- Требования к квалификации педагога дополнительного образования в современных условиях
2.1. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования
2.2. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как необходимость модернизации образования
Заключение
Список литературы
2. Требования к квалификации педагога дополнительного образования в современных условиях
2.1. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования
На становление профессионализма педагога дополнительного образования влияет его владение основами научной, научно-методической и учебно-методической работы, методами и приемами изложения теоретического предметного материала, различными образовательными технологиями, методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей, методами эмоционально-волевой саморегуляции. Важно обеспечить систематичность, оперативность и гибкость научно-методической деятельности учреждению дополнительного образования в целях стимулирования научного поиска, инициативы и творчества специалиста для своевременного и качественного исполнения внешних и внутренних профессиональных функций. Совершенствование профессиональных качеств педагога дополнительного образования зависит от владения основами применения компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, который непосредственно реализует дополнительные программы разнообразной направленности. В его педагогическую деятельность входит развитие талантов и способностей обучающихся, включение их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Педагог комплектует основной состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, ведет непосредственную образовательную деятельность в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Кроме того, педагог дополнительного образования участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации; оказывает консультативную помощь по вопросам развития способностей и личностных качеств, обучающихся в системе дополнительного образования.
Следует отметить также такие общие характеристики, как общая культура, основательная непрерывная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, самосовершенствование, нравственные качества, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Г.Д. Бухарова отмечает, что успешность выработки индивидуального стиля педагога дополнительного образования в значительной степени определяет успешность профессионального становления педагога, его удовлетворенность профессиональным трудом, уровень профессионального мастерства, объективную результативность его педагогической деятельности. Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, включающее в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов, методов и средств в процессе обучения и воспитания. Уровень профессионализма педагога практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны и своевременны.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности обучающихся в системе дополнительного образования, главенствующим является профессионализм педагога.
Профессионализм педагога дополнительного образования рассматривается как совокупность дидактической, социальной и развивающей компетентности, включающий объективные характеристики (задачи, функции и результаты труда педагогов) и субъективные характеристики (знания, умения, качества личности педагога дополнительного образования).
М.И. Болотова отмечает, что основными условиями развития профессионализма педагога дополнительного образования являются:
– совершенствование содержания научно-исследовательской и научно-методической деятельности, активизирующей педагогическое мастерство и творческий поиск личности;
– использование вариативных форм развития опыта педагогов по организации дополнительного образования детей, стимулирующего самообразование, самопознание и самореализацию личности;
– формирование опыта по реализации педагогической диагностики результатов труда, обеспечивающего самоанализ и своевременную корректировку профессиональной компетентности.
На основании вышесказанного, в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования можно выделить четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и исследовательская:
3) организаторская и коммуникативная;
4) самосовершенствование.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога дополнительного образования:
- Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Профессиональная направленность включает в себя такие качества, как профессиональная позиция, профессиональная ориентация, профессиональные мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
- Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные и учебно-методические задачи, создавая при этом условия для формирования личности обучающегося.