобщении и актуализации.
Задачами исследования является:
- Изучение традиций воспитания подрастающего поколения Крайнего Севера России на примере МБДОУ Детский Сад № 9 "Кристаллик", Салехард;
- Охарактеризовать воспитательные возможности традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера России как средства разностороннего развития детей.
- Разработать педагогические условия сохранения и использования этнокультурных традиций воспитания современными региональными образовательными учреждениями.
База исследования - МБДОУ Детский Сад № 9 "Кристаллик", Салехард.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера России
1.1. Воспитание детей народов Крайнего Севера как социально-педагогический феномен
Педагогическая наука как социогуманитарная наука быстро реагирует на процессы, происходящие в общественной жизни, отражает и изучает явления и проблемы, возникающие в процессе развития человеческой культуры. Процессы, происходящие в современное время в нашей стране, резко изменили социокультурную ситуацию, повлекли за собой изменения в системе образования, дали толчок активному развитию педагогической науки. Расширились границы педагогики, в ней появились новые отрасли: инженерная, медицинская педагогика, андрогогика, аксиология, этнопедагогика, педагогика диалога, сотрудничества, толерантности, искусства, творчества, успеха, радости и др.
Этнокультурное образование также сформировалось как новое направление в педагогике. Понятие «этнокультурное образование» появилось относительно недавно, приблизительно в конце прошлого века. Сегодня оно становится активным элементом педагогической терминологии, хотя единства в ее понимании нет. Этот термин используется наряду со следующими терминами: "этнорегиональное", "этнонациональное", "национально-региональное", "поликультурное" и "этнокультурологическое" образование.
В современных энциклопедиях и словарях пока нет единого мнения относительно определения «этнокультурного образования», хотя этнокультурные темы активно изучаются в педагогической науке. В понимании основного значения термина мы разделяем позицию Т.К. Солодухиной, которая дала следующее определение: "Взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижениях народов, является этнокультурным образованием». Оно раскрывает содержание этнокультурного образования. Однако это определение не исчерпывает всей полноты этого многогранного социально-педагогического феномена и не отражает его сущность.
Мы определяем этнокультурное образование как целостный процесс изучения и практической ассимиляции этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), процесс формирования и воспитания личности по традициям этнической культуры, сочетающий в себе моноэтническую глубину постижения родной культуры и многонациональный широту охвата. Этнокультурное образование - сложное междисциплинарное явление, исследующее содержание этнокультурной составляющей образовательного процесса и имеющее множество нерешенных проблем.
Этнокультурное образование как таковое представлено различными авторами, как:
- «процесс и результат целенаправленного образования и воспитания личности как этносубъекта»;
- «образование, направленное на сохранение этнокультурной самобытности индивида через овладение родным языком и культурой при одновременном освоении ценностей национальной и мировой культур».
Обобщая эти определения, можно сказать, что целостное этнокультурное образование - это формирование многоуровневой идентичности через образование и воспитание личности как этнического субъекта, передачу опыта этнокультурной традиции, актуализацию этого опыта в современных социокультурных условиях.
В связи с процессами демократизации общества в перестроечную и постперестроечную эпохи в России активизировались процессы гуманизации и изменения в образовании, что также привело к развитию различных направлений этнокультурного образования. Следует помнить, что именно в России еще в 1920-е годы были провозглашены и реализованы ленинские идеи широкого образования на местных языках (начавшегося в царский период), создания национальной письменности, отмены принудительного обучения на русском языке, свободного выбора языка, основанного на личных интересах и «нуждах экономического оборота страны».
Даже западные ученые называют нашу страну «пионером концепции преподавания на родном языке», что нашло отражение в документах ЮНЕСКО по преподаванию на языках малых народов 1950-х годов.
С 1938 года Постановлением ЦК КПСС (большевиков) и Совета Народных Комиссаров «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и регионов» начался второй этап советской языковой политики, обусловленный потребностями взаимопонимания людей в общей стране, ролью русского языка как языка межнационального общения.
Проблема этнокультурного образования решается с разных точек зрения: с учетом возрастных стадий социализации, в большей степени с точки зрения средств обучения или воспитания, она основывается на разных подходах. Наиболее значимыми являются этнопедагогический и культурологический подходы, ставшие общепринятыми в современной педагогике. Для ученых и практиков, работающих в области этнокультурного образования, характерно их взаимодействие или объединение. Культурологический подход отличается рассмотрением культуры как целостной системы и ее частей как элементов этой системы. При рассмотрении этнокультуры было бы правомерно говорить об этнокультурном подходе, и в этом подходе можно выделить этнохудожественный подход, направленный на изучение и приобщение личности к ценностям различных видов народной художественной культуры. В современной педагогике проблема этнокультурного образования переросла в самостоятельную научную проблему, требующую серьезного внимания. Эта проблема становится самостоятельной областью педагогической науки. Специфика этнокультурного образования имеет свои границы: они открыты от моноэтнического к многоэтническому этнокультурному образованию. Проблема этнокультурного образования предполагает осмысление моноэтнической глубины и полиэтнической широты, вопросы межкультурного взаимодействия. Феномен этнокультурного образования является сложным педагогическим феноменом, интегрирующим проблемы изучения этнокультуры и ее интерпретации в процесс образования, что требует изучения взаимодействия различных гуманитарных наук (различные отрасли педагогики, этнологии, фольклора, культурологии, философии).