Развитие конкурентных отношений в сфере розничной торговли определяет необходимость поиска компаниями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. В настоящее время управлять компанией должен грамотный менеджер, который способен управлять организацией в нестабильных экономических условиях.
Конкуренция – непосредственное взаимодействие организаций и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции; борьба за выбор покупателя, с помощью продвижения своего товара.
Сфера розничной торговли немыслима без конкуренции. Организациям розничной торговли необходимо постоянно изучать:
- уровень и интенсивность конкурентного рынка;
- рыночные возможности наиболее сильных конкурентов;
- перспективы конкуренции на целевых сегментах рынка.
Наличие конкурентов заставляет каждую компанию быть предельно внимательной к запросам своих потребителей, совершенствовать услуги и ассортимент, оперативно решать все задачи клиентов, устанавливать оптимальные цены на предоставляемые товары.
Развитие конкурентных отношений в сфере ретейлинга определяет необходимость поиска компаниями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. В настоящее время управлять такой компанией должен грамотный менеджер, способный управлять организацией в нестабильных экономических условиях. Таким образом, актуальность исследования проблем управления конкурентоспособностью организаций розничной торговли наряду с недостаточной их разработанностью обусловили выбор темы данного исследования – Пути повышения конкурентоспособности предприятия в сфере розничной торговли на примере АО «Связной Логистика».
Также определены задачи, цели, объект и предмет исследования.
Объект исследования – АО «Связной Логистика».
Предмет исследования – конкурентоспособность АО «Связной Логистика».
Цель исследования – разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ на основе анализа конкурентоспособности организации.
В соответствии с основной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности АО «Связной Логистики»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Связной Логистика».
Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении указана актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, перечислены объект и предмет, цель и задачи исследования, приведена структура исследования.
В первой главе работы автор проводит исследование теоретических аспектов обеспечения конкурентоспособности предприятия по таким направлениям, как:
- понятия конкуренции и конкурентоспособности;
- методы оценки конкурентоспособности;
- пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе работы проведен анализ конкурентоспособности АО «Связной Логистика» по следующей структуре:
- во-первых, в структуре первого раздела представлена характеристика АО «Связной Логистика»;
- во-вторых, в структуре второго раздела проведена оценка финансово-экономических показателей деятельности АО «Связной Логистика»;
- в-третьих, проведена оценка конкурентоспособности АО «Связной Логистика».
В третьей главе работы автор разрабатывает предложения по повышению конкурентоспособности АО «Связной Логистика», исходя из теоретических и практических аспектов исследования.
В заключении предоставляются основные выводы, сформулированные автором по результатам исследований, такие как:
- основные выводы по результатам исследования теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия;
- основная информация по итогам проведенного анализа конкурентоспособности;
- основные рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Связной Логистика», обосновывая их эффективность.
Для написания данной работы была использована литература в количестве 53 источников. Список использованных источников был составлен по результатам изучения основной профильной литературы (учебных пособий), нормативно-правовых актов, внутренних источников АО «Связной Логистика», источников удаленного доступа.
В процессе написания работы была использована научная и методическая литература, которая отражает особенности конкурентоспособности, ее составляющих, способов оценки конкурентоспособности; периодическая литература; внутренняя неопубликованная информация компании.
В процессе написания выпускной квалификационной работы автор выделил таких отечественных авторов, как: Н.Н. Алферова, А.М. Денисова, В.А. Кожин, А.А. Смирнова, Р.А. Фатхутдинов.
Среди зарубежных авторов были выделены такие авторы, как: Р. Акофф, И. Ансофф, Г. Гольдштейн, Ф. Котлер, М. Портер.
Объем исследования составляет 68 страниц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Для полного исследования значения конкурентоспособности предприятия необходимо рассмотреть и охарактеризовать само понятие «конкурентоспособность».
Следует отметить, что термин «конкуренция» в переводе с латинского языка означает столкновение, состязание.
Исходя из определения К. Маркса, конкуренцию стоит определять как непримиримую форму экономического соперничества, борьбу между производителями за более выгодные условия производства и сбыта, с целью получения наибольшей прибыли [18, с.27].
Исходя из определения И. Шумпетера, конкуренция представляет собой не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д.[28, c.42]
Итак, конкуренция является двигателем всех компонентов рыночной экономики, объединяя их в единую систему субъектов в экономики, заставляя их активно конкурировать между собой и побуждая фирмы функционировать, развиваться и бороться за наиболее благоприятные условия, направления деятельности на рынке. То есть конкуренция координирует и стимулирует все компоненты рыночной экономики.
Как правило, конкуренции присущи две основные характеристики: существование на рынке большого количества производителей и потребителей товара, услуги, соблюдение на рынке условий для возможностей свободно вступить, и, или выйти с рынка для фирм-производителей и потребителей их продукции, услуг, реализуемых на данном рынке.
На сегодняшний день, различают такие понятия как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия.
Под «конкурентоспособностью товара» стоит понимать комплексную характеристику, которая определяет предпочтения товаров на рынке по сравнению с аналогами не только по степени соотношения к потребностям потребителей, но и по затратам на их удовлетворение.
Под «конкурентоспособностью предприятия» следует понимать не только реальные и потенциальные способности, а также способности изготавливать товары и услуги по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательным, чем у конкурентов.
Таким образом, благодаря своим рыночным преимуществам предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повышать собственные объемы продаж, в некоторой мере оказывать воздействие на среднерыночный уровень цен, манипулируя объемом продаж и, в конечном итоге, повышать свои конечные финансовые результаты, а именно, величину чистой прибыли [15, c.124].
Способность предприятия конкурировать на конкретном сегменте рынка находится в прямо пропорциональной зависимости от конкурентоспособности товара, а также, от применяемой совокупности экономических алгоритмов деятельности компании, влияющих на результат конкурентной борьбы [37, c.22].
Соответственно, результат, фиксирующий наличие определённых конкурентных преимуществ у компании, и, или у продукции, услуг, которые выгодно отличают данную компанию от фирм-конкурентов, а также, их товаров и услуг является конкурентоспособностью.
Таким образом, причины конкурентоспособности товаров, и, компаний, производящих их, необходимо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик [26, c.171].
Из вышесказанного формируется следующая логическая цепочка исходя из содержания, значения и применения термина «конкуренция» в управлении организацией: конкуренция – конкурентоспособность – конкурентные преимущества.
Конкурентными преимуществами являются особенности компании, ее продукции и услуг в глазах потребителей, которые отличают ее от компаний-конкурентов. Важно отметить, что бывают следующие виды конкурентных преимуществ организации: информационные, квалификационные, конструктивные, наследственные, природно-климатические, технологические, управленческие и др.
Для понимания того, как осуществлять управление процессами формирования и реализации конкурентных преимуществ организации, важно рассмотреть их классификационные критерии.
Автор статьи «Концепция конкурентных преимуществ в контексте конкурентоспособности предприятия», Алфёрова Н.Н., отмечает, что на практике деятельности предприятий, выделяют два основных типа конкурентных преимуществ: способность предлагать потребителям что-либо и снижение издержек. Конкурентные преимущества любых типов предоставляют возможность организации быть более продуктивной, чем организации-конкуренты.
Руководству организаций важно уделять внимание обоим типам конкурентных преимуществ, одновременно с тем строго придерживаясь одного из них.
Предприятие, сконцентрировавшееся на низких издержках, не должно упускать из виду качественный сервис, а также приемлемое качество товара. Более того его продукт не должен быть настолько дороже продукта компаний-конкурентов, чтобы это было в ущерб данному предприятию [4, c.2].
В настоящее время конкурентные преимущества классифицируются по следующим основным критериям. Часто встречающимся критерием является принадлежность конкурентного преимущества к источнику, формируемому за счет внутренних или внешних факторов (рисунок 1).
Данный рисунок составлен по материалам статей Меркуловой А.А. «Классификация факторов конкурентоспособности предприятия»; Чичкиной В.Д. «Конкурентоспособность предприятия: влияние внешних и внутренних факторов».