Курсовая работа|Педагогика

Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

2 глава курсовой работы
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Studentka

Год: 2019 | Страниц: 14

Глава 2. Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

2.1. Методика использования приемов технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте

2.2. Педагогический опыт формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ.

Заключение

Список литературы

Глава 2. Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

2.1. Методика использования приемов технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте

С каждым годом возрастает число педагогов, интересующихся теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) и использующих технологии на ее основе в своей педагогической практике. Но при этом хочется конкретизировать, что именно из ТРИЗ чаще всего включается в программы обучения. Анализ многочисленных работ показал, что самыми распространенными являются приемы и методы развития творческого воображения (РТВ). На втором месте стоят элементы системного подхода к рассмотрению объектов природы и техники, и лишь на третьем месте по популярности у преподавателей находится алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), хотя конечной целью изучения курса ТРИЗ является развитие у детей способности/навыка видеть и решать задачи.

На сегодняшний день в формировании пространственных представлений предпочтительными являются инновационные образовательные технологии, которые удовлетворяют требованиям программы и ФГОС ДО. Одной из таких инновационных технологий является ТРИЗ. Следует отметить, что ТРИЗ – это не научная теория, а сочетание научного поиска и изобретательства. Так как современное общество испытывает острую необходимость в нестандартно мыслящих, творческих людях, а не в «имитаторах» и «исполнителях», то оригинальность мышления следует формировать с детства.

В дошкольных образовательных организациях технология ТРИЗ по ФГОС ДО причисляется к наиболее интересным и востребованным, так как она основывается на творческой деятельности детей возрастом от трех лет.

По сравнению с другими инновационными технологиями, ТРИЗ имеет ряд преимуществ, а именно: универсальность инструментария, то есть, возможность использования данной технологии во время непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой и самостоятельной деятельности; технология позволяет раскрыть индивидуальные таланты и способности ребенка; стимулирует самостоятельную творческую активность; помогает формированию личности, способной найти нестандартные решения проблем; создает ситуацию успеха для каждого ребенка, способствует плодотворной коллективной работе.

Технология ТРИЗ опирается на том положении, что все дети талантливы от рождения, но взрослые должны помочь им развить их гениальность, научить ориентироваться в сложном мире. С этой целью перед ТРИЗ в соответствии с ФГОС ДО ставится ряд основных задач: формирование целостной картины мира; стимулирование гибкого, нестандартного мышления; формирование умения видеть причинно-следственные связи, устанавливать логические закономерности между явлениями; побуждать к поисковой деятельности; развитие познавательных процессов, таких как мышление, воображение, память, внимание, воображение.

Е.Л. Пчелкина рекомендует следующий алгоритм применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Е.Л. Пчелкина отмечает, что начинать знакомство детей с элементами указанного алгоритма лучше всего с понятия ИКР – идеального конечного решения, т.к. это очень хорошо сочетается с рядом приемов развития творческого воображения, с которых обычно начинают изучение ТРИЗ. Знакомство с ИКР условно можно разделить на два шага: первый шаг – «сказочный», второй – «реальный».

Первый шаг (сказочный):

В сказках часто происходят чудеса. Стоит сказать волшебные слова или взмахнуть волшебной палочкой, и все, что нам нужно, происходит «само». Можно предложить детям найти примеры из известных им сказок, где что-то происходит «само». Например:

  • скатерть самобранка – «сама» накрывает на стол угощение и «сама» же все убирает;
  • сани (в сказке про Емелю) – «сами» едут по дороге без лошади;
  • ведра (в той же сказке) – «сами» несут воду в дом;
  • топор (в той же сказке) – «сам» рубит дрова, которые «сами» укладываются в сани;
  • клубочек (в сказке «Василиса премудрая») «сам» катится перед Иваном и указывает дорогу;
  • кусты роз (в сказке «Золушка») – вырастают «сами», и т.д.

Таких примеров дети могут подобрать достаточно много. Можно предложить им сделать рисунки сказочных вещей, которые «сами» выполняют нужные нам действия.

Второй шаг (реальный):

В жизни не всегда все получается как в сказке, но если внимательно присмотреться к окружающему нас миру, то можно заметить много интересных вещей, которые тоже происходят «сами» без заветных слов и волшебных палочек. Например:

  • облака «сами» бегут по небу;
  • речка «сама» течет;
  • мячик «сам» отскакивает от пола и подпрыгивает;
  • волны «сами» набегают на берег;
  • листики на деревьях «сами» осенью желтеют и т.д.

15 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское