Основы конкурентоспособности предприятия являются сегодня одним из ключевых элементов компетенций специалиста любого профиля и руководителя любого уровня. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по -настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
- Она способствует развитию научно-технического процесса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе её вымываются экономически не эффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары.
- Она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост, цен, а в ряде случаев к их снижению.
В известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
- Придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства;
- Ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения;
- Её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворять специфические запросы потребителя раньше и лучше других.
Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность - сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар(услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технологии производства, доступность для конечных потребителей. Много аспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис [1, с. 10].
Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому много значимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.
Цель данной работы: собрать необходимые знания и приобрести навыки исследовательской работы для раскрытия сущности понятия конкурентоспособности предприятия. Найти новые пути повышения конкурентоспособности предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- характеристика конкурентоспособности предприятия;
- исследование конъюнктуры рынка;
- изучение конкурентов;
- изучение потребителей;
- оценка конкурентоспособности.
- пути повышения конкурентоспособности;
- экономическая эффективность;
- составление бизнес плана.
Объект исследования - конкурентное положение компании ООО «Комус-Урал» г. Екатеринбург.
Предмет исследования - методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Основной информационной базой настоящей работы являются учебные пособия, а также исследования, представленные в интернет ресурсах. Предполагается применение теоретической базы для решения практических задач - определения конкурентоспособности торговой организации.
Работа состоит из:
- теоретической части в которой дано определение всем понятиям и определениям, содержащимся в работе.
- практической части, в которой рассмотрены поставленные задачи на примере работы, проведены анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Комус-Урал» характеристика деятельности предприятия, проведена оценка внутренних и внешних факторов формирования его конкурентоспособности, а также итоговая оценка конкурентоспособности ООО «Комус-Урал»
- представлен бизнес-план для повышения конкурентоспособности ООО «Комус-Урал».
-заключение, в котором представлены выводы, основанные на изложенном материале.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Вследствие важности поставленных задач, необходим всесторонний анализ проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, как целых отраслей, так и отдельных предприятий. Вот почему развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности приобретает огромное не только теоретическое, но и практическое значение [11, с.35].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Конкуренция -это та сама «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены, В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Таблица 1 - Конкуренция и её виды.
Конкуренция и её виды
|
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров
|
внутриотраслевая
|
Межотраслевая
|
Соперничество между предпринимателями, занятыми производством или реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукцией (за счёт неё происходит образование рыночных цен)
|
Борьба разных отраслей за наиболее выгодные сферы предложения капитала (она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли)
|
Ценовая
|
Неценовая
|
Рыночные позиции соперников подрываются путём снижения цен (скидки, акции)
|
Осуществляется путём улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах ( все маркетинговые методы управления: сервисное обслуживание, реклама)
|
Понятие конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность организации, предприятия, фирмы - это:
- совокупность свойств, отличающих её от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей населения,
- эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности;
- совокупностью особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами;
- совокупность свойств субъекта, имеющего определённую долю соответствующего динамичного рынка, которая характеризует степень соответствия вырабатываемых им объектов требованиям потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке;
- способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный момент период времени путём выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг;
-способность фирмы, компании контролировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей;
- способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции(конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности;
- возможность эффективной хозяйственной деятельности и её прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно -технический и трудовой потенциал.
- способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами.
- превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкурентных сегментах рынка в определённый период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации;
- сравнительная характеристика фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами;
- текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объём продаж в сопоставлении с общими по рынку и объёмами продаж предприятий -конкурентов) и тенденции его изменения;
- уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами (предприятиями), товарами на рынке;
- комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность;
- реальные и потенциальные возможности разрабатывать, проектировать, производить и сбывать с достаточно высокой прибылью в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары и услуги по своим ценовым характеристикам, взятые в комплексе, более привлекательные, чем товары его конкурентов;
- комплекс потребительских и стоимостных (ценовых характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого предприятия над другими;
- сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за её пределами;
- способность компании реализовать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определённого уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала);
- обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования;
- свойство объекта, имеющего определённую долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов;
-наиболее вероятная интегрированная рейтинговая оценка исследуемого предприятия (фигурирующего в составе стратегической конкурентной группы), которая предлагает экономически наиболее целесообразное использование всех видов потенциалов, каждый из которых имеет обобщённую числовую оценку.
Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризована многочисленными показателями в зависимости от цели исследования.
Анализ рынка позволяет:
- определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
- определить конкурентов в отрасли уровень конкуренции;
-изучить потребность и спрос на товар (услугу);
- изучить товар его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
- прогнозировать (моделировать), перспективы товара;
- определить направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей [29, c.40].
Анализ рынка основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции наиболее важных элементов анализа.
Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объёме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объёма продаж, спроса, предложения и соотношения между ними.
При сопоставлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия).