ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
1.1 Понятие жизненного пространства
1.2 Общие аспекты функционирования личности в третьем возрасте
1.3 Особенности жизненного пространства в период третьего возраста
1.4 Социально-педагогические средства модернизации жизненного пространства людей третьего возраста
Вывод по 1 главе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования вопроса модернизации жизненного пространства людей третьего возраста обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, это причины социального порядка. Выход на пенсию, переход в новую возрастную категорию связан с радикальной перестройкой всего жизненного уклада. Отстранение от профессиональной деятельности, высвобождение большого количества времени, утрата части социальных связей могут существенно дезорганизовать человека. Далеко не все пенсионеры легко соглашаются с тем, что теперь они нужны в основном своей семье для ведения хозяйства, воспитания внуков. Такая ситуация грозит тяжелыми психологическими состояниями, постепенным угасанием, социально-психологической дезадаптацией.
При этом современные люди, которые по возрасту становятся пенсионерами (55-60 лет), нередко полны сил, у них есть интересы, связанные с профессией, их увлечениями, они не стремятся вести только домашнюю жизнь. Кроме того, их активность и жизненный и профессиональный опыт представляют собой богатейший ресурс, который нередко остается невостребованным. Во многом это связано с тем, что сегодня недостаточно разработана система, которая позволяла бы пожилым людям и дальше быть включенными в социальную жизнь в достаточной степени.
Таким образом, существует противоречие между потребностью большого количества пожилых людей в продолжении активной жизни и отсутствием социальных условий для этого.
Следовательно, можно обозначить следующую проблему: как социально-педагогическими средствами помочь человеку адаптироваться в новом жизненном пространстве?
Объект: жизненное пространство пожилых людей.
Предмет: социально-педагогические средства модернизации жизненного пространства.
Цель: рассмотреть социально-педагогические средства модернизации жизненного пространства людей третьего возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие жизненного пространства;
2. Проанализировать общие аспекты развития личности в третьем возрасте;
3. Выделить особенности жизненного пространства в период третьего возраста;
4. Проанализировать социально-педагогические средства модернизации жизненного пространства людей третьего возраста.
Теоретической основой исследования стали работы К.Левина, Д.А. Леонтьева, С.К. Нартовой-Бочавер, А.А. Бодалева, Л. Говердовского и др.
1. Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. – 2006. – № 6. – C. 8-9
2. Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 3. – С. 99-104.
3. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. – 1999. – 4. – с.26-29
4. Бромлей Б.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М.: 2009. – 398 с.
5. Говердовский Л. Методология исследования жизненного пространства личности: дисс…канд.филос.наук. – Волгоград, 2011. – 138 с.
6. Головлева Г.С. Формирование социально-культурной активности пожилых людей в полустационарных учреждениях социальной защиты: дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2006. – 223 с.
7. Гудков Н. Социализация пожилых людей в условиях перехода к рыночным отношениям. На примере Ивановской области: дис. канд. социол. наук. – М., 2009. – 120 с.
8. Жуков В.И. (ред.) Настольная книга социального работника. - Учебно-методическое пособие. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – 352 с.
9. Зеликова, Ю. А. Субъективное благополучие пожилых людей (кросс-национальный анализ) // Социс. – 2014. – №11. – С. 60-69
10. Зозуля Т.В. Психическое здоровье пожилых людей. Методическое пособие для социальных работников. – М.: АНО «СПО «СОТИС», 2008. – 190 с.
11. Карасева Т. Е. Формы и методы социальной работы по преодолению и смягчению проблемы одиночества пожилых людей. – Клин, 2010. – 86 с.
12. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: 2011. – 300 с.
13. Кононыгина Т.М. Герагогика (пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей). – Орел, 2006. – 180 с.
14. Краснова О.В. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2008. – С.339-343
15. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. – СПб.: Речь, 2000. – 380 с.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999. – 180 с.
17. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 69 с.
18. Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст» / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.silveryears.ru/
19. Миронова Е.Б. Жизненное пространство человека (Социальные проблемы понимания): дис. ... канд. филос. наук. – Саратов, 2003. – 155 c.
20. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 1. – С. 9-10
21. Панков, В. Д. Пространственность человеческого бытия / В.Д. Панков. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 1996. – 101 с.
22. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
23. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. по-П863 собие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
24. Пушкарева Н.В. Социальная динамика жизненного пространства человека: дис. ... канд. филос. наук. – Саратов, 2004. – 153 c.
25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
26. Савченков Ю.И. Физиологические маркеры старения // Сибирский вестник специального образования, электронный журнал №2 / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=236
27. Силивоник Е. Ценностные ориентации личности пожилого человека в процессе восприятия окружающего мира / Вторая международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения» Владимир, Владимирский государственный университет, факультет права и психологии, 12 мая 2011. – 390 с.
28. Словарь-справочник по социальной геронтологии/под ред. Б. Тукумцева. – Самара, 2003. – 398 с.
29. Смолькин А.А. Трудовой потенциал пожилых людей // Социс. – 2014. – №5. – С. 97-103.
30. Стрекалов С.А. Топология личности и ее жизненного пространства// Вестник балтийской педагогической академии. – 2010. – № 100 – С. 18-19
31. Стрючков В. В., Алиева Л.М. Социологические исследования уровня социальной адаптации лиц пожилого и старческого возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2013. №6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskie-issledovaniya-urovnya-sotsialnoy-adaptatsii-lits-pozhilogo-i-starcheskogo-vozrasta (дата обращения: 10.09.2015).
32. Устьянцев В. Б. Пространство личности: опыт философско-социологического исследования / В. Б. Устьянцев // Личность в пространстве России. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2000 – С. 5-17.
33. Устьянцев В. Б. Пространство личности: опыт философско-социологического исследования / В. Б. Устьянцев // Личность в пространстве России. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2000 – С. 5-17.
34. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М.: Наука, 2009. – С. 83-92
35. Шилова С.Н. Педагогическое сопровождение социализации пожилых людей в стационарном учреждении: дисс.канд.пед.наук. – Екатеринбург, 2012. – 240 с.
36. Щербаков И. Посттрудовая социализация пожилых людей в современной России: дис. канд. социол. наук. – Н. Новгород, 2008. – 180 с.
37. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., Питер, 2003. – 180 с.
38. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2753.htm