Введение
Глава 1. Изучение проблемы выявления нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие «произносительная сторона речи»
1.2 Онтогенез развития произносительной стороны речи
1.3 Анализ методических рекомендаций по выявлению нарушений развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Логопедическая работа по выявлению нарушений развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.1 Описание и обоснование методики исследования уровня развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Предмет исследования: методы и приемы выявления нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение методов и приемов, направленных на выявление нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме исследования.
- Описать онтогенез развития произносительной стороны речи.
- Провести анализ методических рекомендаций по выявлению нарушений развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
- Описать и обосновать методику исследования уровня развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблеме; сравнение; обобщение; систематизация.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Изучение проблемы выявления нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие «произносительная сторона речи»
Вопросами изучения произносительной сторон речи занимались как психологи, так и лингвисты. Научные представления о компонентах произносительной стороны речи и их функционирования раскрыты в работах М.М. Алексеевой [2], А. Г. Арушановой [3], А. М. Бородич [9], А.Н. Гвоздева [12], Н. И. Жинкина [17], Е. Ивановой [19], А. Н. Леонтьева [24], Н.В. Микляевой [26], Т. Поповой [28], Ф. А. Сохина [29], Т. А. Стародубовой [32], Н. В. Уфимцевой [33], О. С. Ушаковой [34; 35], Н. Х. Швачкина [38] и других.
Основным ядром новой парадигмы анализа общения, порождения и восприятия речи, формирования языковой способности личности явилась теория речевой деятельности. Она возникла на базе общей теории деятельности А.Н. Леонтьева, который в свое время разработал ее на основе психологической характеристики личности . Речевая деятельность – исходное понятие для понимания сущности и исследования динамического аспекта языка, – языка в действии, речи. Оно включает процесс порождения (говорение/написание) и восприятия (слушание/чтение, понимание) /текста и результат этой деятельности с явными и скрытыми следами завершившейся деятельности. Именно в речевой деятельности проявляется глубинная сущность языка, его функций, его безграничных выразительных возможностей.
Л. Давыдович указывает, что «понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся особенности речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи)» .
Компоненты, которые оказывают значительное влияние на произносительную сторону речи:
- фонационное дыхание является наиболее правильным для речевого процесса типом дыхания, так как оно сопровождается работой межреберных мышц и диафрагмы. Оно связано с возникновением и распространением звука, поэтому выдох должен быть организованным, струя воздуха при выдыхании должна быть сфокусирована как бы в определенной точке. Ритм этого типа дыхания отличается от обычного (вдох-пауза-выдох);
- звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата в процессе регуляции со стороны центральной нервной системы;
- просодика – интонационно-выразительная окраска речи. Просодическая сторона речи играет очень важную роль в речевом развитии , так как позволяет выражать ребенку свои мысли, правильно передавать чувства, эмоции, информацию.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов и даже фраз.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.